Скрыть
Ты̀ воскр҃съ ᲂу҆ще́дриши сїѡ́на: ꙗ҆́кѡ вре́мѧ ᲂу҆ще́дрити є҆го̀, ꙗ҆́кѡ прїи́де вре́мѧ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время

Люди по своей злобе колеблются между надменностью и унижением и никогда не знают постоянства. А Ты, не имея в Себе ничего преходящего, непо­колебим и неизменен и обещания твои прочны; и не для настоящего только, говорит, поколения таковы они, но и для других, как ска­зано: «и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь» (Пс.21:32), и: «да будет написано о сем роду последующему» (Пс.101:19). Память о твоих обещаниях со­хранится и Ты легко можешь даровать нам облегчение в настоя­щих бедствиях. Поэтому, я с уверенностью говорю, что Ты восста­новишь Сион. Это именно значит: «Ты, восставши, ущедришь Сион, ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего)«. Облегчи, говорит, наши бедствия, потому что настало время милости. В этом заклю­чается намек на конец определенного на семьдесят лет наказа­ния. Так и дивный Даниил, исчислив время пленения, произносит молитву (Дан.9) с теми же мыслями, какие выражал пророк Захария, сказавший: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом?» (Зах.1:12) Этому и соответствуют слова духовной песни: «ибо время ущедрить его, ибо наступило время». Я думаю, что в этих словах заключается пророчество также и о явлении людям самого Бога – Слова, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как будущей причине восстановления Сиона. Но, слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан зем­ной Иерусалим, но относи это к обновлению жизни по благоче­стию. Время разумеется здесь то, о котором Господь чрез Исаию говорит: «во время благоприятное Я услышал Тебя» (Ис.49:8). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Па­вел: «теперь время благоприятное» (2Кор.6:2).

Беседы на псалмы. На псалом 101

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время». Дай в бедствии перемену на лучшее; потому что самое время требует милости. Дает же Пророк сим разуметь конец седмидесятью годами определеннаго наказания. Так и чудный Даниил, исчислив время пленения, приносит молитву. Согласны с сим изречения и сего духовнаго сладкопения: «яко время ущедрити его, яко прииде время».

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко пpииде время.

По смыслу вытекающему из слов прямо, это пророчество о чувственном Иерусалиме, т. е. что по окончании определенного времени рабства, Бог опять умилосердится над Сионом; потому что пришло время посещения оного, которое также было предсказано. А в глубочайшем смысле это пророчество о новом Сионе, как говорит Дидим, т. е. о церкви верующих, что Ты, Христе, воскресши, по словам Исихия, помилуешь церковь апостолов и веровавших апостолам христиан, и поможешь ей, ибо пришло время, в которое она требует заступления и помощи; потому что все и чувственные и умственные враги воюют против нее.

Слова Евсевия: Какое это многожеланное и превожделенное время? Время Твоего воскресения Господи!

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

14. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время;

Ты воскрес ущедриши Сиона. Т.е. востав, Ты, Господи, помилуешь Сион или Церковь Свою, возвратишь Еврейский народ из плена. «Дай в бедствии перемену на лучшее, потому что самое время требует милости – яко время ущедрити его, яко прииде время. Дает же пророк сим разуметь конец 70 годами определенного наказания» (Иер.25:11; 29:10; Дан.9:2. Бл. Феод.)

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время.

«Пришло время» помиловать евреев. Это место указывает, что псалом был написан незадолго до окончания плена, предсказанного пророком Иеремией, вероятно, во время уже мидо-персидского владычества, когда лучшие из евреев, напр., пророк Даниил, задумывались над судьбою, ожидающей их народа (кн. Дан IX:2, 18-20).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят

В этих стихах для того, чтобы перевести речь свою на открывающееся его пророческому предвидению и приближающееся Царство Мессии – Христа, пророк, по связи с предыдущим, противопоставляет кратковременности и ничтожности своего существа величие и всемогущество Существа Божия и говорит как бы так: говоря о себе, или о своем несчастном народе, что иное я мог сказать, как не то, что дни жизни моей проходят, как скоропроходящая тень, что и самая жизнь моя есть не что иное, как сухая трава, или иссохшее сено. Но когда мысль моя обращается к Тебе, Господи, тогда я не могу не видеть, что бытие Твое безначально и бесконечно (Ты во век пребывавши), и воспоминание о Тебе, вера в Тебя переходит из рода в род (память Твоя в род и род); так как с продолжением времен продолжится и род человеческий, который всегда будет воспоминать и славить чудные дела Твои. Не забыты у Тебя времена и сроки, предназначенные для будущих судеб Сиона, или Церкви Твоей Святой. Воскресла в памяти Твоей судьба разрушенного и как бы упраздненного Сиона, и настало время, назначенное по судьбам правды Твоей (Иер. 29:10) для восстановления Иерусалима и храма, и вот снова готов Ты явить милость Свою к нему, Ты опять ущедряешь его своими благодеяниями (Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его); исполнилось время, назначенное Тобою для прекращения наказания иудейскому народу и для изъявления новых милостей ему. Слово воскрес здесь равнозначаще слову «убудися» (Дан. 9:14), т.е. Господь как бы пробудился от сна, чтобы изъявить щедроты Свои и помиловать народ Свой. Но предвидение пророка устремляется здесь еще далее: от видимого Сиона к невидимому, т.е. к новозаветной Церкви Христовой, а потому и выражения: Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, – будут значить здесь то, что Христос, по воскресении Своем из мертвых, ущедрил Церковь Свою, состоявшую из апостолов, и всех уверовавших их проповеди облагодетельствовал ее всеми милостями благодати Божией и даровал ей на все времена благодатную помощь Свою против врагов видимых и невидимых (Мф. 28:20), потому что наступило время этой помощи; Церковь Христова нуждается в этой благодатной помощи, так как все враги – и чувственные, и духовные – восстают против нее. Сначала наступило время ущедрити Сиона, т.е. оказать милости в деле восстановления разрушенного Иерусалима и храма, а потом (это и значит повторение слов: яко прииде время), по исполнении времен, настало время ущедрити, т.е. облагодетельствовать, и Новый Сион, или новозаветную Церковь. Любовь пленных иудеев к Иерусалиму и Сиону, о которых они с жалостию воспоминали, выражалась, по словам пророка, в том, что они, по праву раскаивающихся грешников, признавая себя рабами Божиими, возлюбили и камни разрушенного города (благоволиша раби Твои камение его) и о прахе его жалеют, желали бы облобызать прах разрушенного Храма (и персть его ущедрят). Не то же ли самое делают и нынешние паломники ко Святым местам Палестины и Иерусалима, принося с собою на память узелки с землей и камешками из священного города?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible