Скрыть
И сни́де Госпо́дь во о́блацѣ и глаго́ла къ нему́: и уя́ от­ Ду́ха, и́же на не́мъ, и воз­ложи́ на се́дмьдесятъ муже́й ста́рецъ: егда́ же препочи́ Ду́хъ на ни́хъ, и проро́че­с­т­воваша, и ктому́ не при­­ложи́ша.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 13, 25-26, 28 И рече Моисей ко Господу: … откуду мне мяса, дати всем людем сим

В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали

Этот Дух сошел на семьдесят старцев при Моисее. Я говорю это тебе для того, чтобы теперь показать, что Он все знает и действует, как Ему угодно. Избраны были семьдесят старцев: И сошел Господь в облаке и взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти мужам старейшинам. Не Дух разделился, но благодать разделилась по мере готовности и способности приемлющих. Однако шестьдесят восемь человек, находившихся там, пророчествовали, Елдада же и Модада там не было. Итак, чтобы показать, что не Моисей сообщал этот дар, но действующий Дух, Елдад и Модад, хотя и были званы, не пришли и между тем пророчествовали.

Огласительные слова для просвещаемых

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали

Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет? Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1Кор.12:28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.

Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

11:24 Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии.
11:25 И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
11:26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.


(Ст. 24 –26) Семьдесят старцев, из которых 68 собралось в скинии (ср. ниже ст. 26) начинают пророчествовать, проповедовать народу, разъяснять ему слово Божие. Весьма трудное место представляет последняя фраза ст. 25-го: «но потом перестали пророчествовать» О. Герлах думает, что как в христианской церкви воспринимавшие крещение и приемлющие дары Духа Святого (Деян.10:44), в эту минуту, осененные благодатью свыше, пророчествовали, но этот дар, проявившись в эту торжественную минуту, исчезал потом и оставался постоянным достоянием лишь не многих; так и семьдесят старцев получили дар пророчества лишь для этого исключительного случая и после проповеди народу почувствовали угасание в себе того дара. Мы не совсем соглашаемся с этим воззрением на основании вышеприведенного стиха 17, из которого кажется можно с достоверностью заключить, что они сделались постоянными помощниками Моисея и проводниками в народ Господних повелений. Мы понимаем стих 25 так, что старцы сначала проповедовали народу о вреде и грехе необузданных его желаний, но, видя, что он не хочет понимать их слов они пересталии тогда Господь послал перепелов которые были причиной моровой язвы (ст. 33).

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали

«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1Цар X:5-6, 10, 13; ХIX:20), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле — прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать».

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая...

И сниде Господь во облаце, и глагола Моисею, и взят от Духа, иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец: егда же почи Дух на них, и пророчествоваша, и к тому не приложиша

И глагола (Господь) Моисею. – О чем глагола, не сказано, но вероятно о чем-нибудь относящемся к предстоящему событию – И взят от Духа иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец, т.е. сделал их причастниками тех благодатных даров, которые были в Моисее. Как это произошло? По всей вероятности, Дух, обитавший в Моисее, сошел на них чрез посредство самого же Моисея, подобно тому, как благодать Св. Духа нисходит на рукополагаемых в священные степени чрез рукополагающих. Совершилось невидимое прелияние токов благодати Св. Духа из души Моисея в души избранных 70-ти мужей. Но было ли при этом употреблено Моисеем рукоположение, или другое внешнее посредство, например, дуновение, не было ли еще при этом чудесного какого явления, в виде, например, огня, как в день Пятидесятницы при сошествии на учеников Христовых Св. Духа, – неизвестно. – Егда же почи Дух на них, и пророчествоваша 70 старейшин, прияв Св. Духа, пришли в восторженное состояние и в этом состоянии стали пророчествовать, – изрекать то, что внушал им Св. Дух. Что же именно, не сказано, но на языке Писания пророчествовать - значит не только предсказывать будущие события, но вообще возвещать по непосредственному откровению от Бога то, что относится к славе Божией, к научению и вразумлению людей. Думают, что предметом пророческих речей 70-ти мужей было увещание, обращенное к сынам Израиля, чтобы они успокоились, перестали оскорблять Господа жалобами на скудную пищу и возвратились к беспрекословному повиновению воле Божией, – при чем из уст новых пророков исходили хвалы Господу, благодеющему Израильтянам, прославлялись чудеса Божии, сопровождавшие исход их из Египта и доселе продолжающиеся. Нельзя не вспомнить, что и ученики Христовы, по сошествии на них Святого Духа, объятые Духом, тоже возвещали о великих делах Божиих (Деян. 2:11). Вообще можно полагать, что по содержанию пророческая речь 70-ти старцев имела отношение к тому служению, к которому они призваны, и показывала, в чем именно будет состоять оно. – И к тому не приложиша – не продолжали, перестали, т.е. хотя во все последующее время своего служения старцы действовали по внушению Св. Духа и подкрепляемы были благодатию Его к достойному прохождению сего служения, но то восторженное духовное состояние, которым ознаменовалось вступление их в служение, уже не повторялось потом. Уже не повторялись те чрезвычайные явления, которые служили признаками этого состояния, каковыми могли быть мерное одушевленное пение, быстрые телесные движения (1Кор. 10:5–6). В этом виде действие Св. Духа в 70 мужах было единократно и допущено на сей раз только для того, чтобы, с одной стороны, им самим дать осязательное удостоверение в сообщении им Св. Духа, с другой стороны, чтоб весь народ видел, что они избраны к своему служению Самим Богом, и что, следственно, должно слушать их так же беспрекословно, как Моисея, для которого они избраны в сотрудники. Нет сомнения, что служение 70-ти старцев в качестве сотрудников Моисея продолжалось во все время странствования Евреев в пустыне, но о дальнейшей судьбе учреждения совета 70 старцев неизвестно, если не принять, что оно послужило первообразом синедриона, совета из 70 членов, возникшего после времен Вавилонского плена.

Толкование на паремии из книги Чисел

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible