Скрыть
да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене

Да не приидет мне нога гордыни. Просит быть свободным от страсти. И рука грешнича да не подвижит мене. Да не подвигнет меня, говорит, от предстояния Тебе какое-либо постыдное дело.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие, изриновени быша, и не возмогут стати

Сие: «тамо падоша вси делающии беззаконие», Симмах перевел так: где падают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут востать. Пророк же просит хранить меры естества, и, по наветам беззаконных, не совращаться с праваго пути; потому что знает конец пути противоположнаго. Те, говорит он, которые напали на сей последний путь, не возмогут уже востать и вступить на другой путь. С сим сходно сказанное в псалме шестом: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Пс.6:6)?

Евфимий Зигабен (†1118)

Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене

Да не приидет мне нога гордыни

То есть, да не войдет в меня гордость; ибо частью гордости (ногою) выражает все тело гордость; и нисколько да не пристанет она ко мне. А именем гордости выразил всякое зло, потому что гордость есть верх и производительница всякого зла.

Новейшие учителя любопытно толкуют это место: говорят, что гордость имеет одну только ногу: да не приидет ко мне нога гордыни во 1-х потому, что она подобна никоему чудовищу и животному об одной ноге: во 2-х потому, что гордый надеется только на одного самого себя и весь полагается на себя; в 3-х потому, что не имея хорошего основания, гордость падает легко во все беспорядки. Посему и Давид говорит далее: там упали все делающие беззаконие; и если иногда, при помощи Божественной благодати встанут, то опять скоро упадут из одного зла в другое—худшее; почему и сказано: были низринуты и не могут устоять.

И рука грешнича да не подвижит мене

Говорит—рука грешнича, то есть, грешник (часть вместо целого) пусть не поколеблет меня. Грешником Давид называет здесь диавола, или Саула, как беззаконного, или даже каждого лукавца; подвинет— означает устранит меня от твердого основания добродетели.

По словам Оригена: рука грешника есть действие диавольское.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 11-13 Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати

За уверенностью в помощи Божией следует молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави – продли) и предал злобе грешников (нога гордыни, ступание ногою на спину – образ поругания; рука – образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо – указание на нечто настоящее).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене

Эту милость Твою, Господи, продли ко правым сердцем и нечестивые погибнут

«Да не наступит на меня нога гордыни». - Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня - свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня

Пророк молится Богу о даре постоянства в праведности, а наипаче против порока гордости, которому подвержены бывают великие мужи, каков был и он.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене

От созерцания милости Божией, явленной праведным и имеющей явиться в будущем, обращаясь взором к действительности, к тем отношениям, какие продолжали еще существовать между ним – Давидом и его гонителем, псалмопевец просит здесь уже о себе лично, чтобы Господь избавил его, как одного из тех верующих и правых сердцем, о которых говорит в предыдущем стихе, – от насилия нечестивых гонителей, что разумеет в словах – нога гордыни, и рука грешнича. Он говорит как бы так не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода уничижениям и казни, не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (1Цар. 26:19). По мнению же других толковников (св. Афанасий Александрийский и др.), пророк молится здесь, чтобы Господь даровал ему твердость и постоянство против духа гордости (нога гордыни), которому нередко подвергаются и великие мужи, – чтобы нечестивые не поколебали (рука грешнича да не подвижит), не совратили его с пути добродетели.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible