Скрыть
Уста́ моя́ воз­вѣстя́тъ пра́вду Твою́, ве́сь де́нь спасе́нiе Твое́, я́ко не позна́хъ кни́жная.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Уста моя возвестят правду Твою. Не престаю всегда носить во устах моих правду Твою, Владыко. Ибо правда Отца — Единородный Его. Он бысть нам правда от Бога, по слову священного Апостола (1Кор. 1,30). Весь день спасение Твое. Всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. Яко не познах книжная. Под словом «книжная» разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено было приносить Законом. И говорит: поелику отверг я все сии жертвы, то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы. Это подобно сказанному: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам (Мф. 19,27)? За это и прияли они обетование небесного царствия.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-18 «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им.

«Яко не познах книжная». «Вниду в силе Господни». Симмах перевел так: не умею изчислить. «Вниду в силе Господни». Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею изчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: «многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе», присовокупил: «возвестих и глаголах, умножишася паче числа» (Пс.39:6). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое; но впрочем «вниду в силе Господни», и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя.

«Господи помяну правду Тебе единаго». «Боже мой научил мя еси от юности моея». Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностию называет Пророк времена великаго Моисея, ибо чрез него дан был закон.

«И до ныне возвещу чудеса Твоя». «И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостоивай меня попечения Твоего.

«Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Давид пророчески предсказывает будущее, и старостию называет окончание закона, – а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, разсуждая о Новом Завете; говорит же так: «внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления» (Евр.8:13). Посему и здесь Давид пребываюших в Вавилоне пророчески научает сказать: «и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: «дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».

Евфимий Зигабен (†1118)

Уста моя возвесят правду Твою, весь день спасение Твое.

Язык мой, говорит, будет рассказывать всем, что Ты, Господи, осудил врагов моих и спас меня от рук их.

Яко не познах книжная.

(Ибо я не знаю книжного искусства).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 14-15 Аз же всегда возуповаю на тя, и приложу на всяку похвалу твою. Уста моя возвестят правду твою, весь день спасение твое, яко не познах книжная

Нет сомнения, что Давид в то время, когда нечестивые ругалися ему, имел сильный подвиг против искушений, как видеть можно из глагола возуповаю. Но, боле доблести мужа! Хотя бо и конца зол не видел, и нечестивые не преставали надменно смеяться упованию его: однако он решился в надежде своей твердо стоять и полагаться на единое милосердие Божие, при свете коего надеялся разгнать густейший мрак скорбей своих. Итак, глагол: возуповаю – должно полагать между подвигами, в которых тогда находился Давид. Следующими словами: приложу на всяку похвалу Твою – доказывает, колико благонадежен был, что бедствия его возимеют желаемый конец. Аки бы сказал: Господи! понеже я издавна приобык к благодеяниям Твоим, то и ныне не сомневаюся, что новая милость Твоя подаст мне случай прославлять Твою благость. Потом яснее изображает, какую жертву хвалы Богу принесть намеревается, утверждая, что он непрестанно будет проповедовать правду и спасение Его. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое. Здесь правдою нарицается не то, что Бог воздает всякому свое, но верность, которую являет Бог рабам Своим, сохраняя их и спасая от бед.

Отсюду раждается в нас неизглаголанное утешение, когда слышим, что спасение наше так основано на Божией правде, что имеет равномерную с оною твердость. Давид соединяет оное с правдою, яко причину с своим действием: ибо не отинуду удостоверен был о своем спасении, разве оттуду, поелику ведал, что Бог есть праведен, и Сам Себя отрещися не может. А как был он многократно и многоразличными образы чудесно спасаем, сего ради глаголет, что будет иметь непрестанное тщание прославлять Бога. Следующия слова, яко не познах числа, некоторые толкуют так: хотя спасение Божие непостижимо для меня, понеже превосходит понятие мое, однако я повем оное. Но другие основательнее берут оныя слова в собственном разуме, относя к благодеяниям Божиим. Ибо ничто так не располагает сердец наших к пению похвал Божиих, как размышление о безчисленных благодеяниях, коими Бог ущедряет нас. Люди, получив одно или два благодеяния Божия, часто забывают оныя, или по крайней мере с хладнокровием приемлют, но множество благодеяний самым числом своим хладнокровие сие исправляет так, что неблагодарность наша была бы неизвинительна. Отсюду да научимся не с холодностию или отвращением вкушать благость Божию, но все чувства наши напрягать к прославлению величия ея.

Последуя переводу 70 толковников, некоторые слова оныя, не познах книжная, толкуют так, что Давид не знал наук, содержащихся в книгах; понеже прежде был пастух овчий, потом вступил в воинскую службу и потому не имел времени учиться, как сказано о нем в псалме 77, 70 и 71: восприят его от стад овчих, от доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего. Но сие толкование опровергает сам Давид, который глаголет о себе: паче всех учащих мя разумех (Пс. 118:99). Да и самая книга Псалмов показывает, что он просвещен был учением как Божественным, так и человеческим. Ибо хотя и был первее пастух овчий, а потом воин: однако же сие не препятствовало ему упражняться во учении, и углубляться во умозрении Божиих дел. Итак, нет сомнения, что Давид под именем незнания книжнаго разумеет здесь человеческую мудрость, или паче хитрость, какую имел Ахитофел, который подал совет против него. А чрез глагол: не познах – не простое незнание разумеет, но ироническое, как и мы обыкновенно говорим: я тебя не знаю, и как Господь глаголет: николиже знах вас (Мф. 7:23). Итак, разум сих слов: не познах книжная – есть такой: не вем мудрости мира сего, не хвалю хитрости и умыслов человеческих, не уповаю на советы людей, и проч.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная

Псалмопевец твердо надеется на Бога в настоящей нужде, и он уверен, что Бог Своею благодатною помощью даст ему повод усилить свое прославление Господа, каковое он и будет совершать тогда непрерывно.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–16 Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду тебе единаго

Много претерпевал св. Давид разных обид и оскорблений со стороны врагов, много неправды и всякой клеветы возносили на него. Но он никогда не терял надежды на помощь Божию. И пользуясь во всю жизнь свою покровительством и заступничеством от Бога, он все более и более укреплялся в своем уповании на милость Божию, и, не зная, чем бы лучше возблагодарить, как бы достойнее воздать Господу за все Его милости и благодеяния, он изъявляет намерение усилить свое всегдашнее упование на Бога и приложить еще более усердия к прославлению Его. А потому он как бы так говорит Господу: надеясь на Твое, Господи, покровительство мне, я уверен, что Ты защитишь меня от врагов и не допустишь, чтобы они своими клеветами восторжествовали надо мною. Но чрез это самое и мое всегдашнее упование на Тебя еще более усилится и мой долг хвалить и прославлять Тебя будет удвоен. Уста мои будут возвещать правду Твою, т.е. язык мой будет рассказывать всем, что Ты, Господи, посрамил и осудил врагов моих, а меня избавил и спас от рук их. Яко не познах книжная – слова эти различно толкуются. В переводе с еврейского они читаются: «ибо я не знаю им числа», и по связи с предыдущим имеют такой смысл: уста мои будут всякий день возвещать благодеяния Твои, но Твоя благость безмерна, а потому я не в состоянии исчислить Твои милости, они неисчислимы. С греческого («искусство писания, способность сочинять») преосвящ. Порфирий перевел словом «книжность», и потому при этом переводе в означенных словах является такой смысл: т.к. я не учился сочинительству, не могу написать целой книги о Твоих великих благодеяниях ко мне, то войду в них (вниду в силе Господни) с размышлением о делах Божиих и, воспоминая о них, буду прославлять Твою Божественную правду, в песнопениях проставлю не человеческую правду, но правду Тебя одного, Господи.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible