Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Проба́ви ми́лость Твою́ вѣ́дущымъ Тя́ и пра́вду Твою́ пра́вымъ се́рдцемъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Пробави милость Твою ведущим Тя, и правду Твою правым сердцем
Причастниками кроткой и праведной Твоей попечительности соделывай всегда сподобившихся Боговедения и избравших дела благия. Ибо Пророк то и другое сказал об одних и тех же, сделал же разделение по особенному свойству языка. И не иных разумея под ведущими Бога, а иных под правыми сердцем, одним просил милости, а другим правды; но определив, что совершенная добродетель есть хранение истинных догматов и совершение благих дел, приобретшим оную обещает и милость и правду.
Евфимий Зигабен (†1118)
Пробави милость Твою ведущым Тя: и правду Твою правым сердцем
Всегда, говорит, будь милостив, Господи, к тем, которые удостоились познания истинного Бога, и всегда подавай праведную Твою помощь тем, которые по сердцу правы и незлобивы.
Божеств. Кирилл говорит: К знающим его просит продолжить милость, а к правым по сердцу (продолжить) свою правду, по которой будет воздано им по достоинству: и вторые не должны быть различны от первых, то есть, правые от знающих, ибо за знанием от Бога следует продолжение правого сердца, то есть, ни в каком отношении не развращенного. Или по Оригену: Имеющие познание, то есть, веру, милостью оправдываются и спасаются, а те, которые (имеют) и правоту в делах, получают венец правды. Впрочем ежели продолжается милость к знающим Бога, то к знающим Его она будет непродолжительна. Слова Феодорита: И то и другое сказал об одних и тех же, употребив разделение по особенному свойству (языка), ибо не называет одних знающими Его, а других—правыми по сердцу; и не просит одним милости, а другим—правды, но, определив совершенную добродетель разумением истинного учения и добрыми делами, имеющим оную обещает милость и правду.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 11-13 Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати
За уверенностью в помощи Божией следует молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави – продли) и предал злобе грешников (нога гордыни, ступание ногою на спину – образ поругания; рука – образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо – указание на нечто настоящее).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Здесь обращается пророк к молитве, и первее вообще просит Бога, дабы Он продолжил милость Свою ко всем благочестивым... „Пробави‟, т. е. продолжи сию великую милость Твою к тем только, которые знают Тебя, как други и сыны Твои, кои, яко присные, обращаются к Тебе: пророк, хотя различными словами, но – одной и той же вещи, по обычаю своему, просит у Бога.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Пробави милость Твою ведущым Тя и правду Твою правым сердцем
Пробави – значит: «продли, продолжи, протяни». Изобразив различные духовные блага (ст. 7–9), которых по милости Божией удостоиваются все познавшие Бога верою в Него, псалмопевец молитвенно обращается к Господу Богу и просит, чтобы Он и впредь продолжал изливать милость Свою на верующих в Него (ведущим Тя) и правым сердцем, т.е. всем искренно верующим и нелицемерно, без всякого лукавства в душе старающимся соблюдать Его Божественные заповеди, чтобы и впредь проявлял Свою правду, в защиту их от напастей и для утверждения в добродетели, воздавая правдою за подвиги терпения и благочестия.