Скрыть
Умно́жилъ еси́ на мнѣ́ вели́че­ст­вiе твое́, и обра́щься утѣ́шилъ мя́ еси́, и от­ бе́зднъ земли́ па́ки воз­ве́лъ мя́ еси́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Умножил ecu на мне величествие Твое, и обращся утешил мя ecu. Повторение тех же слов означает, как мне кажется, что покаяние, приносимое в прегрешениях, какие соделаны по крещении, приятно Тому, Кто, как сказано, умножил на нас благость и правду Свою. Посему сперва сказано: оживотворил мя ecu, и разумеется этим как бы возрождение, а потом: утешил ecu, и разумеется это о том, кто преодолевается боязнью по причине грехов. Но можно первое разуметь об избавлении из Египта, а второе понимать о пришествии Господнем, когда возымели мы утешение. Ибо исшедшие из Египта, хотя избавились от смерти временной, но подпали вечной, потому что не было еще даровано воскресения.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Симмах перевел так: возрастишь величие мое и оградишь меня утешением. Подобно сему и прочее предрекает Пророк, то есть говорит: в попечении Твоем о мне откроется благость Твоя.

Евфимий Зигабен (†1118)

Умножил ecи на мне величествие Твое, и обращся (чрез обращение) утешил мя ecи, и от бездн земли паки возвел мя ecи.

Сии слова приличны одному только народу христианскому. Блуждавших в неведении и идолопоклонстве Христос обратил к Богопознанию и побудил их к вечному спасению. Он и утешал их, когда говорил: приидите ко Мне, вси труждающиеся и обременные, и Я упокою вас (Матф. 11,28), и когда умирали они по естеству плоти, Христос опять извел их из гробов, ибо, оживотворив умерщвленные тела их и воскресив и сделав их бессмертными силою Своего воскресения, таким образом отныне Он даровал чрез веру таковое воскресение всем достойным. И это видно из явного удвоения и повторения, употребленного здесь Давидом, которое не написано излишне и без цели, но с тою целью, чтобы показать таковую именно мысль. Притом прибавленное здесь наречие: «опять», сделало отмену и различие в предыдущих словах, «и из бездн земли извел меня» от сих, которые теперь пишет здесь.

Афанасий говорит: В высшем смысле удвоение, кажется, означает то, что покаяние во грехах, после крещения учиненных, приемлется Умножившим на нас свою милость и правду. Посему первое (речение): «Ты оживотворил меня» должно быть сказано в отношении к возрождению, а второе: «Ты утешил меня», должно думать, в отношении к страждущему от печали о грехах. Впрочем, быть может, повторяет слова о благодеянии, потому что оно достойно того, чтоб о нем говорить часто. И Исихий: Величие Божие есть снисхождение Его к нам.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 20-21 Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси

Пророк как избавление свое от бед приписывает единому Богу, так признается и в том, что бедственныя приключения, претерпенныя им, были посланы на него по изволению Бога. Но здесь заметить должно, куда клонится намерение Пророка. Он исчисляет бедствия и страдания свои с тем, дабы чрез сравнение прославить Божию милость. Ежели бы наслаждался он всегда равномерным течением счастия, то имел бы одну токмо причину радоваться, а того не возчувствовал бы, коль приятно быть исхищену чудною силою Бога от погибели. И потому надлежало прежде восчувствовать смерть, дабы видеть Бога избавителем и воскресителем. Ибо как все мы раждаемся с слабыми способностями понятия, то первыя начала нашея жизни не зело ясно показывают нам виновника ея: но когда Бог в отчаянных случаях помогает нам, и мы понимаем цену помощи Его, то самый возраст бывает для нас ясным зерцалом милости Его. Сим образом Давид увеличивает Божие благодеяние, показывая, что будучи погружен в глубочайшую бездну зол, возникнул, быв изведен рукою Его на свет. За сим проповедует, что милостию Его не токмо от погибели был спасен, но и на вящшее достоинство возвышен. Сия счастливая перемена как бы некоторым прибавлением к возстановлению послужила, подобно как бы был он возведен из ада на небо. А что неоднократно повторяет слово: обращься, сие относится к прославлению промысла Божия; аки бы сказал, что все несчастия приключились ему не по слепому некоему случаю, но по Божию изволению. Ибо как скоро возсиял свет благоволения Его, то и мрак печали исчез, и обстоятельства переменились на лучшее.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 20–21 Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси

Указав на величие и всемогущество Божие, псалмопевец в настоящих стихах воспоминает о том, как много в своей жизни он перенес различных бед и скорбей, и все эти бедствия и скорби терпел не только по допущению, но и по особому изволению Божию. По тому же Божественному изволению он многократно спасаем был от всех самых ужасных скорьбей и бед, – он, как бы оставленный Богом и подверженный самой крайней степени унижения, был неожиданно возвышаем и обращенною к нему Божией милостью несказанно утешен. Указывая на это, псалмопевец тем самым желает наиболее прославить благость и милость Божию к нему, которая неоднократно избавляла его от конечной гибели, как бы умерщвленного и погребенного изводила его из глубины земли, как бы исхищала из самых челюстей ада. Сколько раз, как бы так говорит он, подвергал Ты меня, Господи, великим и лютым бедам, но опять оставлял меня в живых и из бездн земли извлекал меня? Ты многократно возвышал и возвеличивал меня: когда я от претерпеваемых мною зол и скорбей был близок к смерти, Ты снова обращался ко мне с милостью, чем доставлял мне великое утешение, и как бы снова спасал меня от погибели, как бы из самого ада извлекал меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible