Скрыть
Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться

Бегство пророка можно также относить вообще к человеку, который, презирая заповеди Бога, удалился от лица Его и предался миру, но впоследствии, вследствие бури зол и жестокого, испытанного им, крушения во всем мире, вынужден был признать силу Божию и возвратиться к Тому, от кого бежал. Отсюда мы также видим, что то, что люди считают спасительным для себя, обращается, – если это не угодно Богу (или по воле Божией), – в средство погибели их, и что не только помощь не доставляет пользы тем, которым она оказывается, но подвергаются одинаковому крушению также и те, которые ее оказывают. Так мы читаем, что Египет был побежден ассириянами потому, что помогал, вопреки воли Господа, Израилю. Корабль, принявший находившегося в опасности, сам подвергается опасности; на море вследствие ветра начинается волнение, среди тишины поднимается буря, ничто не бывает безопасным, если это противно воле Божией.

Толкование на книгу пророка Ионы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 И Господь воздвиже ветр [велий] на мори и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися. И убояшася корабельницы, и возопиша кийждо к богу своему: и изметание сотвориша сосудов, иже в корабли, в море, еже облегчитися от них

По устроению Бога, взволновавшего море порывами ужасных ветров, корабль боролся с бурей. На корабельщиков напал страх и они уже стали говорить о последних минутах жизни, когда, по всей вероятности, корабль издавал скрипение и как бы уже с угрозою возвещал, что он готов сокрушиться. Толпа корабельщиков употребила обычные в таком случае средства и освободила корабль от груза, чтоб он был высоко над волнами и таким образом как можно легче носился по водам. Для доказательства же опасности от бури служит то, что и сами корабельщики повержены были в ужас, и как потерявшие уже надежду на спасение, стали весьма усердно призывать на помощь своих богов.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-7 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.
 

     О Фарсисе же, иные, по созвучию названия, заключали, что это Тарс; а иные утверждали, что так наименована Индия, не захотев вникнуть, что царство Ассирийское сопредельно Индийскому, обычно же бегущим от стран восточных идти на запад, и удаляющимся от стран южных поспешать на север. Притом же Иона пришел в Иоппию, приморской город в Палестине, чтобы оттуда плыть морем. А Иоппия находится при море, лежащем к западу; и этим морем не возможно на корабле пройти в Индию; потому что между сим нашим морем и морем Индийским лежит обширная твердая земля, частью обитаемая, частью же совершенно пустынная; на ней много весьма высоких гор, и за сими горами тот залив Чермного моря, с которым соединяется Индийское море. Но чтобы не подумал кто, будто бы своими рассуждениями извращаем истину, приведу священное писание свидетелем в том, что Фарсис есть Кархидон, первенствующий город Африки. Ибо у Пророка Исаии, где семидесятью сказано: «плачитеся корабли кархидонстии, яко погибе твердыня ваша» (Ис.23:14), Акила, Симмах и Феодотион вместо Кархидона поставили Фарсис; потому что имя сие читается в еврейском подлиннике. Так, когда и божественный Иезекииль делает упоминание о Кархидонянах: и в еврейском и сирском находим Фарсис. Руководствуясь же сим, утверждаем, что блаженный Иона предпринял бегство, не в Индию, но в Кархидон.

     Решился же на оное, потому что, хотя как Пророк и знал, что Бог всяческих присущ повсюду, и ни одно место не лишено Его промышления, однако же предполагал, что являет Он Свое присутствие в одном только Иерусалиме. Причиною же бегства сего были и не леность, и не страх: а напротив того, знал он, какие источники милосердия изливая, правит всем Повелевший ему проповедовать, известно ему также было, что если Ниневитяне прибегнут к покаянию, то несомненно сподобятся Божия человеколюбия; а посему почел неприличным и пророчеству оказаться ложным, и ему вместо Пророка наименоваться лжецом. А к сему предположению подавала ему мысль самая проповедь об угрожающем наказании; ему представлялось, что Бог, если бы угодно Ему было наказать, не предвозвещал бы о том; угроза же наказанием конечно есть побуждение к покаянию. Сверх того предполагал Он, что благопокорность Ниневитян, поверивших человеку неизвестному и иноплеменному, послужит к обвинению Иудеев, которые тьмочисленным единоплеменным Пророкам, подтверждающим пророчества чудотворениями, постоянно пребывают непослушными и не получают от них никакой пользы. Посему-то Пророк не исполнил немедленно повеления, но предался бегству морем, думая, что весьма скоро избавится от такого служения. Дал же и плату за переезд морем, чтобы взыскание за неуплату не могло задержать его. Но Творец земли, моря и небес воздвигает на корабль бурю, облагает его узами волн. И когда все другие корабли неслись попутными ветрами, около этого одного была на море буря, и кипело волнение. И сие ясно открывает нам брошенный пловцами жребий; потому что, если бы это была общая для всех буря, то не вознамерились бы жребием дознавать причину бури. Но поскольку видели, что другие корабли безбедно рассекают морской хребет, а их корабль, не может устоять от треволнения, сперва обратились к молитвам, и каждый умолял Бога, какого признавал. Не находя же и в этом никакого пособия к спасению, будят одержимого сном Иону. А он, уязвляемый совестью, пораженный печалью, не вынося пронзающих его помыслов, придумал искать себе утешения во сне. И при таком смятении на корабле, когда от вне приражались волны, а внутри пловцы были в тревоге, Иона не просто предавался легкому сну, но погружен был в сон глубокий, и как сам извещает в писании своем, «храпляше» (Ион.1:5). Кормчий, разбудив Пророка, сперва понуждает его принести молитву Богу своему, не зная того, что бегство лишило его такого дерзновения. Поскольку же бедствие ни мало не прекращалось; то по жребию могли дознать, кто причиною бури, как вероятно, зная (потому что имели естественное ведение), что согрешающих ожидает взыскание, и за каждое преступление бываем достойным образом и наказаны. 

Толкование на пророка Иону

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться

Иона, уклонившийся от проповеди, восставшая вследствие этого уклонения буря на море и явившийся из бездны моря морской зверь, пожравший вверженного корабельщиками Иону, изображают состояние священника и всякого верующего, уклоняющегося от служения Господу: диавол воздвигает бурю в душе такого человека; она смущается и волнуется страстными помыслами; Ангелы оставляют ее своим хранением и покровительством, и ее пожирает зверь бездны (Апок.). Иона, помолившись в ките, услышан был от Бога и избавлен из чрева зверина: и душа верующая, за какой-либо грех пожранная диаволом и во чреве его находящаяся, по молитве к Богу бывает услышана Им и изводится из самого, так сказать, чрева адова и поставляется снова на твердыне заповедей Божиих.

Дневник. Том III. 1859–1860

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться

Наказание Божие за это

Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря… Буря на Средиземном море и особенно у берегов иоппийской гавани — обыкновенное явление. По свидетельству Иосифа Флавия («Об иудейской войне» III, 9, 3) и новых путешественников (де-Сольси, Норова) рейд иоппийской гавани и вообще юго-восточный берег Средиземного моря подвержены действию ветров, поэтому здесь часто наблюдается волнение. Ввиду сказанного книге пророка Ионы часто делают упрек в избытке чудесности. Говорят, что самые естественные явления, как поднятие бури на море и ее прекращение (Ион. 1:4, 15), поглощение человека большой рыбой (Ион. 2:1), полуденный зной, жгучий ветер, червь, подтачивающий растения (Ион. 4:6–8), происходящие по естественным силам и законам природы, в ней представляются, как особенные действия Божии, совершающиеся по непосредственному велению Божию. Таким образом, для полной естественности явления необходимым считается устранить всякую мысль об участии в жизни природы Бога. Таково, несомненно, распространенное воззрение нашего времени, но не таково религиозное воззрение на мир. По нему все совершающееся в мире, по так называемым законам природы и ее силам, представляется вместе с тем делом Бога, правящего миром. Самые законы природы составляют не что-либо совершенно отдельное от воли Божией, а рассматриваются, как выражение воли Творца о природе. При таком понимании, нет ничего странного, что человек и естественные явления представляет совершающимися по воле Божией и умалчивает о законах природы, как причинах только посредствующих. В книге Ионы, как произведении имеющем религиозно-нравственное назначение, такое упоминание более чем уместно, (хотя в ней упоминаются и естественные факторы естественных явлений: ветер, производящий бурю, червь подтачивающий растения). На основании этого можно только отметить религиозность ее автора, а не упрекать в избытке чудесности и будто невероятности рассказа.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 4-7 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 

На первых порах все, видимо, Ионе благоприятствовало в его бегстве от Божия поручения. На первый раз ему не пришлось бороться ни с какими препятствиями, ни с какими затруднениями, – и вот он, благоприятствуемый попутным ветром, по-видимому, совершенно безопасно плывущий на корабле, мало-помалу успокаивается от своих внутренних мучительно-тяжелых волнений, возбужденных в нем поручением Божиим и неисполнением этого поручения со стороны пророка, он мало-помалу, может быть, даже приходит к мысли, хотя и неуверенной, полной тягостных сомнений и колебаний, – мысли о том, что избежал поручения Господня, что в чуждой земле, куда он бежит, Господь, царь Израиля, не обременит его более обязанностями пророка и, может быть, оставит безнаказанным его неповиновение воле Божией. Пребывая в таком положении человека, уставшего от предшествующей внутренней душевной борьбы и внешней порывистой и торопливой деятельности и в то же время несколько успокоившего себя разного рода, хотя и неуверенными надеждами и робкими упованиями, Иона отправился во внутреннюю или нижнюю часть корабля и там предался глубокому сну. Но Бог не оставляет безнаказанными ослушников воли Своей святой, в то же время Он не оставляет неисполненными и Своих непреложных определений и предначертаний, – и вот, когда Иона спал глубоким, беспечным сном, «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться». Буря была так страшна, и опасность, угрожавшая кораблю, так велика, что матросы корабля пришли в трепет за свою жизнь. Как происходившие из разных мест и потому бывшие почитателями разных божеств они обращаются с молитвою о помощи каждый к своему Богу. Но боги просимой у них помощи не дают, буря не утихает, и матросы обращаются к находящимся в их распоряжении человеческим средствам спасения: «стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее», предохранить от поглощения его поднимающимися высоко бурными волнами моря и чрез то хоть сколько-нибудь отклонить отяготевшую над ними опасность. Все были в страшном, боязливом и суетливом движении и волнении, каждый ежеминутно ожидал себе неизбежной погибели, один только Иона не чувствовал ничего, один только он продолжал спокойно спать внизу корабля. Из этого сна пробуждает его кормчий или капитан корабля, пробуждает в то время, когда опасность все делалась грознее и грознее. «Что ты спишь?» – мучительно и с упреком говорит он ему. «Встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас», может быть, поможет нам, «и мы не погибнем», спасемся от потопления! Как видно из последующего повествования, Иона пробудился на зов кормчего. А между тем матросы корабля, так как буря нисколько не унималась, думая, что буря эта есть не что иное, как Божие наказание, посылаемое на кого либо из них за преступления, порешили жребием узнать виновника постигшего их бедствия: «и сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». В число жребиев положен был и жребий Ионы, находившегося теперь уже в среде матросов. Матросы бросили жребий, и жребий по особенной воле Божией пал на Иону.

Пророк Иона

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible