Скрыть
Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться

От Господа бежишь, скажи мне? Так подожди немного и на самом деле узнаешь, что ты не можешь убежать и из рук подвластного Ему моря. Действительно, едва [Иона] взошел на корабль, как оно воздвигло волны и поднялось высоко. Как верная служанка, нашедши беглого раба, похитившего что-либо из господского имущества, дотоле не перестает всячески беспокоить принявших его, пока не возьмет его с собой, - так точно и море, нашедши и узнав своего раба, всячески беспокоит корабельщиков, мятется, воет и хоть не влечет в суд, но угрожает потоплением кораблю вместе с людьми, если не отдадут ему раба.

Откуда же, возлюбленные, происходила такая попечительность о пророке? От устроения Божия. Бог так устроил это, вразумляя чрез это пророка быть человеколюбивым и кротким, и как бы взывая к нему и говоря: подражай корабельщикам, несмысленным. Они не пренебрегают и одною душою, не безжалостны и к одному твоему телу; а ты предал, сколько от тебя зависело, целый город, в котором столько тысяч жителей. Они, и открыв виновника приключившихся им бедствий, не спешат произнести обвинительный приговор, а ты, не имея причины обвинять ниневитян, потопил их и погубил. Притом ты не послушал, когда Я повелевал тебе идти с проповедью воззвать их (ниневитян) ко спасению; а эти (корабельщики), и без всякого приказания, употребляют все средства, чтобы тебя, оказавшегося виновным, избавить от наказания. В самом деле, корабельщики и после обвинения от моря, после улики чрез жребий, когда и сам (Иона) обвинял себя и признался в бегстве, и тогда не устремились на погибель пророка, но медлили, удерживались и употребляли все средства, чтобы, и после такого обличения, не предать его неистовству моря.

О покаянии 5.3.8

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И сказали ему: открой нам: за кого эта беда на нас, какое твое занятие, какая твои страна и куда ты отправляешься или из какого ты народа

На кого указал жребий, того они заставляют, чтобы он сам объявил, почему поднялась такая буря или почему против них разразился сильный гнев Божий. «Открой нам», – говорят, – «за кого эта беда на нас», чем ты занимаешься, из какой страны, из какого народа ты происходишь и куда спешишь отправиться? Здесь заслуживает замечания также та краткость, которой мы обыкновенно удивлялись в словах Виргилия:

Он говорит им: что вас побудило,

Юноши, в путь неизвестный пускаться? Куда вы стремитесь?

Кто вы? Откуда? С войною ли, с миром ли прибыли вы к нам?

Спрашивают о личности его, о стране, о цели путешествия и его городе, чтобы отсюда узнать и о причине бедствия.

Толкование на книгу пророка Ионы

Павлин Милостивый, свт. (†431)

Ст. 8-11 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться

Разве не знаешь, что Божий

глагол движет море и звезды?

Тот же, кто Бога бежит,

напрасно бежит - ведь владеет

всею вселенною Бог,

и безбожный враждебен вселенной.

Чует природа сама врага

Всемогущего Бога,

словно страшась соучастницей

быть его преступленья,

беглеца не отпустит –

сразит ветрами и бурей.

Поэмы 22

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-10 И реша к нему: возвести нам, кого ради сие зло на нас, и что твое делание есть, и откуду грядеши, и камо идеши, и от коея страны, и от киих людей еси ти. И рече к ним: раб Господень есмь аз, и Бога небесного аз чту, иже сотвори море и сушу. И убояшася мужие страхом великим, и реша к нему: что сие сотворил еси? зане разумеша мужие, яко от лица Господня бежаше, яко возвести им

После того, как они уже при помощи жребия узнали виновника своего бедствия, они, не будучи в состоянии ясно понять сущность греха (Ионы), обнаруживают небезполезное любопытство. Поскольку они были идолослужители; то потребовали, чтоб он сказал им, какое его занятие, какая страна и город и из какого народа он идет, стараясь, думаю, узнать, какого Бога он оскорбил; ибо у каждаго из плывущих на корабле был свой особый бог, а не единый Бог всяческих; они думали, что, почтив прогневанное из-за него божество, они избавятся от пагубных последствий бури. Когда же Пророк назвал себя рабом Бога, устроившего землю и небо, и сказал, что он покланяется Ему; они тотчас уразумели, что он убежал от лица Бога. Но из чего же они уразумели это? – из того, что не позволительно было Иудеям убегать из назначенной им страны, сближаться с иноплеменниками и входить в города, привыкшие к идолослужению; это у них было позором и навлекало подозрение в отступлении. Казалось, что он нарушил закон, был виновен и подлежал суду. Так Господь ясно говорил, что они лишатся спасения, которое, говорю, приобретается чрез веру, если они не захотят принять Того, Который находился еще и жил в мире «рече бо: еще мало время с вами есмь, и иду к пославшему Мя. Взыщете Мене, и не обрящете: и идеже есмь Аз, вы не можете приити» (Ин. 7, 33–34); а они, упрекая его в удалении от Иудеев к язычникам, неразумно говорили: «камо сей хощет ити, яко мы не обрящем его? еда в рассеяние Еллинское хощет ити, и учити Еллины?» (Ин. 7, 35); ибо они сообщение с народами Еллинскими считают делом глупым, выходящим из принятых обычаев, противным закону и крайне позорным. Итак, на основании того, что он не остался в пределах Иудеи, а плыл вместе с ними в Тарс, они имеют подозрение и заключают, что он вероятно отрекся от жизни по закону (Иудейскому) и, предавшись обычаям Еллинским, старается теперь убежать от лица Божия.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

     Когда же жребий стал обвинителем Пророка и свидетелем на него; и вводится он на судилище, пловцы исполняют должность судей, и требуют у Ионы отчета в прежней его жизни. Ибо говорят:

Ст.8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?

     Так со всею точностью допрашивали Иону, желая в полной мере узнать, какая причина бури; поэтому-то приказывают сказать не только, откуда пустился в путь, и куда идет, но и от какого народа ведет род свой, чтобы по общим обычаям народа сего составить понятие о жизни человека.

Толкование на пророка Иону

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?

Содержит в себе ряд вопросов, с которыми корабельщики обратились к Ионе, после того как жребий указал в нем виновника бедствия. Эти вопросы задавались вероятно с разных сторон и людьми взволнованными, поэтому в них нет строгой последовательности. Первого вопроса: «за кого беда сия?» в некоторых кодексах нет (Cod. 115), а в других (384) он стоит на поле; его следует понимать не как вопрос Ионе о каком-либо третьем лице, а в отношении к нему самому: кто ты такой, скажи? Следующие вопросы касаются происхождения пророка Ионы, его рода занятий и ближайших намерений (последнее ясно из добавления слав. текста: «камо идеши?») Во всем этом корабельщики думали найти что-либо позорящее Иону и объясняющее им, почему жребий пал на него.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-10 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 

Таким образом, Иона был пред всеми присутствовавшими на корабле обличен Богом как виновник грозной, смертельной беды, постигшей из-за него целый корабль со всеми людьми, на нем находившимися. И вот матросы требуют от Ионы, чтобы он сам, своими устами открыл пред ними ту тяжкую вину, за которую постигло их всех такое великое бедствие. «Скажи нам, – требуют они, – за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?» Своими предложенными вопросами матросы подготовляют признание со стороны Ионы в его вине. Они спрашивают о занятии Ионы, потому что это занятие само по себе могло быть делом, возбуждающим гнев Бога. Они спрашивают о происхождении Ионы, то есть о земле и народе, из которых он происходил, спрашивают затем, чтобы иметь возможность составить более верное суждение об его преступлении. Иона от ответа не отказывается. Как человек глубоко религиозный, как человек во всем усматривающий волю Бога, как человек ходящий с Богом, хотя временно и падавший, он внутренне сознает теперь, что его надежды, его планы избежать Божия поручения, избежать безнаказанно, – надежды суетные, неразумные, что буря, случившаяся на море, не есть что-либо случайное, а есть прямое действие всемогущего Иеговы, Того Иеговы, Которому он служит и Который за его легковерное неповиновение воле Его наказывает его теперь сею самою бурею. Это внутреннее сознание как сознание сердца благочестивого, искренно сознающего свою вину и в то же время живо чувствующего над собою власть и всемогущество Иеговы, изливается в открытом пред лицом язычников исповедании своей вины. , – отвечает матросам Иона и прежде всего на последний вопрос их, вопрос о происхождении, – Еврей, – имя, которым сыны Израиля противопоставляли себя всем другим народам и отличали себя от них, – чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Высказавши это, он затем прямо, с полною откровенностью передает им то, что привело его на их корабль. Исповедь пророка Божия – этого необыкновенного человека – приводит матросов, и без того уже находившихся под действием страха, в состояние изумления, полного еще большей боязни и страха. «Для чего ты это сделал?» – в ужасе и трепете сердца говорят ему они, выслушав его рассказ о бегстве его от лица Божия. Возможное ли дело убежать от Бога, Который сотворил небо и землю? Можно ли, с другой стороны, неповиновением оскорблять этого страшного Бога, Который Своим всемогуществом посылает на море такие грозные бури, от которых готов погибнуть весь, со всеми людьми на нем корабль, спасающий ослушника воли Божией?

Пророк Иона

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible