Скрыть
Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Отвеща ему на пути крепости его. Ответствует Пророческий лик, как вопрошавший Бога. Путем крепости Его называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-25 внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми: не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя

«В (полной) силе своей» называет пришествие Его на землю, когда Он пришел для того, чтобы связать сильного. (Про­рок) желал знать, не продолжится ли его жизнь до тех дней, когда должен явиться на земле вочеловечившийся Единородный Сын, по­тому что (говорит он) в настоящее время, когда я пророчествую и предвижу то, что имеет быть, мне кажется, что мои дни (продол­жаются) наравне с Божиими; мне остается только самому увидеть исполнение того, что я пророчествую; если я достигну этого, я буду считать жизнь свою совершенной. Если же мое желание не оправдается, то я подобен тем, которые безвременно покидают жизнь в средине дней своих. И мне кажется, в виду этих именно слов пророков, Господь наш сказал: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:17). «В роде родов лета Твои». Опять обращает Свою речь к Господу. Лета Его плотской жизни для всех поколений являются образцом совершенной в полном смысле жизни, почему и Павел, желая указать, что нужно считать совершенством, говорил: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).

Беседы на псалмы. На псалом 101

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 23-25 «Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви». «Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми»: «Не возведи мене в преполовение дней моих». Когда сподобимся возвратиться, говорит Пророк, и соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе; тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость, даровать нам приложение лет и не предавать смерти в преполовение дней наших. «Путем» же «крепости» Пророк называет самое возвращение, дарованное крепостию Божиею.

«В роде родов лета Твоя». Ибо Ты имеешь безпредельное бытие, и Тебе не трудно и других соделать долговечными.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми

Скажи, напомни мне, Господи, как мало число дней моих. Не возьми меня из этой жизни на половине дней моих: мне еще хочется наслаждаться здесь созерцанием дел Твоих. Мир Твой так прекрасен. Вот Ты, Господи, не как я, – вечен: Ты живешь в родах родов. Поколения за поколениями будут проходить, на место их являться новые поколения, и так почти в бесконечность, а Ты все живешь, не стареясь.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща ему на пути крепости его: умаление (малочисленность) дней моих возвести ми.

Окончив сим пророчество о Христе, Давид опять, следуя порядку речи, говорит, что нищий, по словам Дидима, и унывающий, от которого произносится молитва сего псалма, сей, говорю, нищий отвечал, т. е. стал говорить Богу; так как под ответом надобно разуметь здесь вообще слово, произносимое без вопроса (ибо в числе значений ответа находится и такое). Далее, путем крепости называет время. Посему нищий говорил Богу, доколе еще был в силе и не изнемог совершенно и не пал всецело в уныние. Что ж он говорил? Следующее: Господи! открой мне краткие дни, которые осталось мне прожить, что сходно с сим местом: Скажи мне, Господи, конец мой и число дней моих, каково оно, чтоб уразуметь мне, чего лишаюсь я (Пс. 38,5). Поскольку, говорит, я замечаю, что я слаб и малодушен и печален; то посему я предполагаю, что не много времени осталось мне жить, которое и прошу тебя, Господи, открыть мне, чтобы я употребил, по словам Дидима, тщательнейшее старание о душе.

По мнению Феодорита это сказывается со стороны пленных так: когда, говорит, мы так будем счастливы, что возвратимся, то и народы и цари соберутся и станут удивляться Твоей силе. И тогда и мы будем столько веселиться, что станем просить Твою благодать о даровании нам прибавления лет и непопущении на нас смерти в половине времени нашей жизни. Иди так: помысли, Владыка, как кратковременна наша жизнь и не раздели мне ее, предназначая одну половину для плена, а другую для возвращения, но скоро возврати. Исихия: Нечто подобное ему показывая, Христос говорит: пришел час прославиться Сыну человеческому, чем указывает на время креста, который прилично называется путем крепости, потому что крепость и неложная сила креста есть воскресение из мертвых, для которого проложило путь таинство креста. Афанасия: Желает узнать, достигнет ли жизнь его тех дней, в которые Единородный имел вочеловечиться на земле.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

24. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.

Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. Пс. 101:23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. Пс. 101:25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми

Но увы, эти блестящие надежды еще не исполнились! С тоскою спрашивает народ Бога, все еще являющего Свою карающую силу (путь крепости), долго ли это будет с ним продолжаться, доколе он будет в плену? Судя по этому он хочет рассчитать, есть ли для него надежда дожить до освобождения, не погибнет ли он до того времени. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 24–25 Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми: не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета Твоя

В «Учебной Псалтири» на полях против слов: отвеща ему – помещены слова: «воззва к нему». По неясности перевода с греческого, хотя и не видно, кто кому отвечал, или воззвал, но по ходу речи можно догадываться, что Сам Господь Бог отвечает здесь на молитву нищего о воссоздании и укреплении Сиона, отвечает именно то, что к Сиону сему уже близко укрепление его, что он уже приближается к воссозданию и прославлению его (на пути крепости его). Если же принять во внимание перевод с еврейского, а это представляется наиболее важным и уясняющим дело, то в этих обоих стихах (24 и 25) можно видеть продолжение молитвы нищего, который сначала жалуется, а потом просит: «озлобил, говорит, утомил Он на пути силы мои, сократил дни мои», и я опасаюсь, как бы жизнь моя не прекратилась прежде, чем настанут дни спасения и свободы. Боже мой! Открой мне краткие дни, которые осталось мне прожить (умаление дней моих возвести ми). По переводу с еврейского: «Не похить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». (Моя жизнь кратковременна и ничтожна, а Ты вечен). «Ты, – говорит блж. Феодорит, – имеешь беспредельное бытие, и Тебе легко и других делать долговечными» [6, с 481].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible