Скрыть
Сiя́ врата́ Госпо́дня: пра́веднiи вни́дутъ въ ня́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Шествуюшие путем добродетелей достигают тех врат, ведущих даже к лицезрению Господа. Что же может быть этими вратами, кроме чистоты сердца? Блажени чисти сердцем, яко mии Бога узрят (Мф. 5,8).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сия врата Господня: праведнии внидут в ня

Есть врата смерти, врата погибели, есть врата жизни, врата узкие и тесные. Так как много врат, то он указывает отличие врат Господних, присовокупляя: «это – врата Господни», потому что те не Господни. Какое же их отличие? То, что ими входят наказуемые и скорбящие, как узкими и тес­ными. Они тесны; потому и входят ими скорбящие; а врата, ве­дущие к погибели, – широки и пространны.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Сия врата Господня: праведнии внидут в ня». Так и юноше, пожелавшему узнать путь к вечной жизни, Господь сказал: «заповеди веси: не прелюбы твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою» (Лк.18:20); «возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Мф.19:19). Так и Себя, как путеводителя и учителя добродетели, Владыка наименовал дверию. Ибо говорит: «Аз есмь дверь» овцам: «Мною аще кто внидет, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин.10:9). Сие и здесь изрекло пророческое слово: «сия врата Господня: праведнии внидут в ня».

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия врата Господня, праведнии внидут в ня.

Я полагаю, что вратами Давид называет здесь те узкие врата, о которых Господь сказал в Евангелии: входите тесными вратами (Матф. 7,13); почему и Давид, предвидя сии тесные врата, сказал, что это врата Господни, о которых будет учить Господь Иисус, по своем пришествии, и которые ведут людей к Господу. Он также присовокупил, что праведные войдут ими, т. е. тесными сими вратами. Посему и Господь сказал: как не многие входят ими (14)! Праведников и избранных не много потому, что, как Сам Он сказал, много званных, а мало избранных (Матф. 20,16).

И Кирилл под дверью разумеет Христа: ибо не возможно другим каким-либо способом достигнуть познания Бога и Отца, как только тем, который указал Христос: никто не может прийти к Отцу, как только Мною. Афанасия: Те, которые ходят путями добродетелей, или лучше в добродетелях (ибо должно упражняться в них),—входят в ту дверь, которая приводит к самому видению Господа. Какая же это? Чистота сердца: блаженны, говорит, чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Златословесного: Есть врата смерти, есть врата погибели, есть врата жизни, узкие и прискорбные. Итак, поелику много дверей, то посему показывает признак двери Господней в том, что ею входят наказываемые. Ибо подвергающиеся скорбям могут войти ею, не вратами смерти, и погибели, и не широким и пространным путем, ибо таковые пути не Господни, но тесным.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

20. Вот врата Господа; праведные войдут в них.

Сия врата Господня: праведнии внидут в ня, т.е. «врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые» (Злат.). «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца»? – говорит св. Афанасий. «Врата Господня есть сам Господь, по реченному Им: Аз есмь дверь овцам (Ин.10:9)» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 19-20 Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня

С такими воспоминаниями псалмопевец (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа за полученное спасение. Ст. 19 указывает на процессию; внутри затворенного храма мог находиться хор священников или левитов; как ответ хора нужно принимать ст. 20; впрочем, этот стих мог относиться также и к речи народа. Врата правды, потому что в храме присутствует праведный и подающий своему народу (в богослужении) праведность; врата Господня – потому, что ведут к жилищу Божию; к словам: праведнии внидут ср. Пс. 14:2 и д. 23:4.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 19–21 Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение

С особенною ревностью пророк стремится к скинии, или храму Господню, чтобы в нем воздать должное благодарение Богу за Его милости и благодеяния. Вот он стоит пред вратами правды, называя так двери скинии, в которой хранились законы и оправдания Господни; он повелевает священникам и левитам отворить ему эти врата: «Отворите мне врата правды: войду в них и прославлю Господа» (пер. с евр). Врата эти он называет потом вратами Господними и поясняет, что праведники войдут чрез них в Царствие Божие. Св. отцы Церкви изречения о вратах изъясняют в высшем, духовном значении. Св. Иоанн Златоуст говорит; «врата Господня – это врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые, они отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды» [5, с. 360–361]. По словам блж. Феодорита, в высшем значении вратами правды называет пророк различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили по временам скорби И он же (блж. Феодорит) к сему прибавляет: «врата Господня есть Сам Господь, по реченному Им: «Аз есмь дверь» (Ин. 10:9) [6, с. 568]. А св. Афанасий Александрийский говорит: «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца?» [3, с 365]. Пророк Давид, всегда молившийся о чистоте сердца (Пс. 50:12), мог со дерзновением и благодарным сердцем говорить пред Богом: Исповемся Тебе, Господи, «славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible