Скрыть
Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-4 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему

Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им «горе». Посмотрим же, что Он говорит. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят», то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только тому, чрез кого они приходят, то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди. Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения. - Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, - дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам. И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб ему повесили жернов мельничный и бросили его в море, нежели чтоб соблазнить и совратить одного из малых, то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою». Вот, - говорит, - Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин. 7, 5). Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: если брат твой согрешит против тебя, ты выговори ему наедине, и если послушает тебя, ты приобрел его, если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, и прочая, что евангелист Матфей (18, 15-17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот да будет тебе как язычник и мытарь, то есть мерзок и недостоин называться братом. Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: если и семь раз в день обратится, прости ему. А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (1Цар. 2, 5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (18, 21-22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не до семи, но до седмижды семидесяти раз, обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Наблюдайте за собою

Христианин должен следить за каждым своим поступком, даже словом и взглядом. Его жизнь влияет на все окружающее. Особенно это относится к священникам, а еще более – епископам Церкви Божией. За каждой мелочью у святителей все зорко следят. Но нужно тут остерегаться лицемерия: чтобы со вне лишь не казаться добрыми и благочестивыми, а внутри быть исполненными лукавства и пороков. У католиков и других еретиков, так же как и у древних еврейских книжников и фарисеев, считается в порядке вещей приемлемым в жизни – лицемерие. Нет спора, что и православные служители Церкви Божией иногда грешат сильно, не меньше латинских ксендзов. Но католики считают лицемерие принципом жизни, без коего нельзя будто бы обойтись, и это якобы нужно для вящей славы Божией.

Как кощунственно они провозглашают о лицемерии! Православные пастыри, согрешив, каются открыто, свидетельствуют, что они поступили плохо… Трудись, христианин, над своею душой: очищай ее многими слезами, при помощи благодати Божией, от грехов, следи за своими делами и мыслями, помни грозные слова Спасителя мира: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк. 17:1).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;  и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. 

«Наблюдайте за собою»: будьте внимательны к себе, по связи речи, ввиду соблазнов, могущих подействовать на вашу душу и вовлечь ее во грех. Такие соблазны могут быть особенно опасны, когда в душе нет всепрощающей любви к ближнему, или когда слаба такая любовь; надобно усилить ее, и она укрепит душу и предохранит от соблазнов. – «Если согрешит» и пр.: см. прим. к Мф.18:15.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему

«Наблюдайте за собою». Господь только что сказал о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату.

«Если же согрешит против тебя…» (см. Мф.18:15).

«И если семь раз…» (см. Мф.18:21–22).

«Обратится», т. е. вернется назад, предварительно с гневом уйдя от тебя.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 3-4 Внемлите себе. Аще согрешит к тебе брат твой, запрети ему: и аще покается, остави ему: и аще седмищи на день согрешит к тебе и седмищи на день обратится, глаголя: каюся: остави ему

Внемлите себе (наблюдайте за собою), т. е. ввиду соблазнов, которые могут подействовать на вас и вовлечь вас в грех. Но так как соблазны могут быть особенно опасны, когда в душе нет всепрощающей любви к ближнему или когда слаба таковая любовь, то и надобно постараться усилить любовь, и она тогда укрепит душу и предохранит от соблазнов. (Мих.) Посему Господь и высказывает, вслед за изречением о соблазнах, изречение о прощении ближнего. Если (аще) согрешит против тебя (к тебе) брат твой, выговори (запрети) ему. Св. Амвросий Медиоланский так рассуждает по поводу сих слов Спасителя: «кроткое обличение действительнее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного скрывать свою вину. Покажи, чтобы обличаемый тобою брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага; он скорее согласится последовать советам друга, нежели оставит без отмщения обиду врага. Страх не надолго делает человека осторожным, между тем стыд есть самый лучший наставник в добре. Страх удерживает только на короткое время от пороков и не исправляет порочного, а стыд, напротив, может со временем обратиться в привычку делать добро.

Если (аще) покается, прости (остави) ему, т. е. согрешившему против тебя. У еванг. Матфея изречение о прощении высказано Господом таким образом: однажды во время проповеди Его ап. Петр приступил к Нему и сказал: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21-22), (т. е. прощать постоянно, беспредельное число раз, сколько бы ни согрешил, лишь бы только раскаивался). Число семь, подобно, как и тысяча, в Свящ. Писании употребляется для означения множества (1Цар. 2:5). – Спросит ли кто: Что значит прощать согрешающего? Это значит – отказаться от всякого отмщения или законного взыскания, предать все, что произошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые христианские, братские чувства, словом, – действовать в отношении к нему так, как будто тот не оскорблял и не согрешал (Чит. объясн. Мф. 18:21 и 22).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об исповеди.

Лк.17:3-4 Здесь говорится о взаимопрощении личных обид: «Если же согрешит против тебя», но не вины пред Богом и людьми вообще, каковую Господь прощает чрез пастырей Церкви, если предварительно и мы сами простим обиды ближним (Мф.6:12,14-15;18:35; Еф.4:32). Право удерживать или разрешать грехи от имени Божия дано только пастырям Церкви (Мф.18:18; Ин.20:22-23).

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible