Скрыть
Отринове́нъ преврати́хся па́сти, и Госпо́дь прiя́тъ мя́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя

Изобразив вели­кость бедствий многочисленностью, положением, стремительно­стью и раздражением нападающих, он изображает и тем, что сам потерпел от них. Бедствия, говорит, так угнетали меня, что я был близок к падению и изнурению; ударами их я так был поражен, что готов быль пасть; но когда я уже падал на колени и преклонялся, и все средства человеческие оказались безнадежными, тогда Бог и явил мне Свою помощь. Так поступает Бог для того, чтобы никто не присвоял себе славы Его. Подобное тому, во времена судей, Он сделал с Гедеоном (Суд.7:2). Потому же и при Езекии Он ночью да­ровал победу (4Цар.19:35). Если Езекия не участвуя в сра­жении и нисколько не содействуя победе, возгордился, то не скорее ли бы впал в эту страсть, если бы только был в строю, если бы видел, как падали поражаемые? Итак, когда дела приходят в отчаянное положение со стороны людей, тогда Бог и посылает Свою помощь. Тоже Он сделал и при Го­лиафе (1Цар.17); то же – и с апостолами. Поэтому Павел и говорит: «сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор.1:9).

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя». Сие приличествует и уверовавшим и Иудеям. Ибо и первые подверглись бы совершенной гибели, если бы не пользовались Божиею благодатию; и последние впали бы в нечестие, если бы не поддержала их Божественная сила.

Серафим Саровский, прп. (†1833)

Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать?

Можно, по Псаломнику: Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя, ибо когда пророк Нафан обличал Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение.

К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, на источнике пал в грех с женщиной. Но возвратившись в келию, он сознал свое согрешение и паки начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни. Но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел падшего в грех брата ублажить за таковую победу над диаволом.

Поучения

Евфимий Зигабен (†1118)

Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.

Я, говорит, был отражен врагами и, наклонившись, едва не пал было, т. е. находился в опасности пасть; но Господь помог мне, дабы тем более показать могущество и Промысл Свой: Он исхитил меня из самых уст смерти, где я был в совершенном отчаянии.

Слова Исихия: Вовлекают нас в все помыслы склонные к сладострастно и сдвинув нас с непоколебимого стояния в законе, делают нас удобопобеждаемыми для бесов; но когда мы трезвы (бодры), то Бог будет нашим заступником; ибо Он может и подкрепить души наши и прогнать хотящих низложить нас.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

13. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. ( Отриновен ωσθεις – ωθεω – толкаю; превратихся ανετραπην – ανατρεπω – опрокидываю. Получив толчок (или удар), склонялся уже к тому, чтобы совсем упасть. Vulg: «іmpulsus eversus sum, ut caderem». Халдейск. переводчик: «грех так сильно толкнул меня, что я едва не упал». У Калм.)Т.е. «бедствия, говорит, так угнетали меня, что я был близок к падению и изнурению, ударами их я так был поражен, что готов был пасть, но когда я уже падал на колени и преклонялся, и все средства человеческие оказались безнадежными, тогда Бог и явил мне Свою помощь. Так поступает Бог для того, дабы никто не присвоял себе славы Его» (Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-14 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение.

Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому - и песнь моя

Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. - «Все народы окружили меня». Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. - «Сильно толкнули меня, чтоб я упал» - всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: «Господь - сила моя и песнь».

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя

Они нас (в плену) довели до близкой погибели; но могущественный, прославленный Господь защитил и спас Свой народ, возвратил в Свое отечество, и поэтому прославление Господа слышится по всей стране.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 10–13 Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя

Царствование Давида было воинственное; со всех сторон нападали на него враги, и потому он справедливо мог жаловаться, что все народы окружили и обступили его (обышедше обыдоша мя) и угрожали покорением его царства; особенно так было в начале его царствования, по той причине, что предшественник его, оставленный Богом Саул, довел до расслабления царство Израильское, и на Давида часто нападали соседние враждебные народы. Но Господь видимо помогал Давиду, и с этой помощью Божией он покорил своей власти моавитян, сирийцев, аммонитян и другие народы и отнял несколько городов у филистимлян. Вспомоществуемый силою Божией, он необинуясь мог говорить: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их. Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их» (пер. с евр.). Сознание помощи Божией, которую пророк непосредственно получал от Самого Бога и о которой он говорит выше (ст. 6–10), глубоко проникало все существо его, и потому последнее выражение о сопротивлении всем врагам своим ничем иным, как только силою Божией, он повторяет здесь до трех раз. Выражение: именем Господним противляхся им, – конечно, не то означает, чтобы самое имя Божие противодействовало врагам Давидовым, как лжемудрствуют новейшие еретики Афона, а то, что всемогущая сила Божия, на которую Давид надеялся и которую призывал во всякой скорби, не оставляла его без своей помощи и способствовала ему покорять и низлагать врагов. Он сравнивает силу и ярость врагов его с множеством пчел, окружающих пчелиный сот, и с огнем горящаго терновника, но и в таких случаях, когда враги его казались особенно сильными и яростными, он с помощью Божией отражал и низлагал их. Доходило иногда до того, что он казался уже низриновенным и близким к падению (превратихся пасти), но и тогда, говорит, Господь прият мя, т.е. поддержал и спас меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible