Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу. Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа. О злобе же не негодова, то есть, не возненавидел злобы.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Ст. 5, 48:19 Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему
На слова: предста всякому пути неблагу (Пс.35:5), и: душа его в животе его благословится (Пс.48:19).
Сие: предста всякому пути неблагу, - сказано о человеке грешном; помог ли он кому, защитил ли или оправдал кого. Как непреоборимый вития, став пред судиями, употребляет свое искусство в помощь людям, имеющим в нем нужду, так и сей человек не отказывается всеми силами защищать порок.
Сие: душа его в животе его прославится, - сказанное опять о человеке самом порочном, значит следующее: будут о нем говорить доброе, то есть хвалить, прославлять, ублажать его; потому что слово: «благословение», происходя от слов «говорить доброе», указывает на добрую молву.
Многие по причине превратности своего суждения о делах людей, которых справедливо было бы жалеть и оплакивать, хвалят и ублажают за то, что они изобилуют богатством и наслаждаются, живя роскошно, хотя бы и учинили тысячи худых дел, и не помышляют, что в скором времени понесут за то наказание, но имеют в виду настоящее наслаждение. Их-то осмеивая превратное суждение и порицая их за то, что не только не укоряют согрешающих, не только льстят им, но даже, если нужно, в угождение им притесняют самую добродетель и делают ей зло, Песнопевец сказал: душа его в животе его благословится.
Если же сказано: в животе, то сим дается знать, что по смерти подвергнется он наказанию; ибо на сие указывают последующие слова: внидет даже до рода отец своих (Пс.48:20). Входящий же не в ничтожество войдет, как думают некоторые, но будет заключен в такое место, в котором именно даже до века не узрит света, потому что вместе с хвалившими его будет содержим в вечной тьме, терпя наказание за все им сделанное.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящии ми злая
Пусть не успеют в том, говорит Пророк, что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд.
Евфимий Зигабен (†1118)
Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
Беззаконие помысли на ложе, своем
Не только, говорит, днем, но и ночью, находясь на одре, Саул умышлял против меня зло; и во время покоя и тишины он не имел покоя, каковыми словами Давид представляет чрезмерность злобы его. Согласно с сим говорит и Михей: в помышлениях своих делали зло на ложах своих и при наступлении дня они начали исполнять оное (Мих. 2,1).
Предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
Готов, говорит, был (Саул) на всякий грех и не обременялся и не гнушался злом.
Божественный Исидор так изъясняет сие. He негодовал на зло вместо—но возненавидел, не возгнушался, тогда как Божественное писание именует идолов иногда мерзостями, а иногда враждами. Слово предстал—означает или то, что он представил себя в служение всякому пути недоброму, или что он содействуете злу и защищает его. Ибо предстояние иногда означает защищение, так что стоит тот, кто делает на пути грешников, а предстоять, кто вместе с делающим подвизается, дошедши до такой испорченности, что никогда не возненавидел зла; иначе он не делал бы, если бы возненавидел. Он напротив еще предстал на нем, то есть, помогал, защищал, оправдывал. Ибо как непреодолимый оратор, представ пред судей, за просивших у него помощи, употребляет все свое искусство, так и он не отрекся всею силою защищать зло.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время - время покоя для других людей.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 4-5 Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
Беззаконны их слова, ожесточенно (не восхоте разумети) сердце; даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Здесь наконец описывает мысли и сердечные склонности злые, ибо дела беззаконные, не по случаю он творит, и слова – не неумышленно произносит, но и те и другие на ложнице своей гораздо прежде обдумывает... обдумав в сердце своем, и объяв мыслью различные намерения злые, какие представились ему, аки некие пути, предлежащие деланию, он утверждается в них и так и на деле начинает ходить „по всякому пути неблагу‟: и как воля его давно уже была растлена, того ради не может он ненавидеть злобу, но паче любит, не потому что зла, но так как полезной ему кажется.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова
В этом стихе псалмопевец продолжает речь о том же беззаконном гонителе своем, который, не имея в совести своей страха Божия, не только творит всякое беззаконие, не только обманывает себя и других притворным раскаянием в беззаконных делах своих и не принимает никакого убеждения и вразумления со стороны других благоразумных людей, но по-прежнему постоянно занят одною злобною мыслью, как бы захватить и умертвить воображаемого им в лице Давида своего соперника, так что даже и отходя ко сну, на ложи своем измышляет беззаконие, обдумывает свои беззаконные планы и, пробуждаясь потом от сна, спешит привести в исполнение задуманные злые намерения (предста всякому пути неблагу), не гнушаясь при этом никаким злодеянием, а принимая его как выгодное средство для выполнения злобных своих замыслов (о злобе же не негодова).
Вторую половину 2-го стиха сего псалма, вместе с несколькими стихами из Пс. 13:1–3 и других мест Священного Писания (Пс. 5:10, 139:3, 9:28; Притч. 1:16; Ис. 59:7–8), св. апостол Павел приводит в доказательство глубокого повреждения грехом иудейского народа и вообще человечества и необходимости для спасения людей в искуплении их Иисусом Христом (Рим. 3:10–18, 25). В этом учении апостола св. Афанасий Великий и другие отцы и учители Церкви видят основание и подтверждение того мнения, что пророк Давид в образе глубоко падшего и сделавшегося неспособным к исправлению Саула созерцал и предызобразил в сем псалме (ст. 2–5) глубокое развращение иудейского народа и вообще человечества пред пришествием на землю Христа Спасителя [3, с. 126], что и показали на себе развращенные иудейские книжники и фарисеи, современные Иисусу Христу, а за ними и весь народ иудейский, которые, забыв страх Божий, только лицемерно почитали Бога и исполняли закон Его (Мф.15:8–9), имели только вид благочестия, а силу его отвергли (2Тим. 3:5). В еще большей степени проявлялось развращение и нечестие в жизни других народов.