Скрыть
Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Не умру, но жив буду и повем дела Господня

Опас­ности, говорит, угрожали мне смертью; но я не умру, но жив буду, т.е. такова чудодейственность Господа, что Он исхитил из уст самой смерти, предначертав, в избавлении от необы­чайных опасностей, еще прежде нового завета, образ воскре­сения. Знамение этого воскресения он дал нам еще в начале, когда преложил Еноха (Быт.5:24). Если ты не веришь, что тела могут воскреснуть, то уверься его примером. Как могло бы тело его оставаться целым столь долгое время? Не одно и тоже – восстановить разрушенный дом, или сохранить ветхий и близкий к разрушению столь долгое время. Или ты не знаешь, что Господь же сотворил и несуществовавшее? Тем более Он может воскресить. Есть для тебя и другой образ воскресения; разумею взятие Илии, который не умер даже доныне. Для Бога все удобно и легко. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорит Писание (Лк.1:37); «все, что захотел, сотворил», говорит пророк (Пс.113:11). Не видишь ли, как трудны для тебя дела худож­ника? Однако ты доверяешь его искусству. Почему же, доверяя искусству подобного тебе раба, ты требуешь отчета у премудрости Божией и не принимаешь верою совершаемого Им? Не крайне ли это безрассудно? «Не умру, но жив буду». Не погрешит и тот, кто будет принимать эти слова в переносном смысле. Хотя здесь сказано о воскресении, – слово: «не умру» значит, что смерть будет не в смерть, – но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, другою смертью, на которую указывал Христос, когда говорил: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25–26).

«И поведаю дела Господни». В том и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возве­щать дела Его.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-17 «Глас радости и спасения в селениих праведных»; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.

«Десница Господня сотвори силу». «Десница Господня вознесе мя. Десницею», как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.

«Десница Господня сотвори силу». «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня». Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

Итак, я, говорит, не умру от врагов, окружавших меня, как они думали; нет, напротив того они умрут и погибнут, а я буду жить и рассказывать о чудесах Божиих тем, которые не знали о них. Или говорит, что я не подвергнусь душевной смерти, но буду жить в Боге, и буду бессмертен; потому что позднейшие праведники все будут постоянно петь псалмы мои и непрестанно читать и петь их до скончания века. Или в сих словах, по словам Евсевия, содержится пророчество о будущем воскресении Давида: я, говорит, не умру так, чтобы более не восстать, но снова стану жить, по воскресении, вмести со всеми людьми, посему я буду рассказывать о делах Господа и вместе с чудесами Его и о дарованном от Него воскресении.

Слова Евсевия: Выражение: не умру, кажется, произносится страдавшими по временам от гонений со стороны врагов церкви и подвергающимися смерти благочестивыми, которые смело говорят, что они будут жить и получать прибавление жизни для того, чтоб исповедовали дела Божии пред теми, которые видели сие своими глазами. Ибо, по Златоусту, в том особенно и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возвещать чудеса и дела Его.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

17. Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

Не умру, т.е. не погибну, но жив буду и повем дела Господня. «Хотя здесь сказано, – говорит св. Злат., – о воскресении; слово: не умру значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в мя, не умрет (Ин.11:25)». Т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для блаженной жизни.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение

По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: «Господь чудесно спас меня». Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость («буду жить»), чтобы всегда восхвалять Господа.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–18 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя

Сказав о силе Божией, всегда помогавшей ему при нападениях со стороны враждебных народов, пророк называет эту силу крепостию, а о Самом Господе Боге, подающем эту крепость, говорит, что Он служит предметом его пения и хвалы. Господь, говорит, – сила моя; Он же и пение мое; и если я получал спасение от врагов, то не чрез кого-либо другого, а именно чрез Него. Он и бысть ми во спасение. Далее говорит о той радости, которую доставляет спасение от врагов. И так как радость эта принадлежит не ему только лично, а есть радость общая для всего народа израильского, получившего спасение от врагов, то и должна быть оглашена и воспета торжественно, всенародно. Эта радость о победе над врагами должна быть воспета в жилищах людей, боящихся Бога, в селениих праведных. По словам св. Иоанна Златоуста: «Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь; во-первых, о спасении, во-вторых, – о спасении чрез Бога» [5, с. 359]. Верные и на Бога надеющиеся люди, получив от Него радость спасения, торжественно выражают сей глас радости и спасения словами псалмопевца: десница Господня сотвори силу, чем ясно проповедуют дело Божие, чтобы никто не сомневался, откуда последовало избавление и спасение царя и народа израильского. Следующим выражением: десница Господня вознесе мя (пер. с евр.: «десница Господня высока»), – как бы усиливает речь о славе Господней. Слова: Не умру, но жив буду, – по связи с предыдущими, пророк употребляет в таком смысле: много было, говорит, у меня врагов, и все они добивались моей смерти тогда и так, когда и как им хотелось, но я не умру, а буду жить для того, чтобы поведать о делах Божиих. Хотя я не бессмертный, но я должен жить для того, чтобы прославлять благодеяния Божии и возвещать хвалу Его. Господь подвергал и меня, как и других грешников, разным наказаниям, но смерти не предавал меня, употребляя и самые наказания для очищения и вразумления меня, как любящий Отец. На слова: не умру, – св. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Хотя здесь сказано о воскресении, слово не умру значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11:25–26)» [5, с. 360], т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для вечно блаженной жизни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible