Скрыть
Иису́съ же а́бiе слы́шавъ сло́во глаго́лемое, глаго́ла архисинаго́гови: не бо́йся, то́кмо вѣ́руй.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-43 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Люди начальника синагоги почитали Христа одним из обыкновенных учителей, почему просили прийти и помолиться о девице, а напоследок, когда она умерла, подумали, что Он уже не нужен после смерти ее. Но Господь ободряет отца и говорит: «только веруй». Между тем не позволяет никому идти за Собою, кроме трех учеников, потому что смиренный Иисус ничего не хочет делать напоказ. При Его словах: «девица не умерла, но спит» смеются; это попущено с тем, чтобы после не имели предлога говорить, что она была в обмороке, и что не диво, если Он воскресил ее; напротив, чтобы сами себя уличили собственным свидетельством о воскрешении Им действительно умершей, когда даже смеялись над Его словами, что она не умерла, но спит. Господь берет ее за руку, дабы сообщить ей силу; а велит дать ей есть для того, чтобы удостоверить в воскресении как в действительном, а не в мнимом происшествии.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй

Милосердый, любвеобильный, живой и животворящий, всемогущий Слове Божий, ободри и меня, грешного, такими же словами: враги моего спасения говорят мне: душа твоя погибла, что ты еще молишься Богу о ее спасении? Но я не верю им. Ты говоришь мне, я слышу вожделенный Твой глас: не бойся, только веруй. Итак, верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9,24).

Дневник. Том II. 1857–1858

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Но Иисус, услышав сии слова (о том, что дочь Иаира, которую Он шел исцелить от болезни, умерла и что не нужно утруждать Учителя идти в дом Иаира), тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй

Вера отлична от знания. Это две сферы и каждая со своими законами. Знание — это земля, и законы знания — законы материальные — земные. Вера — это дух, и законы веры — это законы духа. Как земля не соединима с духом, так знание не соединимо с верой. И как знание не соединимо с верой, так законы земли не приложимы к явлениям веры. Они будут стеснять веру, связывать ее, спутывать ее полеты. Вот почему свет веры ты не перемешивай с земным и для веры не ищи земных подпорок. Это — гнилые подпорки. Они только вяжут веру, а вера должна иметь свободный полет. Значит, не прикидывай земную мерку к делам веры и дела веры не ставь в зависимость от земных событий. Например, ты знаешь, что твой больной ребенок не поправляется и что болезнь осложнилась. По человеческим соображениям, по медицинскому знанию ты видишь, что шансы ребенка убывают; появляется растерянность, боязнь… И если ты будешь молиться Христу, сам думая в то же время, что по-медицински ребенок должен умереть, то из-за серьезности положения ребенка помощь Христа будет казаться почти несбыточной. Твоя молитва будет, может быть, и глубокой молитвой человеческого бессилия, но вера твоя уже изранена. Ее подломило знание, факт жизни, от которого ты отравляешься. Ее надломила «боязнь», совершенно законная с человеческой точки зрения, с точки зрения земли. А потому в деле веры откинь землю. Христос говорит Иаиру «не бойся», т.е. выбрось из головы сообщение, что дочь умерла — это земля, и там у тебя дома по законам земли что-то совершилось. Пусть, это совсем неважно… Ведь тебя же привела ко Мне вера. Так и веруй! Вера же — дух. Это — другая сфера… Там свои законы и своя жизнь. Она совсем не зависит от совершающегося на земле. Не скажешь же ты, что если у тебя больной палец, и ты помолишься Христу, то палец заживет, и Христос исцелит тебя, а если случится серьезная болезнь, то еще надо подумать: придет ли к тебе Христос. Как будто акт Божией воли стоит в связи с твоим пальцем или твоими внутренностями… Ясное дело, что акт Божией воли не зависит от малости или крупности земных вещей. Ясное дело, что для Господа одинаково свободно прийти к человеку и когда он порезал палец, и когда он стоит на краю могилы. Одинаково для Господа сделать чудо милосердия и в том, и в другом случае. Не остановило же Господа совершить чудо милосердия даже разложение тела Лазаря? (Ин. 11:39). Значит, Господь приходит независимо от того, что совершается по законам земли. Прийти Господу зависит не от земли и не от того, что совершается на земле, а зависит от духа человека и от того, что совершается в этом духе. Так пусть же земля не связывает духа, когда он уходит в сверхземное. И потом сверхземное для земли есть неизвестность, а неизвестность всегда угнетает ум человека. Неизвестность родит в уме колебания, боязнь. А для духа сверхземное — Бог и радость, и уход в сверхземное только охраняет дух. Так пусть же земля, земное, ум не связывают дух уходить к Отцу и просить у Него потребное со всей простотой и силой веры. И придет Господь, что бы ни делалось с тобой на земле и как бы ни казалось невероятным, с человеческой точки зрения, Божие посещение. «Не бойся… Только веруй»

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй

Когда начальник синагоги просил у Него за свою дочь, Он сказал ему: «Только веруй твердо и будет жить дочь твоя», - и тот веровал, и ожила дочь его, и встала. И когда умер Лазарь, то сказал Господь наш Марфе: «Если будешь веровать, то воскреснет брат твой». Сказала ему Марфа: «Так, Господи, я верую»,- и Он воскресил его после четырех дней (Ин. 11:23-27, 38-44)… Итак, возлюбленные, приобретем веру, имеющую столь многую силу! Ибо вера возносит на небеса (ср. Быт. 5:24, Евр. 11:5), побеждает потоп (ср. Быт. 7:1-8, 22, Евр. 11:7), заставляет рождать бесплодных (ср. Быт. 21:1-3, Евр. 11:11-12), спасает от меча (ср. Быт. 22:1-19, Евр. 11:17, 34), поднимает изо рва (ср. Быт. 37:28), обогащает бедных (ср. Мк. 12:42-44), освобождает плененных (ср. Деян. 5:17-20), спасает гонимых (ср. Евр. 11:27-29), низводит огонь (ср. 3Цар. 18:38), разделяет море (ср. Исх. 14:21), разрубает скалу и дает воду жаждущим (ср. Исх. 17:6), насыщает голодных (ср. Исх. 16:15), оживляет мертвых и выводит их из ада (ср. Евр. 11:35), усмиряет волны (ср. Мф. 8:26), исцеляет больных (ср. Мф. 9:2, 22, Мк. 2:5), побеждает войска (ср. Евр. 11:34), низвергает стены (ср. Евр. 11:30), заграждает уста львам (ср. Евр. 11:33), угашает огненное пламя (ср. Евр. 11:34), смиряет гордых, а смиренных возводит в славу (ср. Евр. 11:26, Иак. 4:6). Все эти великие деяния совершаются верой. Ибо в этом состоит вера: когда человек верует в Бога, Господа всего, сотворившего небо и землю, море и все что в них; сотворившего Адама по образу Своему; давшего закон Моисею; пославшего Духа Своего пророкам, и, наконец, пославшего Помазанника Своего в мир, чтобы уверовали люди в воскресение мертвых, и чтобы уверовали в спасительное таинство крещения (а такова есть вера Церкви Божией), и чтобы отвратить людей от гаданий, от магического свойства месяцев и дней, от суетных молитв и обрядов, от чародейства, халдейской науки, блуда и бесстыдных песен, от пустых учений - орудий лукавого, и от раболепия сладострастию; от брани, от прелюбодеяния, и дабы никто в словах своих не свидетельствовал ложно, и никто не был бы двуязычен.

Доказательства.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

35. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36. Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39.И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань.
42. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

 

     «От начальника синагоги»: «т. е. из дома начальника синагоги» (Зигаб.).

     «Что еще утруждаешь Учителя?»: Когда, по их мнению, поздно уже было подать помощь больной, нечего было и трудить Господа путешествием в дом Иаира. Это показывает слабость веры домашних Иаира в Господа, потому Господь «тотчас» ободрил Иаира словом – «не бойся», что дочь твоя уже умерла, укрепляет его в вере: веруй, что дочь твоя будет жива, хотя она и умерла.

     «Петра, Иакова и Иоанна»: троих довереннейших учеников своих, которых Он и после удостаивал быть свидетелями величайших событий (ср. Мф.17 и дал.).

     «Пришли в великое изумление»: собственно чрезвычайно испугались. Это было первое чудо воскрешения Христом человека уже умершего; до этого времени Он еще не творил такого чуда, и вот бывшие свидетели его испугались необычайности сего действия Господа, пришли в ужас от этой чудотворной силы, которую явил Иисус.

     Чтобы никто об этом не знал: предосторожность необходимая для того, чтобы преждевременным разглашением необычайных чудес не возбудить и не раздражить мечтательных представлений народа о Царстве Мессии; нужно было прежде как можно более выяснить народу истинное понятие о Царстве Христовом, иначе народ мог произвести что-либо такое, что совершенно несогласно с намерениями Христовыми и с характером Его деятельности, как, например, поступил Он после великого чуда напитания народа в пустыне, когда народ хотел насильно поставить Чудотворца царем (Ин.6:15), не понимая, что Царство Христово не есть царство «от мира сего», как изъяснил после Христос (Ин.18:36), и что подобный поступок навлек бы на народ преждевременно великие бедствия. С другой стороны, злоба фарисеев и книжников против Иисуса Христа в это время уже значительно усилилась, а слух о новом величайшем чуде Господа еще более раздражил бы их, так как они решились уже в это время не признавать Иисуса Христа чудотворцем, и распускали слухи, что необыкновенные дела Он совершает силой князя бесовского (Мф.9:34).

     «Чтобы дали ей есть»: для полнейшего удостоверения, что девица действительно воскресла, что это не видение, не призрак (ср. Лк.24:36-43).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-37 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова

Господь, как видно из последующего (стих 43), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. Втор.17:6). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих 40).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 35-36 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй

От архисинагога (от начальника синагоги), т. е. из дома его и пр. Не бойся, токмо (только) веруй, что она будет жива, хотя и умерла. Что еще утруждаешь (движеши) Учителя? Т. е. что уже теперь поздно подать помощь больной, когда она умерла. А что Господь может воскресить и умершую, этому говорившие не верили, и чуда воскрешения Он еще ни одного раза не совершал. Чудо воскрешения дочери Иаира было первое.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible