Скрыть
Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 и от чуждих пощади раба Твоего

Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.

аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну

Вожделеваю воспользоваться Твоею помощию, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежния грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар Всесвятаго Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают востающия страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему: «Господи помощниче мой и избавителю мой». Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятаго крещения освобождающаго от прежняго растления, избавляющаго от рабства демонскаго, дарующаго нетление и безсмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина – о законе, а окончание – о благодати. Ибо говорит: «грехопадения кто разумеет?» и: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего», и: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Податель же сих благ есть Новый Завет.

Евфимий Зигабен (†1118)

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой

И будут во благоволение словеса уст моих

Тогда, говорит, когда совершенно очищусь от всех выше сказанных тайных, и неведения и чужих грехов, и от злых и гнусных помыслов, слова молитвы моей будут благоугодны пред Тобою, Господи.

И поучение (размышление) сердца моего пред Тобою выну

По очищении, говорит, моем от всех прежде сказанных тайных и чужих грехов, размышление сердца моего всегда будет пред Тобою. Ибо доколе сердце мое не отучится от помыслов гнусных и злых, дотоле, не может рассуждать и размышлять о твоих Божественных мыслях, которые Тебе, Господи, приятны и благоугодны.

У Никиты написано и следующее: Впрочем заметь и то, что Давид псалом сей назвал размышлением сердца. Поющие, говорит, песни должны устремлять ум свой к Богу, и не просто произносить слова только устами, тогда как сердце занимается и блуждает в другом месте, чтобы не быть медью и звенящим колоколом. Когда из глубины души восходит, тогда она беседует с Богом и всегда находится пред Ним, поет духом и поет умом.

Господи, помощниче мой, и избавителю мой

Ты, говорит, Господи, поможешь мне, и избавишь меня от упомянутых зол. Иначе:—Ты, Господи, и вспомоществуешь мне в тех добрых делах, которые совершаю, и избавляешь меня от тех зол, в которые впадаю. А слова: «от тайных моих очисти мя», с последующими за ними, приличны и всем верным христианам.

Как они идут к христианам, о том написано в Катенах Никиты: Закон, Владыко, (вопиет природа к Богу) только тело очищал временными окроплениями; но Ты и от тайных моих очисти меня чрез крещение и пощади меня от чужих—демонов. Ибо когда они не возобладают мною, тогда истинно я буду непорочен и очищусь от неверности и преступления, которые суть грех великий. И Феодорит: Сими словами он предсказывает о Новом Завете и благодати крещения: и назвал Его Господом, как Творца и Зиждителя, Избавителем—как освобождающего чрез возрождение святым Крещением от прежнего тления и дарующего нетление и бессмертие. То и другое содержит псалом сей. И первые слова его учат о творении и промысле, средние—о законе, и последние о благодати. Ибо говорит: преступления кто уразумеет и от тайных моих пощади меня, от чужих пощади раба Твоего! Также: Господи, помощник мой и избавитель мой! А сии блага доставил Новый Завет.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред тобою выну, Господи, помощниче мой и избавителю мой.

То есть: когда свободен буду от грехов великих и малых, тогда и я буду непорочен, и молитвы мои, и желания мои, и самыя песни сии, которыя в честь и хвалу Твою воспеваю, будут Тебе благоприятны, ибо произойдут от чистаго сердца и от искренних устен. Сотвори убо сие, молю Тя, Господи, помощниче мой, и избавителю мой, помощниче во благих и избавителю от злых. В Еврейском тексте слова сии выражены чрез желательное наклонение тако: да будут во благоволение словеса уст моих, и проч., которыми словами Пророк выразительнее просит Бога, дабы оградил его благодатию Своею к прохождению святыя и Богоугодныя жизни, дабы предохранил не токмо от преступлений явных или внешних, но и язык и сердце и мысли расположил к хранению закона Своего. Мы ведаем, коль трудно и для самых совершеннейших мужей обуздывать слова и мысли так, чтоб ничего противнаго Божией воли ни языком сказать, ни сердцем помыслить; однако же сия внутренняя чистота наипаче от нас законом требуется. А чем реже сия добродетель, то есть, сие строгое сердца и языка воздержание, тем больше да научаемся, колико нужна для нас благодать Духа Святаго, и ея содействие в благоучреждении жизни по правилам закона. Под именем благоволения Пророк показывает, что правило благоучрежденной и святой жизни не в чем ином состоит, как в том, когда люди тщатся быть благоугодны Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.15   И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой

Ст.15   Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! 

И будут во благоволение словеса уст моих.
 

Т.е. когда Ты, Господи, очистишь меня от грехов больших и малых, тайных и явных, своих и чужих: тогда прошения и славословия мои будут благоугодны Тебе, ибо будут проистекать от чистого сердца; тогда и поучение сердца, т.е. сердечные моления мои будут всегда пред Тобою, будешь внимать им, благоволить к ним. И так, Господи, спаси меня, ибо Ты Помощник во благом и Спаситель от зла или от греха.
С Евр.: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой»!

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой

А когда, с помощью Божией, очищусь от всякого греха, продолжает Давид, и буду непорочен, тогда все слова, происходящие из уст моих: слова молитвы выражения моих желаний и самые песнопения во славу Божию будут благоприятны Тебе, Господи, вызовут Твое благоволение, потому что будут происходить от чистого и искреннего сердца и от чистых уст. Последними словами – Господи, Помощниче мой и Избавителю мой – пророк выражает моление о том, что он в делах очищения от грехов и избавления от обладания или рабства греховного, не надеясь на свои силы, ожидает помощи и избавления единственно от всесильной благодати Божией.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible