Скрыть
обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-23 почто бо дан есть сущым в горести свет и сущым в болезнех душам живот, иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища, обрадовани же бывают, аще улучат [смерть]? смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его

На что, говорит, дан страдальцам свет, и жизнь огорченным душею? Опять-таки, в этих словах Иов не обвиняет (да не будет!), но спрашивает и скорбит. Ибо то, что говорится в другом расположении духа, имеет иное значение. Так, когда некий мудрец говорит: К чему сокровище в руках глупца? (Притч. 17:16) - этим показывается не что иное, как то, что он его недостоин. Отсюда мы узнаем, что не только жизнь, но и смерть бывает на пользу, когда она столь желанна. Которые желают, говорит, смерти и не получают. Поэтому и Екклесиаст говорит: время всякой вещи (Еккл. 3:1), и еще: О, смерть! Как приятно воспоминание о тебе (ср. Сир. 41:1-2). Он говорит это, чтобы, когда ты услышишь совет его жены: Скажи какое-нибудь слово [на Господа] и умри (Иов. 2:9), ты не подумал, что он не произнес его из-за любви к жизни, но по благочестию. Ибо тот, кто считал смерть столь желанной и признавал великим благом, когда мог обрести ее, не дерзнул [сказать слово на Господа].

Смерть, говорит, мужу покой (Иов. 3:23). Вот что он провозглашает. Итак, если это покой, почему большинство людей не стремится к ней? А потому, что Бог сделал для нас жизнь вожделенной, чтобы мы не стремились быстро к смерти. Ее же путь, говорит, сокрыт (Иов. 3:23). Мне кажется, что он говорит о [пути] смерти, а некоторые говорят, что о [пути] человека. То, что он говорит о смерти, очевидно из сказанного выше и из слов: вырывая ее словно клад (Иов. 3:21), очевидно скрытый. Будущее неизвестно, говорит, мы не находим пути. Не говори мне о вынутых из петли, ибо Иов говорит о том, что согласно с природой и заповедью Божьей. Ибо затворил, говорит, Господь вокруг нее (Иов. 3:23), согласно слову Евангелия: День Господень так придет, как тать ночью (1Фес. 5:2). Ибо, чтобы кто-нибудь не сказал: «А почему ты не выбираешь смерть?», Господь затворил, говорит, вокруг нее. Двери, говорит, заперты.

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб

Так как он говорит об искании смерти как сокровища, то справедливо добавляет:

Обрадовались бы до восторга, когда нашли гроб

Божественное созерцание есть гробница, в которой, ум, умерев, находит покой от мира. – Ибо так же как гробница есть место, в котором сокрыто тело, так и, Божественное созерцание есть своего рода гробница ума, в которой скрывается душа. Ибо мы как будто все еще живем для мира, когда умом блуждаем за его пределами, но умираем и скрываемся в гробнице, когда умерщвлённые внешне, мы укрываемся в тайном внутреннем созерцании. Так святые мужи не прекращают умерщвлять себя, мечем святых слов от дерзких временных желаний, от беспорядочных гибельных забот и вопля оглушительных потрясений, и таким образом скрывают себя внутри, в недрах ума, перед лицом Бога. Поэтому хорошо через Псалмопевца говорится: «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от пререкания людей» (Пс. 30:21). Хотя это достигается совершенно впоследствии, ныне же в значительной степени достигается тогда, когда они с наслаждением вырываются от смятения временных желаний к внутренним, чтобы весь ум их стремился к любви Божией и не сокрушался никакими бесполезными волнениями. Так Павел посредством созерцания видел, словно мертвыми и сокрытыми в гробнице тех учеников, которым сказал: «Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:4). Итак, тот, кто ищет смерть, радуется, когда находит могилу, так как он стремится умерщвлять себя, и весьма радуется, когда находит покой созерцания, и, умерев для мира, он может быть сокрытым внутри на лоне любви от всех беспорядочных внешних явлений.

Некогда умерших погребали с богатством. – Если добавить обнаружение могилы к тому, что говорится о рытье сокровища, то должно понять, что древние погребали мертвых с богатством. Итак, тот, который ищет сокровище, радуется, когда находит гробницу, так же как когда мы листаем страницы Священного Писания, когда исследуем примеры предшественников, разыскивая мудрость, мы словно принимаем радость из гробницы, потому что находим богатство ума у мертвых: так как те, которые были совершенно мертвы для этого мира, обрели покой в тайне с богатством. Следовательно, тот, кто примерами праведных возвышается к добродетели созерцания, становится богатым в гробнице.

Моралии на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Обрадовались бы до восторга, пришли бы в восхищение, когда нашли бы гроб.

Вид могилы приятен для несчастливца потому, что она напоминает ему о его смерти, которая освободит его от страданий. Если на Еврейском читать гал холм или могила вместо гил – радость, как читается в одном из манускриптов Кенникотта; то можно было бы перевести так: которые радуются на могилах, и восхищаются, когда находят гробы.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком

Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния - утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: «свет сладок» (Еккл. 11:7); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible