Скрыть
И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться

От Господа бежишь, скажи мне? Так подожди немного и на самом деле узнаешь, что ты не можешь убежать и из рук подвластного Ему моря. Действительно, едва [Иона] взошел на корабль, как оно воздвигло волны и поднялось высоко. Как верная служанка, нашедши беглого раба, похитившего что-либо из господского имущества, дотоле не перестает всячески беспокоить принявших его, пока не возьмет его с собой, - так точно и море, нашедши и узнав своего раба, всячески беспокоит корабельщиков, мятется, воет и хоть не влечет в суд, но угрожает потоплением кораблю вместе с людьми, если не отдадут ему раба.

Откуда же, возлюбленные, происходила такая попечительность о пророке? От устроения Божия. Бог так устроил это, вразумляя чрез это пророка быть человеколюбивым и кротким, и как бы взывая к нему и говоря: подражай корабельщикам, несмысленным. Они не пренебрегают и одною душою, не безжалостны и к одному твоему телу; а ты предал, сколько от тебя зависело, целый город, в котором столько тысяч жителей. Они, и открыв виновника приключившихся им бедствий, не спешат произнести обвинительный приговор, а ты, не имея причины обвинять ниневитян, потопил их и погубил. Притом ты не послушал, когда Я повелевал тебе идти с проповедью воззвать их (ниневитян) ко спасению; а эти (корабельщики), и без всякого приказания, употребляют все средства, чтобы тебя, оказавшегося виновным, избавить от наказания. В самом деле, корабельщики и после обвинения от моря, после улики чрез жребий, когда и сам (Иона) обвинял себя и признался в бегстве, и тогда не устремились на погибель пророка, но медлили, удерживались и употребляли все средства, чтобы, и после такого обличения, не предать его неистовству моря.

О покаянии 5.3.8

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И он сказал им: я еврей, и боюсь Господа Бога небесного, сотворившего море и сушу

Он не сказал: «я иудей», потому что отделение десяти колен от двух дало это наименование народу, но «я еврей», то есть περα’της переходящий как и Авраам, который мог сказать: «преселник аз есмь… и пришлец, якоже вси отцы мои» (Псал. 38, 13), о чем в другом псалме написано: «преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины» old:ps:104:13|(Псал. 104, 13), и Моисей говорит: «мимошед увижду видение великое сие» (Исх. 3, 3). «И боюсь Господа Бога небесного»: не богов, которых вы призываете и которые не могут спасти, но Бога небесного, сотворившего море и сушу: море, по которому я убегаю, и сушу, с которой я бегу. И справедливо в отличие от моря называется не земля, а суша. Также в кратких словах указывается на Творца вселенной, который есть Господь и неба, и земли, и моря. Но возникает вопрос: чем подтверждается истинность слов: «боюсь Господа Бога небесного», когда он не исполняет повелений Его? Мы можем ответить, что и грешники боятся Бога, и рабам свойственно не любить, а бояться. Впрочем, в этом месте страх можно понимать в смысле почитания применительно к пониманию тех, которые слышали о Боге, но еще не знали Его.

Толкование на книгу пророка Ионы

Павлин Милостивый, свт. (†431)

Ст. 8-11 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться

Разве не знаешь, что Божий

глагол движет море и звезды?

Тот же, кто Бога бежит,

напрасно бежит - ведь владеет

всею вселенною Бог,

и безбожный враждебен вселенной.

Чует природа сама врага

Всемогущего Бога,

словно страшась соучастницей

быть его преступленья,

беглеца не отпустит –

сразит ветрами и бурей.

Поэмы 22

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-10 И реша к нему: возвести нам, кого ради сие зло на нас, и что твое делание есть, и откуду грядеши, и камо идеши, и от коея страны, и от киих людей еси ти. И рече к ним: раб Господень есмь аз, и Бога небесного аз чту, иже сотвори море и сушу. И убояшася мужие страхом великим, и реша к нему: что сие сотворил еси? зане разумеша мужие, яко от лица Господня бежаше, яко возвести им

После того, как они уже при помощи жребия узнали виновника своего бедствия, они, не будучи в состоянии ясно понять сущность греха (Ионы), обнаруживают небезполезное любопытство. Поскольку они были идолослужители; то потребовали, чтоб он сказал им, какое его занятие, какая страна и город и из какого народа он идет, стараясь, думаю, узнать, какого Бога он оскорбил; ибо у каждаго из плывущих на корабле был свой особый бог, а не единый Бог всяческих; они думали, что, почтив прогневанное из-за него божество, они избавятся от пагубных последствий бури. Когда же Пророк назвал себя рабом Бога, устроившего землю и небо, и сказал, что он покланяется Ему; они тотчас уразумели, что он убежал от лица Бога. Но из чего же они уразумели это? – из того, что не позволительно было Иудеям убегать из назначенной им страны, сближаться с иноплеменниками и входить в города, привыкшие к идолослужению; это у них было позором и навлекало подозрение в отступлении. Казалось, что он нарушил закон, был виновен и подлежал суду. Так Господь ясно говорил, что они лишатся спасения, которое, говорю, приобретается чрез веру, если они не захотят принять Того, Который находился еще и жил в мире «рече бо: еще мало время с вами есмь, и иду к пославшему Мя. Взыщете Мене, и не обрящете: и идеже есмь Аз, вы не можете приити» (Ин. 7, 33–34); а они, упрекая его в удалении от Иудеев к язычникам, неразумно говорили: «камо сей хощет ити, яко мы не обрящем его? еда в рассеяние Еллинское хощет ити, и учити Еллины?» (Ин. 7, 35); ибо они сообщение с народами Еллинскими считают делом глупым, выходящим из принятых обычаев, противным закону и крайне позорным. Итак, на основании того, что он не остался в пределах Иудеи, а плыл вместе с ними в Тарс, они имеют подозрение и заключают, что он вероятно отрекся от жизни по закону (Иудейскому) и, предавшись обычаям Еллинским, старается теперь убежать от лица Божия.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

     
Чудный подлинно Пророк и достойный всяких похвал! Даже ожидая себе смертного приговора, делается он проповедником всемогущества Бога всяческих, называя Его Творцом и Владыкою всех. Поскольку большая часть тогдашних людей служили идолам, а Создателя всех не ведали; то блаженный Пророк, по необходимости, открывает Его не ведающим. Но он признается и в том, что было для него поводом к бегству, а именно, что, водясь неразумием, почел для себя возможным бежать от Того, о Ком знает, что Он Владыка и Творец не только земли и моря, но и небес.

Толкование на пророка Иону

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу

Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу… Нужно думать, что приведенные слова составляют только начало речи пророка на корабле, затем Иона чистосердечно рассказал о посольстве его в Ниневию и о бегстве от лица Иеговы, как это видно из 2-ой половины 10-го ст. (Ион. 1:10). Случившаяся буря и павший на него жребий должны были поразить пророка более, чем остальных на корабле, в них он видел знамения бесконечного величия Божия и своей неправоты; то и другое он искренно исповедует перед язычниками, для этих последних он прежде всего выясняет, что Бог евреев — есть Бог вселенной (небес, моря и суши), только усвоив эту идею, язычники могли понять и все остальное в его речи: какое касательство Иеговы до Ниневии и почему страшно ослушаться такого Бога.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-10 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 

Таким образом, Иона был пред всеми присутствовавшими на корабле обличен Богом как виновник грозной, смертельной беды, постигшей из-за него целый корабль со всеми людьми, на нем находившимися. И вот матросы требуют от Ионы, чтобы он сам, своими устами открыл пред ними ту тяжкую вину, за которую постигло их всех такое великое бедствие. «Скажи нам, – требуют они, – за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?» Своими предложенными вопросами матросы подготовляют признание со стороны Ионы в его вине. Они спрашивают о занятии Ионы, потому что это занятие само по себе могло быть делом, возбуждающим гнев Бога. Они спрашивают о происхождении Ионы, то есть о земле и народе, из которых он происходил, спрашивают затем, чтобы иметь возможность составить более верное суждение об его преступлении. Иона от ответа не отказывается. Как человек глубоко религиозный, как человек во всем усматривающий волю Бога, как человек ходящий с Богом, хотя временно и падавший, он внутренне сознает теперь, что его надежды, его планы избежать Божия поручения, избежать безнаказанно, – надежды суетные, неразумные, что буря, случившаяся на море, не есть что-либо случайное, а есть прямое действие всемогущего Иеговы, Того Иеговы, Которому он служит и Который за его легковерное неповиновение воле Его наказывает его теперь сею самою бурею. Это внутреннее сознание как сознание сердца благочестивого, искренно сознающего свою вину и в то же время живо чувствующего над собою власть и всемогущество Иеговы, изливается в открытом пред лицом язычников исповедании своей вины. , – отвечает матросам Иона и прежде всего на последний вопрос их, вопрос о происхождении, – Еврей, – имя, которым сыны Израиля противопоставляли себя всем другим народам и отличали себя от них, – чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Высказавши это, он затем прямо, с полною откровенностью передает им то, что привело его на их корабль. Исповедь пророка Божия – этого необыкновенного человека – приводит матросов, и без того уже находившихся под действием страха, в состояние изумления, полного еще большей боязни и страха. «Для чего ты это сделал?» – в ужасе и трепете сердца говорят ему они, выслушав его рассказ о бегстве его от лица Божия. Возможное ли дело убежать от Бога, Который сотворил небо и землю? Можно ли, с другой стороны, неповиновением оскорблять этого страшного Бога, Который Своим всемогуществом посылает на море такие грозные бури, от которых готов погибнуть весь, со всеми людьми на нем корабль, спасающий ослушника воли Божией?

Пророк Иона

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible