Скрыть
пра́вда Твоя́ я́ко го́ры Бо́жiя, судьбы́ Твоя́ бе́здна мно́га: человѣ́ки и скоты́ спасе́ши, Го́споди.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Господи, на небеси милость Твоя. Показывает, что милостью Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы.

И истина Твоя до облак. Правда Твоя яко горы Божия. Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками. Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. Судьбы Твоя бездна многа. Поелику же столько у Тебя истины и правды, то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо уразумение судеб Твоих. Человеки и скоты спасении Господи. Апостол, сказав о двух народах: затвори Бог всех в противление, да всех помилует, присовокупил: яко неиспытани судове Его (Рим. 11,32-33). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и разумеющих лучшая (Рим. 2,18), а скоты, как неразумные, — язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали, а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому сказал он предварительно: судьбы Твоя бездна многа. И еще: человеками называет сохранивших разумное достоинство, а скотами — преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями. А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

«Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: Правда Твоя яко горы Божия». Они замышляют делать подобныя дела, как будто никто не надзирает над ними; а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина не изследима, и правда уподобляется высочайшим горам. Истина Твоя достигает и до человеков посредством Пророков, как бы посредством облаков, подавая им спасительный дождь.

«Судьбы Твоя бездна многа». Но почему долготерпишь, имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ея глубина недостижима человеческому взору; так неизследимо разумение судов Твоих.

«Человеки и скоты спасеши, Господи». Что же сему причиною?

Экумений (†VIв.)

Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи

Во многих местах божественного Писания, по обыкновению, ангелы называются именем людей. Это очевидно из тех случаев, когда архангел Гавриил представлен как человек Божий (Дан 9:21). Говорит и пророк: человеков и скотов хранишь Ты, Господи! под человеками подразумевая ангелов, а под скотами - людей; ибо в сравнении с разумением ангелов люди несмышлены и подобны скотам. <…> Но и Господь, согласно Луке, называл ангелов людьми, когда говорил: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака (Лк 12:35-36). В самом деле, коль скоро ангелы во многих местах, как говорилось выше, называются людьми, взор их устремлен к Богу.

Комментарий на Откровение

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа

Как выше сказанными словами Давид выразил чрезмерную злобу Саула, так сими словами выражает великость и чрезмерность долготерпения и другого рода благости Божией. Господи, говорит, милость Твоя на небе, то есть, достигает до неба и столько ж велика; а равно и истина твоя высока до облаков, иначе—опять до неба, так как и облака представляются восходящими на небо, как почти то же сказал и в стихе 11-м 56-го псалма. Даже говорит: правда Твоя как Божии горы, означая горами высоту и величие правды Божией, и называя горы Божиими по создании от Бога. Суды Твои бездна велика, то есть, строительства Твои суть беспредельная и непостижимая бездна.

Другой говорит: Выражение—милость Твоя на небе—означает, что от милости сей зависит и все небесное, то есть, разумные силы. Истина Твоя до облаков—вместо— Ты явил чрез пророков истинные и верные обетования, так как облаками называются пророки. Слова Великого Василия: Правда, находящаяся у нас, есть соразмерное разделение; ибо если и не наблюдаем его в точности, но делая по самому справедливому разумению, мы не отступаем от цели: производимая праведным судиею свыше есть правда исправляющая и воздающая, которую трудно разсмотреть по причине высоты заключающихся в ней судеб, как говорит Давид: правда Твоя, как горы Божий. О судьбах Божиих говорит и Григорий Богослов. А Павел покушается, правда, наследовать судьбы Божии; но поелику не находит конца и отдохновения в восхождении, ни того, в чем любоведение ума явно достигнуло бы окончательного предала (потому что всегда остается для него нечто еще неизведанное), то чудное дело! о если бы и со мною было тоже! заключает речь изумлением, именует сие богатством Божиим и глубиною и исповедует непостижимость судов Божиих, выражаясь почти так же, как и Давид, называющей суды Божии бездною великою, в которой нельзя достать основания ни мерою, ни чувством. Смотри и сие: Полагающий в сокровища бездны (32 пс). И Феодорит: Ты, Господи, имеешь и милость безмерную и истину несравненную и правду уподобляемую величайшим горам. Eвceвий говорит: Облаками называет пророков и Ангельские силы.

Человеки и скоты спасеши, Господи

Это—спасаю—иногда принимается за непрестанное и всегдашнее спасение, находящееся на небесах; так говорим: праведники спасаются, то есть, вечным спасением; а иногда принимается за временное спасение в настоящей жизни, как говорится и здесь. А спасение в настоящей жизни означает просто оживлениe. Итак, Давид говорит: Господи! будучи столько благ, Ты не только оживляешь людей, но и бессловесные животные (а под кроткими животными он заключил и всякое дикое животное). Спасешь поставлено вместо—спасаешь—по взаимному употреблении времен, где будущее принимается вместо настоящего. Или: людьми называет живущих по здравому смыслу, а скотами—живущих безрассудно и бессмысленно. Или: под людьми разумей иyдеев, руководствовавшихся к добру законом Божиим, а под скотами — сладострастных язычников. По последнему смыслу «спасешь» должно разуметь, как есть, как в будущем времени: это будет пророчество; то есть, Ты, Господи, спасешь язычников вечным спасением, когда уверуют в Евангельскую проповедь.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак: правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего так как только от Него идет свет жизни

Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая». Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божией, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду, и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!  Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 

Пророк приступает здесь ко второй части псалма и показывает, что хотя злость некоторых людей чрезмерно велика, но благость Божия, которая состоит в милости и правде Его, еще и того больше. О милости говорит: „Господи на небеси милость Твоя‟, т. е. так велика, что от земли простирается она до неба... Не меньшая же в Боге и правда, ибо воздает всем и каждому по делам их, ибо говорит „правда Твоя, яко горы Божия‟, т. е. велика наподобие самых высочайших гор, которые иногда превышают облака... „судьбы Твоя бездна многа‟ т. е. неисследованы и непостижимы, подобно глубочайшей пучине, которая бездной нарицается, потому что не имеет дна и очами проникнута быть не может…
 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут

Хотя нечестивые, как бы так говорит псалмопевец, злодействуют, думая, что никто не видит их злодеяний, как будто никто не надзирает над ними; но у Тебя, Владыко Господи, пребывает неотступно правда вечная, которая воздает всем и каждому по делам его: правда Твоя, яко горы Божия, т.е. она так велика, как величайшие и высочайшие горы, которые иногда возвышаются над облаками. Великие предметы в мире псалмопевцы нередко именуют Божиими: «горы Божия, река Божия» (Пс.64:10), «кедры Божия» (Пс. 79:11), как созданные Богом и как громче всего проповедающие о творческой силе и величии Божием. Но правда Божия действует не так, как правда человеческая. Тогда как последняя находит нужным наказать и покарать, первая проявляет терпение и даже милует и долготерпит явным преступникам воли Божией, которые по суду человеческому подлежат гневу и достойны казни Божией. В этом смысле о правде Божией как проявлении Божественного правосудия в отношении к людям и вообще к тварям псалмопевец говорит: судьбы Твоя бездна многа, т.е. судьбы Божии неисследованы и непостижимы, как глубочайшие морские пучины, которые потому и называются бездною, как бы не имеющие дна и потому недостижимые для взоров человеческих и не подлежащие никакому исследованию. В этом же смысле о правде Божией и о судьбах Промысла Божия и апостол Павел говорит: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» (Рим. 11:33). Промысл Божий проявляет одинаково милость Свою ко всем тварям, разумным и бессловесным: человеки и скоты спасеши, Господи. Некоторые отцы и учители Церкви (св. Афанасий Александрийский [3, с. 126]) последнее изречение объясняют как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под именем человеки благочестивых людей, или вообще иудеев, получивших Закон и обетования от Бога, а под именем скотов неразумных – язычников, не ведующих Бога и не получивших письменного откровения воли Божией. Сказав о высоте и бесконечном величии свойств Божиих – милости, истины и правды, как наиболее действующих и проявляющих себя в искуплении и спасении мира, псалмопевец воздает как бы особенную похвалу и удивление спасительной для всех милости Божией, особенными благодеяниями которой воспользуются сынове человечестии, т.е. не скоты, или неразумные животные, и не те люди, которые уподобляются скотам бессмысленным, а те благочестивые и богобоязненные люди, которые не омрачили в себе образа Божия порочною жизнью и которые будут возрождены благодатью Божией от второго Адама – Христа: они в крове крилу Твоею надеятися имут, т.е. под охраною Божьей благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крил своей матери, могут быть спокойными, обнадеженными (надеятися имут), вполне уверенные в своей безопасности (Пс. 90:1–4). «О, сколь драгоценна милость Твоя, Боже!» (по пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible