Скрыть
Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней.

Святые отцы

Прочие

Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)

Ст. 20-23 Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее

Единый источник премудрости есть Бог. Отыскать этот источник желает и Иов, когда постоянно говорит: премудрость же откуда обретеся и кое место есть разуму?, и когда, описывая недоступность и непостижимость ее для многих, прибавляет: утаися от всякаго человека. Полагая, что она известна одним святым, он замечает: Бог позна ея путь и т. д. А где она и откуда, он говорит в другом месте: у Него премудрость и сила, у Того совет и разум (Иов. XII, 13). Итак, один родитель и податель премудрости, и у кого она есть, тот получил ее от Него, ибо Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум, как показывает мудрая книга (Притч. II, 6) и как научает другое подобное писание словами: Той и премудрости предводитель есть, и премудрых исправитель (Прем. VII, 15). В руках Его и мы, и слова наши, и все разумение, и знание ремесел. Ничто из доброго и достойного удивления не пришло к нам из какого-либо другого места, но аще что благо – Его, и аще что добро – Его, говорит Захария (Зах. IX, 17). От него произросла и явилась вся полнота (τό τεσύστημα καίτὸ πλήρωμα) добродетелей. Поэтому и те, которые рассматривают все добродетели вместе, и те, которые определяют каждую из них в отдельности, приписывают их Богу, и прежде всего премудрость, так как она старее других и предводительствует ими, и в нас является как бы основанием для созидания остальных добродетелей. Ибо как един – благ, так и един премудр, седяй на престоле Своем (Сир. I, 7), говорит Сирах, и объясняя, почему он приписывает Ему это превосходное и единственное имя, прибавляет: Господь Сам созда ю, и излия ю на вся дела Своя (Сир. I, 8–9). И Варух приглашает нас к этому блаженному ведению, говоря: научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея и кто вниде в сокровища ея? (Вар. III, 14–15). Ибо место происхождения ее и сокровищница, откуда она выходит и раздается принявшим ее, есть Бог; вот почему Он предварительно и обличил не принимающих Его. Оставил еси, говорит он, источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное (Вар. III, 12–13). Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущего, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святой Иов говорит так: все прочее, как-то: металлические вещества, искусства, знания и все другое, – что он сам перечислил с изумлением, – человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и исследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий.

Из толкований на книгу Иова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней

Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).

Толковая Библия

Филипп Священник (†?)

Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней

Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Этими двумя словами может быть назван дьявол, поскольку он определяется как смерть, а спутники его – погибель. Итак, они сказали, что слышали слух о страхе Господнем; и не могут они отрицать, что слышали это, потому что видели, что это свойственно самой доброкачественности природы, однако в силу зла непослушания они отказались принять это.

Комментарии на Книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней

Как житель земли не может познать сей мудрости, так не может уразуметь её и житель царства мёртвых; она так же неизвестна и в преисподней, как на земле. Умершие, которые окончили своё странствование и в продолжение земного бытия своего приобрели много опытности, хотя могут слышать в лучшем мире отголосок её, могут понимать, что судьбы смертных определяются премудрым Промыслом. Но по каким законам действует премудрое Провидение, по каким правилам оно уделяет счастие и несчастие сынам земли, и по каким причинам Господь Бог попускает благочестивым бороться со страданиями, a грешникам покоиться в лоне радостей – это так же мало знают в царстве мёртвых, как и мы на земле.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible