Скрыть
от­ Го́спода бы́сть се́й, и е́сть ди́венъ во очесѣ́хъ на́шихъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших

Что значит: «от Господа было это»? Совершившееся, говорит, не было делом человече­ским; никто ни из людей, ни из ангелов, ни из арханге­лов, не мог составить такого угла; не мог сделать этого ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, но только один Бог; это собственно – Его дело. Другой переводчик (Акила) гово­рит: «от Господа было сие» (τοϋτο), т.е. это чудное и необычайное дело – составление угла. «И дивно в очах наших». Кто дивен? Угол, союз двух народов в деле благочестия, потому что и из иудеев уверовали многие тысячи, и апостолы были из иудеев. Хорошо он сказал: «в очах наших», по­тому что это дивное дело очевидно не для всех. И кто не изумится, кто не удивится тому, что там, где распят Христос, покланяются Христу, и распявшие Его – в бесчестии, а покло­няющиеся Ему – во славе? По всей земле прошло слово Его, при­соединяя всех к истине. Оно дивно и для тех, которые как-нибудь узнают об нем, а гораздо очевиднее и яснее для верующих. Поэтому он и сказал: «в очах наших».

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». Податель же сей благодати – Бог; и мы дивимся неизглаголанному Его человеколюбию.

Евфимий Зигабен (†1118)

От Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших.

Сей, говорит, угол, сие единение двух народов и сей союз сделался от Бога, а не от простого человека, и он дивен в очах наших, которыми удостоились мы видеть его. Ибо как не дивно столь великое и всемогущее дело?

Златословесного: Кто не ужаснется? Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а поклоняющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: в очах наших. Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковой угол. Никто не мог—ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел совершить сие, но только сам Бог. Это исключительно Его дело. Безымянного: Дивно в очах наших то, что Дева могла родить, распятый воскрес и воскресил мертвых, что заушенный и поруганный покорил вселенную. Хотя же плоть у него от нас, но она получила бытие от Господа—Отца. И все таинство совершено силою Божества.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

23. это – от Господа, и есть дивно в очах наших. 

От Господа бысть сей. Т.е. «совершившееся, говорит пророк, не было делом человеческим, никто из людей, ни из Ангелов, ни из Архангелов не мог составить такого угла... Но только один Бог: это собственно Его дело» (Злат.) И есть дивен в очесех наших. «Дивен этот угол, союз двух народов в деле благочестия. Хорошо Он сказал: в очесех наших; потому что это дивное дело очевидно не для всех, гораздо очевиднее и яснее для верующих» (Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу

Видимое проявление Божественной помощи открывается в построении храма. Над материалом («камнем»), из которого он делался, смеялись даже строившие его, но храм все-таки был закончен. Ясно, что помогал Сам Бог, а потому будем восхвалять Господа в этот торжественный день окончания постройки. При строении второго храма, видевшие и помнившие еще первый, богатый храм Соломона, плакали при виде малых размеров и бедности материала, из которого созидался второй храм, считая это за знак отвержения евреев от Господа, что подрывало энергию строителей. Но значение храма, как религиозного центра, а потому и политически объединительного пункта, вероятно, если не сознавалось ясно, то все-таки чувствовалось многими, и ликование их при окончании постройки - понятно.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 22–23 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших

В изречениях о камне, не имеющих, по-видимому, никакой связи с предыдущими изречениями, можно усматривать такую связь: выше (ст. 16–17) пророк говорит, что он желает возблагодарить и прославить десницу Господню за то, что она явила силу свою пред его врагами, искавшими смерти его. Он повелевает отворить ему врата правды, чтобы там, за этими вратами, прославить Господа. Он и благодарит Его за то, что спас его, преследуемого врагами, от смерти, которой добивались эти враги, – хотя и подвергал его наказаниям, но смерти не предал. Далее, он исповедует, что искавшие его погибели враги его, по ненависти и злобе, презирали его, отвергали всякое значение его, как покровительствуемого Богом царя Израильского, но Господь Бог, наказывая и щадя его, устроил нечто дивное в судьбе его и всего человечества. И здесь, по вдохновению свыше, пророк переносит слово свое от себя лично и говорит о Другом некоем, называя его камнем и выражая то, чего не мог сказать о себе лично. Вот эти изречения о камне и заключают в себе пророчество о Христе, Сыне Божием, Который Сам эти слова псалмопевца о камне отнес к Своему лицу, после того, как предложил иудеям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина виноградника (см. Мф.21:42). К лицу того же Спасителя относили слова сии и св. апостолы (Деян. 4:11; 1Пет. 2:7; Еф. 2:20). «Зиждущими, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк назвал иудеев: законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его (небрегоша). Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны» [5, с. 561]. Итак, смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный иудеями камень оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавшие из иудеев и язычников n(Еф. 2:14–15, 20). «Подобными же словами выражает эти мысли и блж. Феодорит: «Христос Господь совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т.е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальше одною верою и составил из обоих одну Церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исайю (Ис. 28:16): «Се, Аз полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, во основание ему». То же сказал и блж. Павел: «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20). Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил (Дан. 2:34–35)» [6, с. 568–569]. Все это от Господа и есть дивно в очах наших. «Кто не ужаснется, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а покланяющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: «в очах наших». Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковый угол. Никто не мог: ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, совершить сие, но только Сам Бог. Это исключительно Его дело» [7, с. 930–931].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible