Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
- Эмилиан Симонопетрит, архим. (†2019)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их
Не суть речи, ниже словеса. Чтение с знаком препинания; возражающий прерывает речь. Возражение же таково: и конечно, не говорят? Посему ответствует: разве нет таких вещей, которые, и не издавая гласа, проповедуют о художнике? Конечно есть; ибо и в хорошо устроенном корабле видно искусство кораблестроителя; а тоже видим и в других вещах. Посему, выше исчисленные создания своею великостию, красотою, благоустройством проповедуют Создателя, так что во всю землю изыде вещаниe их.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 2-5 Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их
Сказав, что «небеса поведают о славе Божией», и что «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», он не остановился на этом, но прибавил: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Смысл слов его следующий: день и ночь и небо не только имеют голос, но и такой голос, который звучнее, яснее и сильнее голоса человеческого. Как и каким образом? Послушай сам слова его: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Что же это такое? Одобрение голоса, похвала звука. Мой голос понятен для говорящего на одном со мною языке, а для говорящего на другом языке – нет; напр.: когда я говорю на греческом языке, тогда, кто знает этот язык, поймет меня; а скиф, фракиянин, мавр, индиец – нет, потому что различие языка не позволяет моей речи быть для него понятною.
Также, когда говорит скиф или фракиянин, я не могу понимать его, а другой – языка другого. У неба же, дня и ночи – не то, но голос их таков, что он слышен, понятен и ясен для всякого языка, всякого наречия, всякого народа. Потому пророк, сказав, что «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», прибавил: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Смысл этих слов следующий: такое имеют наречие, такой имеют голос день, ночь, небо и все твари, что всем языкам, всем народам понятен голос их. «Нет наречий», говорит, т.е. нет народа, нет языка, где бы не слышен был голос неба; но и скиф, и фракиянин, и мавр, и индиец, и савромат, и всякое наречие, всякий язык, всякий народ может понимать этот голос. Как и каким образом? Теперь выслушай это, чтобы тебе узнать, как небо говорит молча. Когда ты увидишь эту красоту, величие, положение, постоянство, блеск, и, размыслив о всем этом в самом себе, прославишь Создателя, восхвалишь Творца, тогда небо издало голос и вознесло славу Богу посредством твоего языка. Таков смысл слов: «небеса поведают о славе Божией». Как и каким образом? Располагая зрителя красотою своего блеска – удивляться Создателю.
Таким образом «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», не издавая голоса, но своим порядком, стройностью, равенством и беспрепятственною соразмерностью громче трубы возвещая Создателя не в одном каком-нибудь углу вселенной, но везде, где только солнце освещает землю. Эти звуки раздаются по всей вселенной, так как везде небо, везде день, везде ночь; и наставление свое простирают они по земле и по морю. Потому пророк не сказал просто: небеса возвещают славу Божию, но: «поведают», т.е. научают и других, имеют учениками своими род человеческий и распростерты на виду, как величайшее училище, вместо книг и букв предлагая и простым и мудрым и всем созерцать красоту их природы, преподавая заключающееся в них самих, как бы в книге, учение о премудрости и силе Божией. Так и люди не только словами, но и молча прославляют Бога чрез других: потому и Христос говорил: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Как кто-нибудь, видя светлую жизнь другого, хотя бы сам живущий и молчал, воздает славу Богу, так точно и взирая на красоту неба прославляют Творца. Потому пророк и сказал: «небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь. День дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание». Какое «знание»? Разумение о св. Творце.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 4-7 Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их
Яснее перевел сие Симмах, сказав: и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их, или, по переводу Акилы, правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению.
«В солнце положи селение свое:». «И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь». «От края небесе исход его, и сретение его до края небесе». И это яснее перевели три переводчика, сказав: солнцу положи селение в них, то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: «и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю». (Быт.1:16–17). Тоже самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь.
«И несть иже укрыется теплоты его». Слово: «теплота» Пророк употребил здесь вместо слова: «свет», показывая, что действенность света солнечнаго больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит.
Евфимий Зигабен (†1118)
Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их (Разве нет речи и слов у них, так как не слышно их голосов?)
Сии слова должны быть читаемы вопросительно, по святому Кириллу и Афанасию. Как бы так говорил Давид: разве нет речей, ни слов у сих бездушных тварей, о которых мы сказали, то есть, небес, дней и ночей? Разве не слышны их голоса? Ибо как не слышно их голосов (потому что они не имеют голосов); то явно, что нет у них речей, ни слов, поелику речи и слова состоят из частей членораздельного голоса. Сделав вопрос, он далее решает его так:
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их.
Здесь показывает Пророк, что проповедь небес бывает на всех языках, то есть, разумеется от всех народов, и аки бы небеса глаголали устнами всех племен земных: понеже, то есть, все зрят красоту и величество небес, и оттуду доходят до познания красоты и величия Зиждителева. Не суть речи, ниже словеса, идеже не слышатся гласи их: то есть, нет ни одного такого народа, где бы не слышаны были глаголы небес, и где бы не разумеваемы были словеса их. Или: нет речей и словес толико ясных, как речи и словеса небес, которыя от всех людей слышимы бывают.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.4-5 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу
Т.е. у небес нет ни речи, ни слов, не слышно голоса их; однако же их вещание понятно всюду – всем народам земли. «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел сие Симмах, сказав: «ночь ночи передает ведение о Боге не речениями и словами, коих гласа не слышно; между тем, во всю землю изошло вещание их», или, по переводу Акилы, с Еврейск. правило их; потому что не слова и речения произнося, но показывая правило и собственный свой чин, всю сушу и все море призывают к Божест. песнопению». – Другие дают такой смысл: вещания небес так ясны, так удобопонятны, что нет в мире народа, на языке которого не слышались бы сии вещания, т.е. для всех понятны, всеми народами проповедуются и прославляются. Св. Ап. Павел относит сии слова к св. Апостолам, коих проповедь о спасении людей, как вещание небес, пронеслась по всей земле. С Еврейского, 4 ст.: «Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их». 5 ст. (Пс.18:5): «Звук их проходит по всей земле и слова их до пределов вселенной».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их
Небесный свод - везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы («языцы») и племена («наречия») не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение «нет языка, и нет наречия» понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–5 Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их
По-русски: «Нет языков и наречий, на которых не слышались бы голоса их. По всей земле прошло вещание их, и до концов вселенной – проповедь их». Эту речь нужно понимать опять в связи с изречениями предыдущих стихов. Пророк здесь как бы так говорит: проповедь небес совершается беспрерывно и на всех языках и потому слышится у всех народов; устами всех племен земных небеса проповедают славу Божию: для всех очевидны красота и величие небес, и от созерцания их все доходят до познания красоты и величия Творца их. Некоторые святые толковники (например, блж. Феодорит) дают изречениям сим такой смысл: вещания небес так ясны, так удобопонятны, что нет в мире народа, на языке которого не слышались бы сии вещания, т.е. для всех они понятны, всеми народами проповедаются и прославляются [6, с. 84.85]. Слова: во всю землю изыде вещание их св. апостол Павел относит к евангельской проповеди о спасении людей, которую апостолы пронесли по всей земле (Рим. 10:18). А потому эти слова богомудрыми отцами и учителями Церкви внесены и в состав богослужения церковного и поются в известное время, пред чтением Апостола, как прокимен его. Святые апостолы, как и вообще все проповедники евангельского учения, достойно и праведно приравниваются в этом случае к «небесам», потому что, будучи на земле, проповедью Божественной истины они возвышались до небес, подобно широте небесной сердца их расширялись любовью к Богу и потемненному страстьми человеку, умы их были светлы мудростью неземною; подобно небесам, гремели они проповедью и блистали чудесами, и были чисты по святости жития, ради чего и сделались жилищем Всевышнего Царя, Духа Святого.
Эмилиан Симонопетрит, архим. (†2019)
Нет наречий, на которых не слышны были бы голоса их
Небесные наречия раздаются повсюду. Слово Божие одушевляет всю вселенную, и все творение внимает гласу Господа. Возможно ли, чтобы этот глас не приняло наше сердце - украшение природы, созданное руками Божиими? Все творения Бог создал и одушевил одним только Своим словом, к человеку же Он склонился Сам и коснулся его. Так может ли человек не жить глаголом Божиим?