Скрыть
Начальнику хора. Раба Господня Давида.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, отроку Господню Давиду

Содержание: Настоящий псалом содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, какими создал Бог поднебесную, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх же всего этого молитву, предохраняющую от падения в гордыню.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, отроку Господню Давиду

Божественный Давид, имев в руках Саула, не только сам не умерщвлял его, но и воспрещал это покушавшимся умертвить; с наступлением же дня, взошедши на одну высоту, выговаривал Саулу, и обличал в несправедливой неприязни, давая знать, что, ночью нашедши его спящим, не убил как врага, но спас как благодетеля, при чем показывал край одежды, и сосуд для воды, и копье, взятые им в доказательство истины сих слов. Саул отвечал на это словами, которыя прикрашены были благоволением и облечены в вид приязни; к словам же сим присоединил и клятвы, притворяясь раскаявающимся. В сие-то время блаженный Давид изрек псалом сей, осуждая живущих порочно, и возвещая на все простирающийся Божий Промысл. Привнес же в слова свои и богословие и пророчество; почему надписание и отсылает читателя к концу.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, отроку Господню, Давиду

Когда Давид, будучи преследуем Саулом, убежал спать в одну пещеру, а Саул, не зная, что там находился Давид, скрывшийся во внутреннейшую часть пещеры, вошел в ту же пещеру и сам спал у самого устья пещеры; тогда Давид, встав ночью и Саула спящим, не умертвил его, но только ножом отсек край верхней одежды его, то есть, полу ее в доказательство. Когда же сделался рассвет, Саул вышел из пещеры. В то время Давид, став далеко, громко укорил Саула за неправедное злоумышление и преследование его, и, изъяснив свою правду и непамятозлобие в отношении к Саулу, столь совершенное, что, имел его в своих руках, он не умертвил его; в удостоверение сего он показал полу, отсеченную у одежды его. Устыдясь сего и умилившись, Саул сознался, что несправедливо преследует Давида и просто сказал ему слова, имевшие вид любви, хотя и снова продолжал преследовать Давида. Почему Давид, пораженный сим случаем, сочинил настоящий псалом во первых для того, чтобы обнаружить злонравие каждого хитрого и коварного человека. (Смотри и надпись 56 псалма). Псалом сей надписывается «в конец» потому, что пророчествует о погибели врагов своих, последовавшей в конец. А называется Давид отроком Господа, как сын и как раб Его, как это мы изъяснили в надписи 17-го псалма.

В. Кирилл говорит: Что этот псалом содержит обвинение иудейского народа в гордости и обличение злости его.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, отроку Господню Давиду

В первой половине XXXV Пс (ст. 1-5) описан нечестивый, который постоянно злоумышляет на праведного и строит ему козни, он не может успокоиться и ночью, которую проводит в обдумывании злых планов. Такая характеристика очень подходит к Саулу, неугомонному преследователю Давида, почему этот псалом, за отсутствием в нем других каких-либо конкретных указаний можно считать написанным в эпоху гонений от этого царя.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, отроку Господню Давиду

Псалом сей имеет следующее надписание: В конец, отроку Господню Давиду. Надписание это, буквально сходное с началом надписания псалма семнадцатого, означает, что и этот псалом принадлежит к числу псалмов, составленных пророком Давидом, который здесь называется отроком Господним, как сын и как раб Господа. Выражение в конец имеет здесь то же значение, что и в других псалмах, и объяснено выше (см. Пс. 4 и др.).

В псалме сем, с одной стороны, изображается великая сила зла, столь свойственная растленному естеству человеческому, а с другой – прославляется величие благости и правды Божией, охраняющей верующих. Но как ни велика и страшна злоба и сила грешников, от которой даже праведник может прийти в уныние, но бесконечно больше того сила бодрствующего над миром благого и правосудного Промысла Божия, под охраной которого верующие могут утешаться радостной надеждой избавления от угрожающих им опасностей со стороны нечестия развращенного мира и с уверенностью ожидать полного его поражения и падения.

Хотя ни из содержания, ни из надписания сего псалма не видно, когда и при каких обстоятельствах он составлен был Давидом, но по некоторым признакам можно предполагать, согласно с блж. Феодоритом [6, с. 162–163] и другими толковниками псалмов, что он написан был после последней встречи Давида со своим гонителем на холме Ехелаф (или Гахила), в пустыне Зиф. Когда Давид, узнав, что Саул расположился своим станом в одной из пещер на том холме для ночлега, то, встав ночью, подошел близко к шатру и, найдя Саула спящим, мог бы беспрепятственно умертвить его, что и предлагали ему сделать сопровождавшие Давида. Но Давид не сделал сего, не поднял руки на помазанника Божия, а только ножем отсек край верхней одежды его, в доказательство того, что жизнь Саула находилась в руках Давида. Когда же настало утро, и Саул вышел из пещеры, то Давид, остановясь на горе, в некотором отдалении, громко укорил Саула за неправедное злоумышление и преследование его и в то же время выяснил свою правду и непамятозлобное отношение к Саулу, настолько искреннее, что, имея его в своих руках, не умертвил его, в удостоверение чего показал отсеченную полу одежды его. Саул же, пристыженный словами и великодушным поступком Давида, сознавался в своей безумной злобе и притворно раскаивался в своей несправедливости к нему, и убеждал его возвратиться домой, обещая не делать ему более никакого зла (1Цар. 26:2–25).

Так как в псалме сем содержатся мысли о глубоком повреждении грехом еврейского народа и вообще всего человечества и о спасении его единственно явлением беспредельной милости и правды Божией, чрез искупление во Христе Иисусе, то св. отцы и учители Церкви относят сей псалом к числу пророчественно-мессианских, находя основание для сего в словах апостола Павла (Рим. 3:10).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible