Скрыть
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-10 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пaшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать

Апостолы веровали в Господа, однако же, придя в сознание своей слабости, поняв, что Господь сказал о чем-то великом, и, услышав об опасности от соблазнов, просят, чтобы умножилась в них сила веры, чтобы чрез нее они могли исполнить то, что Он сказал, то есть относительно нестяжательности. Ибо ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование, равно как ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что Бог есть великий сокровищехранитель (казначей), а благость Его – неистощимая сокровищница; притом с верой они могут противостоять соблазнам. Поэтому апостолы приступают к Господу и говорят: «умножь в нас веру», то есть яви нас совершеннейшими и твердейшими в вере. Господь, показывая им, что просьба их хороша и что им нужно твердо содержать ту мысль, что вера имеет великую силу, говорит: если бы вы имели веру, вы пересадили бы и эту смоковницу. Здесь две великие вещи, именно: что укоренилось в земле, то, во-первых, передвинулось бы со своего места, а во-вторых, пересадилось бы в море. А что может быть посажено в воде? Очевидно, сими словами Господь показывает силу веры. Быть может, кто-нибудь в переносном смысле под «смоковницей» будет разуметь диавола, так как он изобрел для нас вечного червя и питает его насаждаемыми им помыслами; ибо смоковничными листьями питаются черви, от которых бывают шелковые нити. Так и сию смоковницу вера может искоренить из сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну. – Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. «Кто, – говорит, – из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9, 16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено «пaшущего», а потом присовокуплено «пасущего». Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви (1Тим. 3, 5)? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: «распашите себе новые нивы» (Иер. 4, 3), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.

Журнал «Странник» (†1864)

Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

 

В этой притче Господь научает нас тому, что сколько бы мы ни совершили дел благочестия, никогда не должны тщеславиться ими, и никогда не должны думать, будто уже достаточно сделали для угождения Богу и для своего спасения; а напротив должны думать, что все сделанное нами, еще очень далеко от совершенства.
Кто разумеется здесь под именем господина? – Господь Бог, наш Творец, Промыслитель и Спаситель.
А под именем раба? – Все люди и, преимущественно, верующие в Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною кровью от греха, проклятия и смерти (1Пет.1:18-19).
Чему научает нас пример раба, который, возвратившись с поля, вместо отдыха и подкрепления себя пищей, продолжает служить своему господину? – Тому, что и мы, не смотря ни на какие труды и занятия, никогда не должны оставлять служения Богу.
Почему говорится в притче, что едва ли господин станет благодарить своего раба за услугу его? – Потому, что раб исполняет в этом случае только свою обязанность, которая не требует особенной награды или благодарности.
Почему мы, даже и после того, если бы исполнял и все, что повелено нам, должны называть себя ничего не стоящими рабами? – Потому, что мы сделали бы только то, что должны были сделать·, да кроме того самые добрые дела наши бывают весьма несовершенны.
От чего добрые наши дела несовершенны? – От того, что мы часто делаем добрые дела не с охотою, большею частью для того только, чтобы избежать наказания, как ленивые и недостойные рабы; а не по чистой любви к Богу, и притом делаем не сами собою, а при помощи благодати Божией; между тем Господь требует, чтобы дела наши вполне были достойны величия Божия.
Почему так много требуется от человека христианина? – Потому, что ему много дано и даров – при его сотворении и при искуплении; много для него уготовано и благ в будущей жизни.
Итак никто из нас ни под каким предлогом не должен отказываться от служения Богу и, сделав одно или несколько дел добрых, не должен думать, будто он уже достаточно сделал для Бога.
Предстоит ли мне какой необходимый труд, – прежде, чем приступить к нему, я должен исполнить свои обязанности в отношении к Богу. Утомился ли я от житейских трудов? – не следует мне опускать под этим предлогом церковного богослужения. Молился в храме? – не должен оставлять, по возвращении из него, и своей обычной домашней молитвы.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?  Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?  Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.  Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать. 

– «Кто из вас» и пр. Связь этой притчи с предшествующим наставлением Спасителя такова: вера ваша, когда она возрастет в душе вашей, будет такова, что будет производить великие чудеса, но – наблюдайте на собой – берегитесь при этом гордыни и самомнения о своих собственных заслугах, чтобы не утратить вам плодов такой веры (ср. Мф.7:22–23). – Это – дар Божий, который надобно принимать и которым надобно пользоваться с глубоким смирением, каковым смирением этот дар еще более возгревается. Таким образом Господь, не отвечая прямо на просьбу учеников своих об усилении их веры, приточно указывает им способ усиления ее (смирением) и вместе предостерегает от опасности при этом, какое предостережение тем более нужно было тогда Апостолам, что они еще водились некоторыми несовершенными воззрениями, спорили о первенстве в Царстве Мессии, ожидали Себе особых наград внешних и т. п. Как ответ на подобные их еще детские желания и ожидания наград, и как предостережение, как при усилении их веры через смирение, следующая притча научает их, что: 1) они будут вознаграждены как служители, 2) они должны ожидать этого, как слуга ожидает благоволительного слова господина своего, и 3) на это они не должны смотреть как на заслуженную ими самими награду, но как на благодатный дар Божий не по заслугам, а по благоволению Божию.
– «Пашущего или пасущего»: две из трудных обязанностей раба, которыми указывается на трудность и апостольского служения.
– «Подпоясавшись, служи»: ср. прим. к Лк.12:37.
– «Не думаю»: раб должен исполнять повеления господина своего, и не ожидая благодарности от него особенной.
– «Рабы ничего не стоящие»: выражение истинного глубокого смирения пред Богом. Если Господь допускает нам сделать что-либо доброе и дарует нам что-либо особенное, это, строго говоря, не потому чтобы мы заслужили это, а единственно по Его великой милости. Это потому 1) что заслуги человека перед Богом, собственно говоря, быть не может (Иов.22:2); 2) силы и средства исполнить что-либо, как волю Божию, человек получает от Него же, как дар; 3) все, что сделает человек доброго, он должен делать как обязательное для него, и наконец 4) лучшие действия человека, вообще говоря, далеко несовершенны, и пред судом божественной правды имеют лишь относительную цену. – Такое глубокое сознание пред Богом собственного недостоинства, содействуя нравственному совершенствованию человека, предохраняет его и при великих дарованиях Божиих от самомнения и нравственного падения.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать

Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного евангелиста Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжелой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими. Когда они исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую-либо награду. Награда, может быть, и будет дана, но они сами, в чувстве смирения, должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т. е., конечно, не стоящие особых наград. Впрочем, в некоторых древних переводах, именно, сирийских, этого выражения «ничего не стоящие» не имеется, там стоит одно слово «рабы» (на самом деле в тексте Пешитты это выражение присутствует в виде слова «батиле». – Прим. ред.). И. Вейс полагает, что это выражение вставлено здесь на основании Мф.25:26 (а лучше, кажется, предположить на основании Мф.25:30, где встречается это самое выражение).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Но не речет ли ему: уготовай, что вечеряю, и препоясався служи ми, дондеже ям и пию: и потом яси и пиеши ты

См. Толкование на Лк. 17:07

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible