Скрыть
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи

Оправдания Господня права, веселящая сердце, разумеет оправдание наше на суде. Ибо, производя над нами суд, изгнал князя века, дав нам веселие в сердце. Заповедь Господня светла, просвещающая очи, то есть, очи ума. Она далеко распространяет лучи свои.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-11 Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе. Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота

Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею (Втор.4:45), а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же «законом», потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а «свидетельством», потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; «оправданиями» же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и «заповедию», потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; «судьбами» же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что «Закон» Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а «свидетельство», устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце «оправдания», указывая причину нашего оправдания; а «заповедь» просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и «страх» Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо «страх» Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; «судьбы» же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс. 48:21).

Евфимий Зигабен (†1118)

Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи

Оправдания Господня права, веселящая сердце

Оправдания, говорит, и повеления Господа правы и прямы, потому что не заключают в себе ничего извращенного и кривого. Притом они увеселяют сердца читающего их; потому что научают причинам повелений. Или правыми называются потому, что доставляют правоту неправым сердцам людей.

Заповедь Господня светла, просвещающая очи

Заповедь Господа, говорит, и издалека просвещает умные очи души, а чрез очи души просвещает и телесные глаза, чтобы человек не блуждал по опасным путям греха.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи.

Третия похвала Божественнаго закона состоит в том, что когда человек начнет любить Его, как сказано в первом пункте, а потом и хранить, как сказано во втором, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. Оправдания Господни права: то есть, заповеди Господни зело праведны суть, понеже праведным творят человека, хранящаго их. Они еще веселят сердце: ибо правое сердце всегда бывает согласно с правилами закона, и потому веселится и радуется, когда обретает случай самым делом исполнить заповеди. Заповедь Господня светла, просвещающая очи: то есть, закон Господень светом Божественныя премудрости озаряет умныя очи, ибо творит разумети Божию волю и знати, в чем состоят истинная благая и истинная злая. Он научает, что и обрядовый закон исполнен Божественных таинств: он еще просвещает и способом благорасположения. Ибо в неблагорасположенную душу премудрость не внидет, и ничто больше не препятствует познавать, в чем состоит истинная премудрость, как нечистота сердца. Блажени бо, глаголет Господь, чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5:8).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.9   Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи.

Ст.9   Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи
 

Слово: оправдания берется вместо слова: закон. Т.е. по тому самому, что оправдания Божии или требования закона – верны, праведны, ведут к боголюбезной правде, они веселят сердце человека, исполняя его удовольствиями совести, озарениями и милостию свыше.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе

Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу, почему он выше всяких земных сокровищ

«Закон Господа», «откровение», «повеления Господа», «страх Господень», «суды Господни» – выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает «укрепление» души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно «умудряет» человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение «веселит сердце», так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. – «Просвещает очи» – синонимично выражено «умудряет». Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается «истина»; поэтому оно праведно.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 8-10 Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе

Вслед за тем псалмопевец без всякого внешнего посредства переходит к прославлению закона, положительного откровения Божия. Вследствие этого внезапного перехода, многие толковники ст. 8–16 считали особым псалмом, только впоследствии присоединенным к предыдущему, но, конечно, несправедливо, так как в душе псалмопевца был достаточно связный переход. Солнце, его чистый, животворный свет, служит псалмопевцу как отображением Бога, так и символом духовного солнца Израиля – закона. Великим и славным – таков ход мыслей – является Бог на тверди, особенно в солнце; но еще величественнее и славнее – в законе, какой Он дал Своему народу; велик Бог в Своем естественном откровении, но еще больше в Своем благодатном откровении. Чист (непорочен), как солнечный свет, незапятнанный никаким несовершенством, Божественный закон, поэтому он справедлив (прав), без всякой фальши, как Сам Бог; он верен, надежен, не имеет в себе ничего непостоянного, как произведения человеческой мысли, но составляет надежную норму деятельности; он не ложен в своих обетованиях; он постоянен (пребываяй в век века), содержит только истину (истинны) и есть выражение Божественной правды и святости. Как откровение Божественного Духа, закон есть свет для омраченного человеческого духа (светла, просвещающая очи), он служит посредником для детски верующих (младенцы; Мф. 11:25) к получению истинной мудрости (противополож. Рим. 1:21), мира и радости в Боге.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи

Оправданиями в псалмах и вообще в Писании (Лк. 1:6) называются повеления Господни, или заповеди в общем смысле. Исполнение этих повелений, или оправданий Божиих, со стороны человека сопровождается спокойствием совести, оправдывающей человека за хранение и исполнение заповедей Божиих и тем самым производящей радость и веселие в сердце его, а это и значить оправдания Господня права, веселящая сердце. В заповеди Господней выражена воля Божия, или Закон Божий – откровенный, который светилом Божественной премудрости просвещает умные очи человека и чрез то дает ему возможность разуметь волю Божию и познавать, в чем состоит истинное благо и противное воле Божией зло.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible