Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 101:5
Оу҆ѧ́звленъ бы́хъ ꙗ҆́кѡ трава̀, и҆ и҆́зсше се́рдце моѐ, ꙗ҆́кѡ забы́хъ снѣ́сти хлѣ́бъ мо́й.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой
Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 5-6 «Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое». На подобие травы я истреблен и утратил прежний цвет.
«Яко забых снести хлеб мой». «От гласа воздыхания моего прилпе кость моя плоти моей». Потерял я желание всякой пищи, совершенно лишился прежняго здоровья, потому что от печали изсохло у меня тело, только кожею обложены обнажившияся от плоти кости.
Евфимий Зигабен (†1118)
Уязвлен бых (подсечен) яко трава, и изсше сердце мое.
Как, говорит, подсеченная трава увядает, так и я будучи подсечен страстями, иссох сердцем, не получая никакого утешения, которое могло бы оросить пламень страстей моих.
Яко (так что) забых снести хлеб мой.
Я, говорит, от великой моей печали потерял и позыв на пищу: так как древние позыв на пищу называли напоминанием о пище, а недостаток позыва забвением.
Слова Феодорита: На подобие, говорит, травы я увянул и потерял прежнюю свежесть и лишился всякого позыва на пищу и прежнее благосостояние совершенно потерял. Ибо чрез таяние от печали истощено тело, на голых костях лежит моя кожа. Исихия: Хлеб души нашей есть Божие слово; ибо как земной хлеб питает тело, так и небесное слово—существо души. Итак, кто забывает его есть, т. е. исполнять (ибо ядение умственного хлеба есть исполнение, что показывает Господь, сказавший Апостолам: делайте не брашно погибающее, но пребывающее в жизнь вечную), у того сердце, быв на подобие травы подсечено, увядает. Как трава подсекается и засыхает, когда редко орошает ее дождь; так и сердце, когда болезнует от недостатка слова Божия, подсекается и засыхает и не может произрастить цвета добродетели. То же и у Феодорита.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Уязвен бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
«Сердце мое поражено» - праведник потерял мужество. - «Кости мои прильпнули» - см. ст. 4
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой
Уязвен бых – подкошен (Ис. 49:10), т.е. поражен палящими лучами солнца и вследствие того засох; сердце – центр жизни; огонь бедствий пожрал всю мою жизненную силу; дошло до того, что я от горя забыл есть (как едят). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–6 Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей
В этих стихах, как и в последующих (до ст. 13), пророк представляет различные образы глубочайшей бедности и несчастия человека, тело которого от сильной скорби душевной удручено истощанием и сухостию, и тяжелые дни жизни которого протекли, незаметно прошли, как исчезающий дым. И опять в лице сего несчастного человека представлен народ Божий, весьма тяжко угнетенный в плену мучителями и врагами его. Народ сей бедствует и свои бедствия представляет в молитве к Богу в виде различных страданий, телесных и духовных. Кратковременная жизнь моя, так выражает свою молитву народ, прошла наподобие дыма, который, как бы густ и велик ни был, скоро рассеивается и исчезает в воздухе. Самые кости мои, эти крепкие подпоры тела, в короткое время иссохли и потому ослабели и грозят совершенным разрушением, как обгоревшая головня (яко сушило сосхошася), являются неспособными к жизни. Жизнь моя подсечена, как трава, или скошенное сено, которое при отсутствии влаги быстро увядает, и сердце мое, ниоткуда не получая никакого утешения, иссохло так, что не чувствует никакого требования или позыва на пищу (яко забых снести хлеб мой). В голосе моем слышатся одни только воздыхания, от которых кости мои прилипли к плоти моей, так как вздохи и стоны сердечные при отсутствии достаточного питания тела производят утончение и совершенное истощание последнего, что и выражено словами: прильпе кость моя плоти моей.