Скрыть
и́же жела́ютъ сме́рти и не получа́ютъ, и́щуще я́коже сокро́вища,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-23 почто бо дан есть сущым в горести свет и сущым в болезнех душам живот, иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища, обрадовани же бывают, аще улучат [смерть]? смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его

На что, говорит, дан страдальцам свет, и жизнь огорченным душею? Опять-таки, в этих словах Иов не обвиняет (да не будет!), но спрашивает и скорбит. Ибо то, что говорится в другом расположении духа, имеет иное значение. Так, когда некий мудрец говорит: К чему сокровище в руках глупца? (Притч. 17:16) - этим показывается не что иное, как то, что он его недостоин. Отсюда мы узнаем, что не только жизнь, но и смерть бывает на пользу, когда она столь желанна. Которые желают, говорит, смерти и не получают. Поэтому и Екклесиаст говорит: время всякой вещи (Еккл. 3:1), и еще: О, смерть! Как приятно воспоминание о тебе (ср. Сир. 41:1-2). Он говорит это, чтобы, когда ты услышишь совет его жены: Скажи какое-нибудь слово [на Господа] и умри (Иов. 2:9), ты не подумал, что он не произнес его из-за любви к жизни, но по благочестию. Ибо тот, кто считал смерть столь желанной и признавал великим благом, когда мог обрести ее, не дерзнул [сказать слово на Господа].

Смерть, говорит, мужу покой (Иов. 3:23). Вот что он провозглашает. Итак, если это покой, почему большинство людей не стремится к ней? А потому, что Бог сделал для нас жизнь вожделенной, чтобы мы не стремились быстро к смерти. Ее же путь, говорит, сокрыт (Иов. 3:23). Мне кажется, что он говорит о [пути] смерти, а некоторые говорят, что о [пути] человека. То, что он говорит о смерти, очевидно из сказанного выше и из слов: вырывая ее словно клад (Иов. 3:21), очевидно скрытый. Будущее неизвестно, говорит, мы не находим пути. Не говори мне о вынутых из петли, ибо Иов говорит о том, что согласно с природой и заповедью Божьей. Ибо затворил, говорит, Господь вокруг нее (Иов. 3:23), согласно слову Евангелия: День Господень так придет, как тать ночью (1Фес. 5:2). Ибо, чтобы кто-нибудь не сказал: «А почему ты не выбираешь смерть?», Господь затворил, говорит, вокруг нее. Двери, говорит, заперты.

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища

Которые ждут смерти, и она не приходит

Стремящиеся умереть для мира часто вынуждены исполнять житейские обязанности, но не без пользы для себя и других. – Ибо они желают совершенно умертвить себя и временную жизнь отделить от всей славы; но часто, по тайным суждениям Бога они либо главенствуют в управлении, либо принуждаются покоряться возложенным почестям, но и среди этого они надеются на полнейшее умерщвление. Но смерть, которую они ожидают не приходит, потому что их потребность временной славы еще живет, даже если они и не желают этого, и они терпят это из страха перед Богом. Внутри же они сдерживают тоску по благочестию, но снаружи они исполняют обязанности звания, до тех пор, пока не уклоняются от совершенства посредством усилия, и не противоречат домостроительству Творца посредством гордости. Ибо совершается дивная Божественная справедливость, когда тот, кто совершенным сердцем стремится к созерцанию, обременяется человеческими обязанностями, для того, чтобы ум его приносил пользу многим немощным, и он видит затем, что посредством этого его собственное несовершенство возводится к вершине более совершенного смирения. Иногда же святые мужи потому переносят ущерб своих желаний, чтобы получить большую выгоду и преуспеть в иных преобразованиях, и так как им не позволено предаваться только тому, что они желают, желательно, чтобы они увлекли за собой, тех, с которыми они общаются. Следовательно, получается, по дивной справедливости домостроительства так, когда они полагают, что они наиболее истощены, тогда они более обогащаются, и наиболее успешно возвышаются к обители небесного Отечества.

Часто Бог откладывает исполнение благочестивых желаний, для того, чтобы они возросли. – Иногда они менее преуспевают в достижении желаний для того, чтобы, когда прекратится задержка, они раскрыли бы широкие недра ума для этих желаний; и могли бы восполнить те, которые были умалены. Они стремятся к умерщвлению так, чтобы уже совершенно, если возможно, созерцать лицо своего Создателя. Но желание их откладывается, чтобы принести пользу; и благодаря своему замедленному исполнению заботливо взращивается, чтобы стать больше. Так невеста, вздыхая, от желания жениха своего хорошо восклицает: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, и не нашла его» (Пес. 3:1). Жених скрывается, когда его разыскивают, чтобы не найдя искали более страстно, и невеста мучается, ища, чтобы задержкой своей сделалась более восприимчивой, и обрела бы то, что искала в большем изобилии. Так блаженный Иов, когда говорит: «Ждут смерти, и она не приходит» , и за тем, чтобы удовлетворить желание тех, которые ищут более тщательно, сразу прибавляет:

Как будто роют сокровища

Возрастают они тогда, когда конец близок. – Ибо все те, которые ищут, что бы вырыть сокровища, когда должны рыть более глубоко, более воспламеняются от предстоящей работы, поскольку, чем более они полагают, что приближаются к скрытому сокровищу, тем усердней трудятся на раскопках. Итак, те, которые стремятся к полному своему умерщвлению, подобны тем, которые, копая, ищут сокровище; потому что чем ближе они приближаются к цели, тем более пылкими они становятся в работе. Следовательно, от работы они не утомляются, но приобретают навык труда; так как они уже видят приближающуюся награду, и поэтому они трудятся в поте лица, получая все большее наслаждение от труда. Поэтому Павел хорошо сказал неким ищущим сокровищ: «Не будем оставлять собрания нашего, как есть у неких обычай, но будем утешать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25). Конечно, утешать рабочего есть тоже, что усердствовать в работе, потому что облегчение для работающего – видение соработающего. Так же и путник в пути, соединяясь с кем-либо, хотя дорога не уменьшается, но, однако труд пути облегчается соучастием товарищей. Поэтому Павел, когда хотел, чтобы утешали себя в трудах, добавив, сказал: «Тем более, чем более усматриваете приближающийся день» . Как если бы сказал: «Труд возрастает потому, что мы уже приближаемся к награде за труд», это если открыто сказать: «Вы ищете сокровища? Но вы должны рыть тем более усердно, чем более вы приближаетесь к золоту, которое вы ищете».

Мертвые для мира, они скрываются от всего земного внутри себя. – Это место, где говорится: «Ищут смерти, и она не приходит, как будто роют сокровища» , можно понимать и иначе. Поскольку мы не можем умереть для мира совершенно, если не скрываемся от видимого в невидимости нашего ума, те, которые стремятся к умерщвлению себя, справедливо сравниваются с роющими сокровища. Ибо мы умираем для мира посредством невидимой мудрости, о которой через Соломона говорится: «Если ты ищешь ее как деньги, и выкапываешь ее как сокровище» (Прит. 2:4). Ибо мудрость не лежит на поверхности, но скрывается в невидимом. И тогда мы приближаемся к мудрости, когда оставляем видимое и скрываемся в невидимом, если мы ищем невидимое, роя в сердце, чтобы прогонять от самих себя рукой святой рассудительности все земное, о коем мыслит ум, и познавать сокровище добродетели, которое скрывается в нас. Ибо легко найти сокровище, которое в нас, если мы отгоняем от себя бремя земных помышлений, приводящих нас ко злу.

Моралии на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Которые ждут смерти, но нет её, и которые вырыли бы её, как скрытый клад.

Зачем не посылается смерть несчастным людям, которые ничего так пламенно не желают, как смерти, и которые охотно вырыли бы смерть из самых глубоких рудников, как драгоценное сокровище?

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком

Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния - утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: «свет сладок» (Еккл. 11:7); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible