Скрыть
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Словами же: «внутрь вас царствие», что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете. Сказано: «сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс. 83, 3). Слова: «яко от тука и масти да исполнится душа моя» (Пс. 62, 6), и другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь действенное веселье и утешение, подаваемые Духом.

Слово 3. О молитве

Григорий Нисский, свт. (†394)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

А что [Господь] называет Царством, которое внутри нас? Разве иное что, кроме веселия, рождаемого в душах [Святым] Духом? Ибо оно есть как бы подобие, задаток и знамение вечной радости, которую будут вкушать души святых в чаемом [нами] веке. Через действие Святого Духа Господь утешает нас во всякой скорби нашей, чтобы спасти и сделать нас причастниками духовных благ и своих даров. Ибо [апостол] говорит: утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби (2Кор. 1, 4). Также говорится: сердце мое и плоть возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83, 3) и: яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62, 6). Эти слова символически указывают на веселие и утешение, [даруемые здесь] Духом.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве

Максим Исповедник, прп. (†662)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Некоторые из любознательных взыскуют, в чем будет состоять различие вечных и обетованных обителей. Будет ли это различие по пространственной реальности, или же оно будет по мысленному и духовному качеству и количеству, которыми отличается каждая обитель? Одни полагают, что первое, другие - что второе. Но ведующий, что Царствие Божие внутрь вас есть и что обителей много у Отца (Ин. 14:2), скорее изберет второе.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Анастасий Синаит, прп. (†701)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

«Прильпе душа моя по Тебе» (Пс.62:9), и в другом месте: «Разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася» (Пс.72:21). «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» (Пс.72:26), ибо «желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс.83:3). Душа псалмопевца имела такое желание и слезы к Богу, что «имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» наш (Пс.41:2). Быть может, эти изречения знакомы многим из нас. Но что пользы из сего? Ведь не о сокровище мы говорим, сокрытом в бездне, и не об образе, изредка встречающемся разве что в пустынях у варваров. Но мы говорим вам о сокровище, которое дается нам внутрь сердца Христом, сказавшим: «Царствие Небесное внутрь нас есть», то есть о Духе Святом, Который рождает в нас умиление и слезы, [ведя] к отпущению грехов, возрождению и искуплению.

Слово на 6-й псалом

Филофей Синайский, прп. (†IXв.)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

И так всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу, Который есть премудрость и сила Бога Отца. Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сердца; и конечно таинственно обретем внутрь себя самих и зерно, и бисер, и квас, и все другое, если очистим око ума своего. Сего-то ради и Господь наш Иисус Христос сказал; «царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), разумея чрез то пребывающее внутрь сердца Божество.

40 глав о трезвении

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-25 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос? Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26, 4), но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18, 36). Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10, 8). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям. «Сказал также ученикам: придут дни» и прочее. То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16, 1). «И скажут вам, - говорит, - вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь». Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Серафим Саровский, прп. (†1833)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь вас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5:3)… яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас в жизни будущей (Рим. 8:18), яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14:22).

Письма

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 20-21 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Бог есть такое простое Существо, что Он быстрее молнии, быстрее мысли незаметно посещает нашу душу. Потому и говорится: не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть; есть – то есть нельзя означить даже и мгновением приход Царствия Божия в нашу душу; отвергнул грех от сердца – и Он в сердце, и не заметишь, как и когда, и момент совершенного отвержения греха от сердца есть мгновение совершенного Его воцарения в нас, ибо Он воцаряется в нас по мере очищения от грехов. А животворящие Тайны по мере веры разом, мгновенно очищают, освящают и благоукрашают дом души. Так и диавол и духи злобы, как простые существа, хотя далеко не совершенные в своей простоте и сильно ограниченные, действуют на душу быстро, мгновенно, как быстра молния, как быстра мысль. Мгновенное почувствование привязанности к земному или мгновенное склонение сердца ко греху, мгновенное усумнение в истине – и он скочил в сердце; да он и производит в одно мгновение какую-либо страсть в сердце и потом, по мере нашего ей сочувствия, овладевает нами и влечет нас, куда ему угодно, как пленников, связанных по рукам и ногам. Если же мы противимся ему, то он старается чрез сильное омрачение ума и сердца уничтожить наши усилия к сердечной вере и благочестивым помышлениям и чувствам; чтобы победить его и прогнать от себя, из сердца, нужно произвести в сердце совершенную веру в Господа Иисуса Христа и в то обстоятельство, что в тебе действует враг, что мысли твои или расположения сердца и воли греховны, богопротивны, затем решительно отвергни их всем сердцем, рванись, так сказать, сердцем со всею силою из греховных уз, как Самсон, опутанный тетивами, – и разорвешь адские связи как нитку силою Иисуса Христа и благодатию Святого Духа.

Дневник. Том IV. 1860–1861


и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Царствие Божие внутрь вас есть. Царство Божие состоит в мире наших душевных сил, в радости во Святом Духе (Рим. 14,17).

Дневник. Том II. 1857–1858

Лука Крымский, свт. (†1961)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть« (Лк. 17:20-21). Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас.

Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое.

Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог.

Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух.

Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие.

Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие.

Сказал Господь ученикам своим: Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк. 17:22-24). Так внезапно, так потрясающе будет Его Пришествие. Это будет внезапно, когда люди совершенно не будут ждать этого, в день, который ведает лишь Отец наш Небесный.

Но прежде, чем сверкнет эта потрясающая молния, надлежит Христу, по словам Его, много пострадать и быть отвержену родом сим (ст. 25). О каком страдании говорил здесь Господь Иисус Христос? Не о крестных страданиях Своих говорит Он, о других страданиях, которые во все дни — от Вознесения до Страшного Суда — будет Он испытывать от людей, которые отвергли Его. Знал Он, что Ему будет тяжело быть отверженным родом человеческим, что будут мучить Его грехи наши. Все кровопролитные войны между христианскими народами причиняют тяжкую боль Его сердцу. Эту боль причиняем мы Ему жизнью своею, своими греховными поступками, злыми мыслями, нечестивыми словами… Причиняем Ему боль эту, когда служим страстям своим.

Об этом страдании говорит тут Господь Иисус Христос: Надлежит Мне много пострадать и быть отвержену родом сим (ст. 25). Отвергло Его человечество в большинстве своем… А мы, малое стадо Его, будем бояться причинить Ему хоть малейшее страдание своими злыми чувствами, злыми мыслями, злыми поступками. От них да сохранит вас всех Господь Бог!

Спешите идти за Христом. На слова: «Царствие Божие внутрь вас есть»


и не скажут: Вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас (Лк. 17:20-21).

Слышали вы когда-нибудь, читали, вникали в эти удивительные слова? Знаете ли, что Царствие Небесное внутри вас?

О жизни вечной, которая есть то же, что Царство Небесное, Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве так говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Опять совсем не то, что представляют себе мусульмане, опять нечто весьма глубокое; опять слова огромной важности. Жизнь вечная – это познание единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа.

Как же это познать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа? Кого мы знаем ближе всего и лучше всего, не самых ли близких к нам людей, не тех ли, с которыми живем?

Чтобы ближе и лучше знать людей, их дела, чувства, мысли и желания, нужно иметь тесное общение с ними, и, прежде всего, общение в любви. А людей чужих и далеких от нас мы совсем не знаем.

Точно так же для познания Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа необходимо постоянное, близкое, тесное общение с Ним, с Самим Богом Отцом, с Господом Иисусом Христом и, конечно, с Духом Святым, ибо Троица Святая нераздельна.

Как же возможно для нас познание Единого Великого Бога? Оно возможно только в любви, ибо знаем от великого апостола Иоанна Богослова, что Бог есть любовь, и общение с Ним возможно только в любви: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16).

Бог близок к нам, когда имеем постоянное общение с Ним в молитве и делах любви. Много, очень много праведников было в мире, нет возможности говорить о всех, напомню вам о ближайших к нам праведниках земли русской: Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, Антонии и Феодосии Печерских.

Что же, неужели будем удивляться тому, что в сердцах этих великих праведников уже при жизни их началось Царство Небесное?

Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним.

Так что же странного, если поверим, по слову Христову, что в сердцах этих великих праведников уже во время их земной жизни началось Царство небесное? Их жизнь земная была совершенно непохожа на жизнь суетных мирских людей.

Всю жизнь свою они посвятили Богу, всю жизнь были в тесном общении с Ним. Дивно ли поэтому, если скажем, что в сердца их вселился Дух Святый, и были они храмами Божиими, и Дух Святой обитал в них?

А так ли живут люди мира сего в своем огромном, подавляющем большинстве? Нет, нет, совсем не так: они не помышляют о Боге, они не стремятся к вечной жизни и не верят в нее; им нужды нет до Царства Небесного, ибо все мысли, стремления их, все желания направлены к одному только царству земному.

Не нужна им вечная жизнь, им нужно только как можно лучше устроить земную жизнь, и все их стремления, все мысли направлены только к этому. А те, которые целью жизни своей поставили приготовление себя к вечной жизни, приобретение высших достоинств, которые открывают им вход в Царство Небесное, эти составляют малое Христово стадо, по Его святому слову.

Но не только в сердцах великих святых открывается Царствие Божие уже при жизни их. И в сердцах рядовых христиан, идущих за Христом и возлюбивших Его, Царство Божие начинается уже теперь.

Запомните очень важное слово апостола Иоанна Богослова о Духе Святом: А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам (1Ин. 3:24).

При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы тихое веяние Святого Духа в сердце своем. Мы становимся мирными, тихими, кроткими, молчаливыми, перестаем осуждать и разглашать чужие грехи, и по этому благодатному изменению духа нашего узнаем, что Дух Святой пребывает в нас.

Это начало Царства Божьего внутри нас подобно слабому рассвету дня, но по мере исполнения заповедей Христовых этот рассвет становится все ярче и ярче.

В сердцах великих святых уже воссияло солнце во всей своей силе, а у нас только рассвет… Но это то же Царство Божие внутри нас.

Но не думайте, что это, подобное рассвету дня, начало Царства Небесного будет само собой развиваться и дальше в сердцах ваших. Нет, говорю вам, малое стадо! Поймите великие слова Господа Иисуса Христа: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его».

Великой силой любви, напряжением в добрых делах надлежит нам неуклонно содействовать рассвету солнца правды в сердцах наших.

Нужен большой труд очищения сердец наших от всякой греховной нечистоты, от страстей и похотей. И только тогда будет открываться все более и более явно внутри нас Царство Божие.

Если такой повседневный труд очищения сердец наших будет основной, важнейшей задачей жизни нашей, если повседневным нуждам тела будем только по необходимости уделять малое время, то тогда и самая смерть будет для нас не страшным, а глубоко радостным событием, ибо она будет непосредственным переходом в жизнь вечную.

Тогда при гласе трубы архангела и страшной молнии, которая сверкает от востока до запада, с великой радостью восклонимся мы, «ибо приблизилось избавление наше». Этой радости сподобит нас всех Солнце Правды Христос Бог наш, если пойдем чрез узкие врата, по тесному пути исполнения заповедей Его и страдания за Него. Аминь.

Проповеди. Том III. Царство Божие внутри нас

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Не скажут: вот, оно здесь и пр.: когда земной царь путешествует в своем царстве, он делается предметом разговоров своих подданных: «где он? куда поехал? — Вот там он, или вот здесь он». Господь говорит, что Мессия явится (или явился) в смиренном виде раба, не произведет внешнего шума, не признается Мессией царем, за исключением немногих верующих; основывает Он свое царство духовное неприметным образом, так что не говорят о нем: вот оно здесь или там.

Ибо Царствие Божие внутрь вас есть. Двояко толкуется это изречение: или так, что Царство Мессии основывается уже среди вас, среди народа иудейского, хотя вы и не примечаете его, а потому и спрашиваете — когда настанет оно, чем и подтверждается слово Христово, что Царствие Божие не придет приметным образом; или так, что это Царство Божие — внутри, в душе человека, царство духовное, внутреннее, а не внешнее, земное, чувственное подобное царствам мирским (ср. Феофил.). Первое толкование имеет кажется, преимущество по связи речи, хотя и последнее само в себе несомненно истинно. 1). Чтобы Царство Божие было в душах вопрошавших лукаво фарисеев; — сомнительно, чтобы Господь сказал им это; если же слово вас относить ко всем верующим, это конечно будет правда, но этого не позволяет состав речи (Господь говорит это в ответ фарисеям, и только после этого говорит уже к ученикам, ст. 22). 2). И в других местах Евангелий таже мысль — о наступлении Царства Мессии среди народа иудейского неприметно — выражается также — (Ин. 1:26, Ин. 12:35, Лк. 7:16, Лк. 11:11, Лк. 11:20) 3). При первом толковании ответ Спасителя представляется более соответствующим намерению вопрошавших. Впрочем и последнее толкование в себе верно, а потому можно принять их оба.

Толкование на Евангелие от Матфея


Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,  и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. 
 

– «Спрошен фарисеями»: о побуждениях и самом характере вопроса евангелист не говорит, но можно догадываться, что едва ли добросердечно предложен был он; на это указывает непрямой и предостерегающий ответ Господа и дальнейшее наставление Его ученикам Своим. Бл. Феофилакт высказывает такую догадку: «Господь часто в своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем, т. е. Царстве Божием». Может быть также, что они уловляли Его или искушали, что совершенно соответствует характеру отношений фарисеев к Иисусу Христу в это время.
– «Когда придет Царствие Божие»: т. е. Царство Мессии (ср. прим. к Мф.3:2) когда откроется, наступит? Господь уже не раз обличал их, что они не хотят понять признаков того, что это Царствие Божие уже наступило, что сам Царь этого Царства среди них (Лк.12:54-57 и парал.). Здесь тот же самый в сущности ответ на вопрос Фарисеев, только он облечен в несколько иную и отчасти загадочную форму, потому что Господь не отвечает им прямо, «оставляет их блуждать относительно подобно-именности царствия, и не открывает им (прямо) ни того, о каком Он царствии говорит, ни того, что царствие это не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин.18:36). Умолчав об этом, так как они, по произвольной своей глухоте, недостойны были слышать об этом, Господь о времени пришествия царствия говорит, что оно не неизвестно и не подлежит наблюдению» (Феофил.). 
– «Не придет Царствие Божие приметным образом» и пр.: приметным образом– собственно доступным для наглядного наблюдения, разительно противоположным и не соответствующим обычному ходу жизни образом. Речь идет о Царстве Божием благодатном, основанном Иисусом Христом на земле. Это – царство не от мира сего, царство духовное. Жизнь мира будет идти обычным путем, но в нем явится новая духовная закваска, новая духовная сила, которая не внешне, но внутренне будет преобразовывать мир и преобразует его постепенно, так что сначала оно и не будет заметно. Этим ответом Господа устранялся предрассудок иудеев, которого особенно держались фарисеи о наступлении Царства Божия под видом внешнего чувственного мирского царства с внешним блеском и славой, так как они мечтали, что Мессия явится в качестве земного величественного царя этого царства. Господь не отрицает, что это царство наступит, но – наступит оно не в таком виде, как они ожидают, не с внешним блеском и помпой, не в виде царства земного, а смиренно, неприметно, как царство в духе.
– «Не скажут: вот, оно здесь» и пр.: когда земной царь путешествует в своем царстве, он делается предметом разговоров своих подданных: «Где он? Куда поехал? – Вот там он, или вот здесь он». Господь говорит, что Мессия явится (или явился) в смиренном виде раба, не произведет внешнего шума, не признается Мессией царем, за исключением немногих верующих; основывает Он свое царство духовное неприметным образом, так что не говорят о нем: вот оно здесь или там.
– «Ибо Царствие Божие внутри вас». Двояко толкуется это изречение: или так, что Царство Мессии основывается уже среди вас, среди народа иудейского, хотя вы и не примечаете его, а потому и спрашиваете – когда настанет оно, чем и подтверждается слово Христово, что Царствие Божие не придет приметным образом; или так, что это Царство Божие – внутри, в душе человека, царство духовное, внутреннее, а не внешнее, земное, чувственное, подобное царствам мирским (ср. Феофил.). Первое толкование имеет, кажется, преимущество по связи речи, хотя и последнее само в себе несомненно истинно. 1) Чтобы Царство Божие было в душах вопрошавших лукаво фарисеев; – сомнительно, чтобы Господь сказал им это; если же слово вас относить ко всем верующим, это конечно будет правда, но этого не позволяет состав речи (Господь говорит это в ответ фарисеям, и только после этого говорит уже к «ученикам», ст. 22). 2) И в других местах Евангелий та же мысль – о наступлении Царства Мессии среди народа иудейского неприметно – выражается также (Ин.1:26, 12:35. Лк.7:16, 11:20). 3) При первом толковании ответ Спасителя представляется более соответствующим намерению вопрошавших. Впрочем, и последнее толкование само в себе верно, а потому можно принять их оба.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

См. Толкование на Лк. 17:20

Иларион (Алфеев), митр.

и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Эти слова указывают на то, что Царство Божие не может быть привязано ни к какому-либо месту в пространстве, ни к какой-либо точке во времени. Кроме того, Царство Божие не придет приметным образом, а это значит, что его нельзя отождествлять со вторым пришествием Христа, о котором апостол Петр говорит: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10). Второе пришествие будет заметным событием: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27). Напротив, Царство Божие приходит без шума, без огня, без блеска молнии.

Пришествие Царства Божия — событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О царстве Божием.

Лк.17:20-21. Слова И. Христа не опровергают учения о царстве Божием, как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17; Еф.1:22-23; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подается благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17-18; Ин.6:56.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Общение с Господом.

Ин.14:23. Явление Господа верующим в Него и соблюдающим слово Его здесь нельзя понимать в чувственном виде, это явление – духовное, таинственное общение Господа с верующими. Это Тоже, что Христос сказал некогда: Лк.17:20-21. Кто если и слышит слова Господа, но не следует им (ст. 21), тот не способен к восприятию духовного явления, откровения, или общения с Господом: Лк.6:46; тем более не может иметь общение с Господом тот, кто не только не исполняет, но еще и повреждает слово Божие: 2Кор.2:17; 1Тим.4:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible