Скрыть
и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Ст. 13-14 Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

Святой Дух знает, что скрытые греховные страсти являются наиболее мучительными для души и что они глубоко укоренены в ней; и Он через Давида научает нас относительно того, каким образом можно избавиться от них: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего. Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело, по словам Апостола: Если кто разорит храм Божий, — здесь он говорит о теле, — того покарает Бог (1Кор. 3, 17), так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами, по сказанному: Всяцем хранением блюди твое сердце, словно невесту Христову, от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23).

Великое послание

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 и от чуждих пощади раба Твоего

Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.

аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну

Вожделеваю воспользоваться Твоею помощию, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежния грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар Всесвятаго Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают востающия страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему: «Господи помощниче мой и избавителю мой». Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятаго крещения освобождающаго от прежняго растления, избавляющаго от рабства демонскаго, дарующаго нетление и безсмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина – о законе, а окончание – о благодати. Ибо говорит: «грехопадения кто разумеет?» и: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего», и: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Податель же сих благ есть Новый Завет.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 13-14 Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

Мы грешим постоянно, и часто тяжко. От множества грехов своих мы даже не считаем их, не постигаем их тяжести. За нами есть множество всяких грехов: и явных и тайных, и чужих и своих. Тайные грехи и чужие грехи – тоже опасные грехи: тайные – потому, что мы не примечаем их и не исправляемся в них; чужие – потому, что они погубляют не только нас, но и ближних наших. Пощади же и меня, Господи, от чужих грехов, не взыщи их на мне, да и от тайных моих согрешений очисти меня. И они отнимают у меня Тебя, всеблагого и праведного Отца моего, удаляют от Тебя, подвигают на меня праведный гнев, так что Ты не внемлешь с благоволением моим словам, моей молитве, да и я не имею в сердце дерзновения пред Тобою.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

и от чуждих пощади раба твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

и от чуждих пощади раба твоего

И от чужих грехов, говорит, сохрани меня, Господи, по своему милосердию. Поелику и царь виновен в тех грехах, которые делают подданные его, по его нерадению и архиерей в тех погрешностях, которые производит стадо его; и отец в тех пороках, которыми подвергаются дети его; и господин в тех преступлениях, которые делают слуги его: грехи всех упомянутых лиц хотя и чужие, однако вменяются, как свои, как начальникам, так и правителям. Почему так? потому что, имея возможность исправить их, они нерадят о исправлении. Или Давид называет чужими те грехи, которые бывают по случаю, по обстоятельству, невольно, без совершенно добровольного и свободного намерения и произволения. Или под чужими можешь понимать врагов, как видимых—людей, так и невидимых — демонов, о сохранении от которых молится Давид милосердому к нему Богу, по Феодориту.

В Катенах Никиты написано: мы называем вносимые в ум дьявольским действием страсти чужими, доколе они нами не приняты: а когда ум примет оные, тогда они становятся уже не чужими, но его собственными преступлениями.

аще не обладают мною, тогда непорочен буду

Если, говорит, не победят меня упомянутые тайные грехи, и злые и гнусные помыслы, тогда я достигну совершенства. В настоящее время я по возможности моей храню закон Твой; но того боюсь, что тайно может совершиться в душе моей.

и очищуся от греха велика

Великим грехом он называет упомянутые тайные грехи — неведения и чужие, также злые и гнусные помыслы, хотя они у некоторых грешников почитаются ничтожными; так как и злые помыслы ума изгоняют из души благодать Духа. Также, когда кто не обращает внимания на то, что подчиненные его грешат, то и это подвергает сего худого смотрителя над ними одинаковому осуждению с согрешающими, или еще большему, нежели они.

Другой —в Катенах Никиты говорит: Когда вносимые диаволом в ум злые помыслы не возобладают мною, чтобы я согласился на них, тогда я могу быть непорочным и очищусь и от действительного греха, который велик, по сравнение с грехом в уме. Феодорит: Здесь между прочим предсказывает о новом завете, о благодати крещения и даре Пресв. Духа, чрез который верующие получают оставление прежних грехов и, имея достаточную помощь на последующее время, они побеждают и восстание страстей, и наветы, и злых духов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

и от чуждих пощади раба твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика.

Понеже сказал, что он хранит заповеди Божия, сего ради исправляет себя, и изъемлет грехи, от немощи происходящие, от которых предохраниться невозможно. Аки бы рекл: раб Твой блюдется от грехов, закон Твой сохраняя, однако не совершенно, но елико терпит человеческая немощь. Изрядно слова сии на Еврейском читаются тако: неведения кто разумеет? где неведение противополагает разумению, дабы показать, что весьма трудно соблюстися от грехов, по неведению творимых. Впрочем, поелику грехи суть, и соблюстися от них возможно; сего ради присовокупляет молитву: от тайных моих очисти мя, – то есть от грехов, по немощи и по неведению содеваемых, которые мне или неизвестны, или которых я не помню, или которых даже и за грех не вменяю. В следующих словах: и от чуждих пощади раба Твоего, просит, дабы Бог или простил ему чужие грехи, в которых он, может быть по случаю участвовал, или – дабы предохранил от сообщества развращенных людей (ибо благонамеренные люди, каков был святый Давид, и от неведения своих грехов, и от сообщества злых прилежно блюдутся), или наконец, – от тяжких, смертных и непростительных грехов, какова есть наипаче гордость, предохранить себя просит. Ибо так в Еврейском тексте изображено: и от гордыни пощади раба Твоего, где чрез гордыню разумеется явное преступление закона, с которым сопряжено ожесточение и упрямство. Глагол пощади, означает, какова есть наша склонность ко греху, когда и святые мужи не токмо колеблются, но и часто падают, ежели Бог Своею благодатию не поддержит их. Ибо заметить должно, что Давид, нарицая себя рабом Божиим, признается притом, что он имеет нужду во узде, дабы не стремился упрямо к преступлению Божия закона. Хотя бо отрожден быв Божиим Духом, воздыхал о своих грехах, однако ведал, колико есть растление плоти, и коль легко вкрадывается в мысль забвение Бога, откуду раждается нечестие и самое забвение закона. Ежели убо Давид, который в страхе Божием толико преуспел, не совсем был свободен от опасности преступлений; то каким образом человек плотский, в котором царствуют безчисленныя похоти, влекущия ко греху, управит себя единым свободным произволением? Сию мысль подтверждает следующая вскоре за сим причина: аще не обладают мною (в Еврейском: да не обладают мною), тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика, которыми словами Пророк подтверждает, что он не токмо не силен будет к сопротивлению, ежели Бог не поможет ему, но и совсем подвергнется владычеству самых величайших грехов. Итак просит Бога, дабы Он предохранил его благодатию Своею даже и от малых грехов. Тогда бо, глаголет, непорочен буду, и очищуся от греха велика, когда малые не обладают мною; всякий бо грех даже и малый будет велик, когда удалит от Бога и повлечет в геенну.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Ст. 13-14 Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

То есть: ежели не преодолеют меня грехи тайные и чуждые, тогда я буду непорочен, ибо, освободившись от тайных и чуждых, освобожусь от тяжкого бремени греховного. Грехи тайные и чуждые пророк называет грехом великим, во-первых, потому, что они в самом деле могут быть велики; во-вторых, потому что они не были очищены благовременным покаянием.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.14   И от чуждих пощади раба твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика.

Ст.14   И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

Все грехи чужды человеческой природе, ибо она сотворена была чистою; семя грехов внесено в нее искусителем. Посему, можно думать, что Давид здесь молит спасти от всех вообще грехов. Св. Афанасий и бл. Феодорит под чуждими разумеют демонов. «Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов» (Бл. Феод.).

Симмах разумеет под чуждыми людей горделивых; другие разумеют и грехи чужие, коих причиною мы бываем сами.

С Еврейского: «И от умышленных (грехов) удержи раба Твоего». Очищуся от греха велика, т.е. «от гордости», говорят бл. Иероним и Августин; ибо гордость есть величайший из всех грехов, чуждых нашей природе; или когда я избавлюсь от грехов тайных и малых, тогда буду чист и от грехов явных и великих, ибо первые пролагают путь последним, с Евр.: «От великого развращения».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его

В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные «мысли» («умышленные»). То и другое может перейти в действие и привести к великому «развращению», к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика

По связи с предыдущим, речь пророка может быть выражена так: хотя раб Твой, Господи, Давид, хранит все заповеди и оправдания Твои, но не может сказать о себе того, чтобы он был всегда безгрешен: по немощи человеческой, по врожденной человеку греховной порче, трудно, можно сказать, – невозможно человеку совершенно быть чистым от греха (Иов.15:14): бывают такие греховные поползновения, которые порождаются невольно и неожиданно приходящими нечистыми помыслами, сокрытыми в глубине души и повергающими в греховные пожелания и действия, – такие, которых человек при всем благоразумии и осторожности не может ни предусмотреть, ни предупредить.

Грехопадения кто разумеет, то есть, кто может предусмотреть? Но кроме этих тайных грехов, от которых пророк молит очистить его, бывают искушения со стороны, от врагов видимых и невидимых, т.е. от демонов: эти последние вражеские искушения и чрез них падения и должно разуметь под именем чуждих: от чуждих пощади раба Твоего. По изъяснению некоторых св. отцов и учителей Церкви, под именем чуждих грехов Давид, как царь, разумеет грехи его подчиненных, ответственность за которые может пасть на него; а потому и молит, как очистить его от тайных его грехопадений, так и пощадить, освободить от ответственности за чужие грехи. Без помощи Божией греховные склонности и тайные грехи, а с ними вместе и грехи от внешних искушений и чужие могут возобладать над человеком и ввергнуть его в бездну греховную, в ров погибели. Если же Господь поможет Своею благодатью очиститься от тайных и пощадит от чуждих грехов, тогда можно надеяться, как бы так говорит Давид, что все эти грехи не возобладают мною, и тогда, храня заповеди и оправдания Господни, могу быть непорочен, – непорочен буду и очищуся от греха велика. И малые грехи лишают благодати Духа Святого и удаляют от Бога; а в этом смысле и они – не малые грехи. Таким образом, смысл пророческой речи будет такой: если не возобладают мною эти грехи, хотя бы они были и малые, если я буду свободен от них, тогда буду чист и от великого греха, тогда буду непорочен и свободен от всякого греха.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible