Скрыть
И҆ и҆злѣ́зшꙋ є҆мꙋ̀ и҆з̾ кораблѧ̀, а҆́бїе срѣ́те є҆го̀ ѿ гробѡ́въ человѣ́къ въ дꙋ́сѣ нечи́стѣ,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни

В списках более исправных читается: «в страну Гергесинскую». Матфей говорит, что было два бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют о нем. Бесноватый идет и исповедует Христа Сыном Божиим. Поскольку бывшие на корабле недоумевали о том, кто Он, то последует достовернейшее свидетельство о Нем от врагов, разумею бесов. Бесноватый жил во гробах, потому что бес хотел внушить через это ложную мысль, что души умерших становятся бесами, чему никак не должно верить.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах

Вышел, говорит, а не пришел на берег, чтобы показать, что достиг сюда после переправы, когда в промежутке и укротил бурный ветер и унял море запрещением Своим. Ибо из Галилеи войдя с Своими Учениками в лодку, сказал им, как выше говорит Евангелист: «Переправимся на ту сторону» (Лк.8:22). Отсюда открывается, что и по предведению и по великой милости Своей по собственному побуждению пришел Он на помощь люто так и с давнего времени страждущему от демонов. Лука говорит, что это был один, одержимый многими бесами, и Марк тоже говорит об одном, но имевшем одного духа нечистого (Мк.5:2); а Матфей говорит, что это были два человека, жившие вместе и одержимые многими бесами (Мф.8:28). Причину же, почему некоторые Евангелисты говорят об одном, а один о многих, и бесноватых и бесах, означили и Лука и Марк. Ибо один, о котором говорит Марк, нечистый дух, в след затем допрашиваемый Господом, говорит: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк.5:9). Потому что легион есть отряд и многочисленный сонм ангелов или людей или демонов соединенных и установленных друг с другом, обращающих внимание и устремляющихся на одно дело и на одну цель. Посему и те одержимые бесами, как движимые и направляемые подобным скопищем, и в гробах и в горах непрестанно жили друг подле друга и сходились, и то в единственном числе, то во множественном называются и они, и мучившие их лукавые духи.

Омилия 45. На 23-е воскресное Евангелие в шестую Неделю

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 2-5 Встретил Его (Христа) вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни

Здесь образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет, как в гробах, потому что его жизнь есть путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости (…я сам лучше других, умнее других… кто авторитет для меня?), в ложбинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений — вот тропинки его пути. «Он жил в гробах»… Он живет в скалистых стремнинах… Там нет жизни: ни растения, ни зверя… Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что не подходит к этому пути, отрицает его и осуждает. Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину и за совесть работает на него. Отбрасывается, коверкается, уничтожается все, что пытается выправить душу или только содержит намек на другой мир, отличный от мира зла. Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все связи жизни добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные связи и, наконец, добирается до Бога и хулит Его и рвет святые веленья, твердые как оковы, веленья Божия закона. И кто может укротить его? Его хозяин, которому он продался, — зло, диавол. И только он властен над ним, и только ему он работает. Жалкое состояние, ужасное состояние! Ты думаешь, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: «всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни». Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты кругом, при всех усилиях наполнить жизнь. И, конечно, крик пустоты… Крик без устали, ночью и днем, как печать отверженности. И окружающее очень скоро обращается в то, что оно есть, человек зла живет в горах. Понятно, что кругом его голые камни зла, и он бьется о камни, бьет ноги до крови, бьет руки… Камни давят грудь. Он весь в ранах кругом от пути смерти.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

 

     Повествование ев. Марка об исцелении бесноватого Гадаринского, в сущности согласное с повествованием об этом ев. Матфея, отличается от него особенной подробностью, по которой в нем много черт, не упомянутых в повествовании Матфеевом, а в числе исцеленных повествования их по-видимому разногласят, впрочем только по-видимому.

     «На другой»: от Капернаума (Мк.5:1), юго-восточный, берег моря Геннисаретского или Тивериадского озера:

     «В страну Гадаринскую»: ев. Матфей называет эту страну Гергессинской (Мф.8:28) – несогласие в сказаниях только кажущееся и легко разрешимое. Гадара, – один из городов Десятиградия (ср. прим. к Мф.4:25), лежал недалеко от берега Геннисаретского озера к юго-востоку; Гергесса же расположена была в том же направлении от озера, несколько далее; оба они находились в одной области (Перее или древнем Галааде), и видно все равно было сказать: в страну Гергессинскую или Гадаринскую. Господь, как видно из дальнейшего повествования о потоплении свиней в озере, был действительно ближе к Гадаре, чем к Гергессе или Геразе (ср. прим. к Мф.8:32). Таким образом, все различие в том, что один из евангелистов поименовывает один важный город округа, а другой – другой, тоже важный, что совершенно естественно в простой речи.

     «Встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый духом нечистым»: ев. Матфей говорит, что встретили Господа двое бесноватых (Мф.8:28); ев. же Марк говорит об одном, и это разногласие приводило иногда в большое затруднение толкователей евангельских сказаний. Впрочем нетрудно с первого же раза приметить, что ев. Марк не говорит, что был только один бесноватый при этом случае, а лишь говорит об одном. Действительное разногласие или противоречие между священными повествователями было бы только в том случае, если бы Марк говорил именно, что был только один бесноватый, тогда как по Матфею их было именно два; но первый, говоря об одном, не исключает другого (Злат. 1, 578 «Когда один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования»). Вопрос значит только в том, почему ев. Марк из двоих бесноватых, встретивших Господа, по сказанию ев. Матфея, говорит лишь об одном. Предполагают (особенно бл. Августин de Cons. Evang. 24), что один из этих бесноватых был лицо в том месте известнейшее, особенно страшное, исцеление которого поэтому произвело сильное впечатление и прославило Господа, а потому ев. Марк и упоминает только о нем одном, умалчивая о другом, о котором упоминает Матфей при подробном рассказе об этом событии. Предположение это, и само по себе очень вероятное, находит себе полное подтверждение в самых чертах повествований об этом событии ев. Марка и Луки. Ев. Лука замечает, что этот бесноватый был из этого города (τῆς πο’λεως – вероятно из Гадары), т. е. житель этого города, гражданин, человек известный, которого знали жители города и к которому быть может возбуждено было участие жителей той местности. Ев. Марк подробными чертами изображает ужасное состояние этого бесноватого, и отсюда вероятно, что он особенно страшен был для жителей местности той. Итак, двое было бесноватых гадаринских, и один из них особенно был известен в той местности и особенно страшен, исцеление которого поэтому и произвело особенное впечатление на народ; и вот причина, по которой два евангелиста говорят только о нем одном («избрали лютейшего из них и повествуют о нем» Феофил., ср. Злат. 1, 578), тогда как Матфей говорит и о другом, бывшем с ним, и может быть неизвестном и не так страшном, исцеление которого при одновременном с ним исцелении другого, известного и страшного, осталось как бы в тени и не обратило на себя особенного внимания. [Подобное замечаем в повествованиях евангелистов о распятых с Христом разбойниках, когда Матфей и Марк говорят, что и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф.27:44. Мк.15:32); Лука же определеннее говорит, что один только из разбойников ругался над Ним (Лк.23:39-43)].

     «Одержимый нечистым духом»: см. прим. к Мф.4:25.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом

Здесь мы находим, очевидно, повествование о том же событии, о котором сообщает евангелист Матфей (Мф.8:28 и сл.). Марк говорит, однако, об одном бесноватом, а не о двух, как Матфей, но это значит только, что Марк считал нужным сказать о том из двух бесноватых, который был наиболее известен тамошним жителям своей силой и злобой. Исцеление этого бесноватого, конечно, произвело большое впечатление на народ и учеников Христовых.

«Одержимый»… (см. Мф.4:24).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом

У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, paзноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа (Мф. 27:44; Мк. 15:32); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем (Лк. 23:39-43). Человек, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. (Мк. 1:23).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible