Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Стра́хъ гдⷭ҇ень чи́стъ, пребыва́ѧй въ вѣ́къ вѣ́ка: сꙋдьбы̑ гдⷭ҇ни и҆́стинны, ѡ҆правда̑нны вкꙋ́пѣ,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе
Страх Господень чист, пребываяй в век века. Это сказано как быв противоположение страху подзаконному, который имеет в виду наказание. Наша чистота есть воздержание от грехов. Посему и страх называется чистым, так как делает он чистыми, потому что по страху Господню человек уклоняется от зла. Но поелику страх вечен, то вечными делает и тех, в ком бывает он.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 8-11 Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе. Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота
Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею (Втор.4:45), а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же «законом», потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а «свидетельством», потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; «оправданиями» же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и «заповедию», потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; «судьбами» же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что «Закон» Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а «свидетельство», устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце «оправдания», указывая причину нашего оправдания; а «заповедь» просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и «страх» Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо «страх» Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; «судьбы» же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс. 48:21).
Максим Исповедник, прп. (†662)
Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе
Блаженный Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: Страх Господень чист, пребываяй в век века; очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: Любовь изгоняет страх (1Ин. 4:18). А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни.
Евфимий Зигабен (†1118)
Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе
Страх Господень чист, пребываяй в веке века
Совершенный страх Господа называется чистым, потому что он сообщается человеку по очищению его; а пребывает во век века потому, что страх, называемый водительным и рабским, пребывает в человеке только до очищения его, а по очищении он изгоняется и на место его поступает страх, так называемый, совершенный и сыновний, который уже и остается в человеке навсегда, и который есть почтение и благоговение к Богу, соединенное с любовью к Нему. Или страх Господа называется чистым потому, что он свободен от осуждения и недостатка; тогда как страх к людям обвиняется и называется рабством. Кратко сказать, страхом здесь называет Давид совершенство, как принадлежащий совершенным и сынам, достигшим любви к Богу. Он один только чист; потому что имеющие его всегда страшатся согрешить чем либо свойственным человеку и отпасть от близости и любви к Богу. А вещественный (стихийный, начальный) и так называемый рабский страх, который имеют преступники и рабы, не чист и небеспорочен. Ибо он заставляет имеющих его страшиться наказаний от Бога за грехи. Или страх Божий называется чистым потому, что доставляет имеющим его чистоту и непорочность; и таковой страх не временен, как человечески, первоначальный, но остается на всю жизнь в совершенных. Ибо cие постоянство и вечность его означены словами: во век века. .
Божественный Максим говорит: Страх Божий есть двоякого рода, один рождающийся в нас из угроз наказаниями, имеющий причину бытия своего в греховности и которым по порядку рождается в нас воздержание, терпение, упование на Бога, бесстрастие, а из сего любовь. Такой страх не чист и непродолжителен, он чрез покаяние уничтожается вместе С грехом. А другой сопряжен с самою любовью, производящей всегда в душе благоговение, чтобы по причине свободы соединенной с любовью не подвергнуться непочтительности к Богу. Сей страх и чист и никогда не выбывает, ибо насажден в самом существе. Первому приличны сии слова: страхом Господним всяк удаляется от зла; а второму сии: страх Господа чист, и нет скудости в боящихся Его. Феодорит прилично назвал страх Божий чистым, то есть, чуждым укоризненности, тогда как человеческий страх укоризнен и называется робостью.
Судьбы Господни истинны
Суды, говорит, и определения Господа истинны, как единственно и собственно непогрешительные, чем различаются от судов человеческих, которые часто погрешительны по сравнению с точностию и верностию закона Божия.
Оправданы вкупе (и в тоже время праведны).
Суды, говорит, Господа в тоже время и праведны, ибо что в собственном смысле истинно, то вместе и праведно.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе,
Пятая похвала закона состоит в том, что закон Господень не временная доставляет благая, но вечная. Ибо страх Господень, который почерпается из закона и заставляет бояться Бога сыновне, пребывает во век века, в разсуждени мздовоздаяния своего: и благая, приобретаемая хранением закона, или страх чистый, творяй закон хранити, не ограничиваются смертию, якоже инде глаголется: терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). Страх разумеется здесь сыновний, непричастный рабству, о немже глаголется во псалме 111: блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Ибо кто боится страхом рабским, тот соблюдает заповеди не добровольно, но принужденно: а кто боится страхом сыновним, тот в заповедех Господних упражняется добровольно и усердно. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе. Шестая и последняя похвала состоит в том, что закон Господень есть истинен, и купно праведен сам по себе, то есть, не требующий посторонняго оправдания. Ибо тем самым, что нарицается судьбами Господними и что содержит заповеди Божия, праведен быть доказывается. Сверх сего, заповеди Господни, содержащияся в десятословии, – о которых наипаче Давид глаголет здесь, яко о главных началах закона естественнаго, – такую содержат в себе правду, что во всяком месте и во всякое время, и при всяком случае, даже и частном, бывают справедливы и никакого не требуют поправления, когда, напротив, иные законы часто имеют нужду то в обстоятельствах места, то времени, то лиц, чтоб быть им справедливым. Един убо закон Господень сам по себе есть истинен и купно оправдан.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны
Т.е. «не подлежит порицанию, тогда как страх человеческий порицается и именуется робостию» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит страх евангельский, который, сравнительно с ветхозаветным, чище и выше; ибо «по сему страху христианин уклоняется от зла». Страх сей пребывает вечно, и вечно блаженными делает тех, в ком пребывает.
Судьбы оправданны вкупе. Т.е. суды или определения Божии вместе истинны и святы, по самой природе своей всегда верны, справедливы, а потому сами себя оправдывают на деле – в людях праведных наградами, в грешных наказаниями (Сн. Дан. 3:27). «Судьбы Господни назвал, – говорит бл. Феод., – истинными и оправданными, потому что определяют людям законные почести и наказания».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе
Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу, почему он выше всяких земных сокровищ
«Закон Господа», «откровение», «повеления Господа», «страх Господень», «суды Господни» – выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает «укрепление» души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно «умудряет» человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение «веселит сердце», так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. – «Просвещает очи» – синонимично выражено «умудряет». Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается «истина»; поэтому оно праведно.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 8-10 Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе
Вслед за тем псалмопевец без всякого внешнего посредства переходит к прославлению закона, положительного откровения Божия. Вследствие этого внезапного перехода, многие толковники ст. 8–16 считали особым псалмом, только впоследствии присоединенным к предыдущему, но, конечно, несправедливо, так как в душе псалмопевца был достаточно связный переход. Солнце, его чистый, животворный свет, служит псалмопевцу как отображением Бога, так и символом духовного солнца Израиля – закона. Великим и славным – таков ход мыслей – является Бог на тверди, особенно в солнце; но еще величественнее и славнее – в законе, какой Он дал Своему народу; велик Бог в Своем естественном откровении, но еще больше в Своем благодатном откровении. Чист (непорочен), как солнечный свет, незапятнанный никаким несовершенством, Божественный закон, поэтому он справедлив (прав), без всякой фальши, как Сам Бог; он верен, надежен, не имеет в себе ничего непостоянного, как произведения человеческой мысли, но составляет надежную норму деятельности; он не ложен в своих обетованиях; он постоянен (пребываяй в век века), содержит только истину (истинны) и есть выражение Божественной правды и святости. Как откровение Божественного Духа, закон есть свет для омраченного человеческого духа (светла, просвещающая очи), он служит посредником для детски верующих (младенцы; Мф. 11:25) к получению истинной мудрости (противополож. Рим. 1:21), мира и радости в Боге.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст.8-11 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
Во второй части (ст. 8–11) Давид воспевает иной свет, „просвещающий очи‟ и „умудряющий и младенцев‟ „непорочный‟ закон Господень, в „правых оправданиях Господних‟, что веселят человеческое сердце, при этом – на основе „чистого страха Господня‟, устойчивого на веки.
Ст. 8. Вторая часть псалма. „Давид полагает здесь сряду шесть похвал Божественному закону, аки бы сказал: красно есть небо, еще краснее солнце, но закон Господень несравненно прекраснее. Светло есть небо, еще светлее солнце, но закон Господень несравненно пресветлее; полезно есть небо, еще полезнее солнце, но закон Господень несравненно полезнее‟... „Обращает души‟, то есть, заставляет любить себя... „Свидетельство‟ в нем: ибо свидетельствует он людям, что есть воля Божия и чего от нас требует Господь, какие наказания преступникам, и какие награды сохраняющим закон уготованы. Оно „верно‟: то есть закон Господень непреложно возвещает как добрым людям награду, так злым – наказания. Он умудряет младенцев, то есть – людям малосмыслящим подает свет благоразумия, дабы стали добрые дела творить и избегать грехов.
Ст. 9. Третья похвала: что закон, когда кто исполняет его, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. Четвертая: „Заповедь... светла‟, то есть закон Господень светом Божественной премудрости озаряет умные очи, ибо дает разуметь Божию волю и знать, в чем состоят истинно-благое и истинно-злое... Так даже обрядовый закон (Ветхого Завета) исполнен Божественных таинств, ибо должен был просвещать очи, устранять нечистоту сердца.
Ст. 10. Пятая похвала: закон Господень не временные доставляет блага, но вечные... „Страх разумеется здесь сыновний, непричастный рабству‟ (как в пс. 3): имеет его тот, кто в заповедях Господних упражняется добровольно и усердно. Шестая и последняя похвала состоит в том, что закон Господень есть истинен, и вместе праведен сам по себе, не требующий постороннего оправдания („судьбы Господни‟). Ибо заповеди Господни, содержащиеся в десятословии, – о которых наипаче Давид говорит здесь, как о главных началах закона естественного, – такую содержат в себе правду, что во всяком месте и во всякое время и при всяком случае, даже и частном, бывают, справедливы, и никакого не требуют поправления, когда, напротив, иные законы часто имеют нужду – то в обстоятельствах места, то времени, то лиц: чтобы быть им справедливым. Один только закон Господень сам по себе есть истинен и вместе оправдан (Арх.Ириней).
Ст. 11. „Паче злата... многа‟: то есть, паче всех земных сокровищ, состоящих во множестве золота и дорогих каменьев, чем любители века сего нашего увеселяются... Речение „сота‟ положено здесь для означения изобилия сладости закона (соответствие камени честна многа).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота
Бывает страх человеческий, происходящий от боязни судов Божиих и человеческих, от опасения подвергнуться смерти и вечному наказанию, происходящий от преступной или виновной совести и овладевающий нечестивыми; таков страх братоубийцы Каина, богоотступника Саула, предателя Христова Иуды. Это страх рабский, приводящий человека в отчаяние. Совсем не такой страх Божий, или страх Господень. Он возбуждается в человеке «величием и всемогуществом Бога» (Втор. 10:17), Его «благостию и святостию» (Исх. 15:11–13). Страх Господень, происходящий от веры и любви к Богу, есть страх, или опасение, как бы не прогневить грехом Чистейшего, Святейшего и Праведнейшего Судию – Бога, а потому сам по себе есть чист, как дар Божий (Иер. 32:39–40), и вечен, как вечен Сам Бог, пребываяй во век века. Страх человеческий производит удручающее, мучительное состояние (1Ин. 4:18), а страх Божий; чистый от всякой примеси человеческой греховности, низводит на человека благословения Божии и доставляет ему вечное блаженство (Пс. 111:1). Судьбами Господними в псалмах называются суды, или определения Божии, за хранение и исполнение закона Божия или за то или другое нарушение его. Они называются здесь судами истинными, т.е. верными и точно определяющими достоинство и заслугу человека пред законом Божиим, не нуждающимся ни в каких исправлениях или изменениях, как суды и законы человеческие, которые часто, по обстоятельствам места и времени, требуют поправки или изменения, или даже совершенной отмены. Оправданны вкупе, т.е. суды Господа, все в совокупности, истинны и праведны, вполне согласны с законом и всеми заповедями Божиими. Вожделенны паче злата и камене честна многа, т.е. для верующих в Бога, любящих и боящихся Его суды Его более приятны и наипаче желательны и драгоценны, чем все земные сокровища, состоящие в изобилии золота и многоценных камней; сладостью своею они превосходят всякую земную, мирскую сладость: они слаждша паче меда и сота.