Скрыть
Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 50-52 Аз же не ищу славы Моея: есть Ищя и Судя: аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки. Реша убо Ему жидове: ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы, и Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки

Аз не ищу славы Моея (ст. 50). Это, говорит, сказал Я с тем, чтобы показать, что вам, как человекоубийцам, не прилично называть Бога Отцом; значит, Я сказал это ради чести Его, и за Него Я слышу это, за Него вы бесчестите Меня. Но Я нисколько не обращаю внимания на это оскорбление. Вы дадите ответ в своих словах Тому, за Кого Я слышу это ныне. Аз не ищу славы Моея. По этой-то причине, вместо того чтобы наказывать вас, Я обращаюсь к убеждению и советую вам делать то, посредством чего вы не только избежите наказания, но и получите вечную жизнь. Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (ст. 51). Здесь Он говорит не об одной только вере, но и о чистой жизни. Выше Он сказал: имать живот вечный (5, 24); а здесь говорит: смерти не имать видети, указывая вместе и на то, что они ничего не могут Ему сделать. Если не умрет тот, кто соблюдает слово Его, то тем более Сам Он. Это поняли и они, и потому говорят: ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы умроша (ст. 52), то есть умерли те, которые слушали слово Божие: так ужели не умрут слушавшие Твое слово?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

«Аз не ищу славы Моея: есть ищя и судя». Со всею ясностью в этих словах открывается справедливость сказанного Петром о Спасителе нашем: «Он, бранимый, не воздавал бранью, – страдая, не грозил, а предавал Судящему право» (1Пет. 2:23). В самом деле, смотрите, как Он, хотя нечестивцы высказывают Ему ужасные и невыносимые оскорбления и это слышит Он часто, а не один раз, – переносит со свойственною Ему благостию и отнюдь не выступает из подобающего Ему поведения, делая и это в образец нам, дабы, по «следам Его» стараясь ходить, мы не оказывались воздающими «брань за брань», ни другое какое-либо «зло за зло» (1Пет. 3:9) наносящим нам оскорбления, но, напротив, побеждали «добром зло» (Рим. 12:21). Итак, «Я не ищу славы Моей», говорит, – и это оказывается говорящим не потому, чтобы считал делом безопасным желание оскорблять Его или поощрял кого-либо доходить до такого нечестия, – напротив, этим Он высказывает следующее: Я пришел, говорит, не с тем, чтобы приобрести от вас славу Себе, или вообще стремясь к какой-либо почести и блестящей молве о Себе, ибо Я унизил Себя, – будучи в образе Бога и Отца, стал ради вас подобным вам человеком, – даже не почел для Себя недостойным принять образ раба, имея возможность остаться в равенстве с Богом и Отцом и обладать превышающею ум и слово славою (Флп. 2:5–11), – каким же еще образом обо Мне можно думать, что Я ищу славы от кого-либо, а не наоборот, желаю пребыть в добровольном бесславии для пользы других?

Или это говорит здесь Христос, или же другим образом можно понимать то, что Он не ищет Своей славы. Ведь Он мог тотчас же наказать оскорбителей Своих и совершить за хуление суд над ними как над нечествовавшими против Самого Господа всяческих. Однако ж Он переносит молчаливо обиду и является терпеливым настолько, что не хотел воздать обидою Своим оскорбителям даже и одним только простым словом. Но чтобы нечестие против Бога кому-либо не показалось делом не важным, Он считает необходимым тут же дать и некоторое предохранение от этого и выставил против этого гнев Отца. Хотя Сын и незлобив и не мстит тотчас же за Свою славу (за оскорбление Себя), но Отец, говорит, этого не допустит. Он будет отмстителем и восстанет на хулителей, не в качестве защитника кого-либо другого и не из желания воздать должное за оскорбление одного из святых, но именно за грех, направляющийся против Него Самого. Ведь между Отцом и Сыном нет ничего разделяющего Их, поскольку это касается, говорим, до тожества сущности, хотя Каждый и должен мыслиться существующим особо (лично). Поэтому Господь наш Иисус Христос и говорит в другом месте: «Не чтущий Сына и Отца не чтит» (Ин. 5:23). Сын имеет в Себе Самом природно (по природе) Отца сопрославляемым и в качестве другого сосуществующим особно. Так же опять и Отец имеет в Себе Сына как общника сущности и, таким образом, славы во всем. Итак, подвергнутся наказанию несчастные иудеи за хуления Господа и Сына, оказавшись нечестивцами против всей Единосущной (ὁμοούσιον) и Святой Троицы и царственной над всем Природы как оскорбившие ее в Сыне.

Поэтому всякому благоразумному человеку должно отречься от оскорбления чем бы то ни было благого Бога. Не следует быть нерадивыми только потому, что Он не наводит тотчас же Свой гнев на согрешающих против Него, ибо Он благ, «не наводит гнев каждый день, но если не обратимся, меч Свой отточит» (Пс. 7:12–14), по написанному, и натянет лук Свой на нас, в котором сосуды смерти, то есть всякого рода позор и невыносимые бедствия.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - «Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего». Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «есть Ищущий и Судящий».

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз же не ищу славы Моея

отмщения за Мое бесчестие.

Есть Ищя и Судя

Отец, из-за Которого вы бесчестили Меня и к Которому относится бесчестие Сына. Хотя Он и отдал весь суд Сыну, но не лишил этим Себя власти судить, а отдал потому, что Сын есть Слово Отца. Обрати внимание на то, что когда они называли Бога своим отцом, то Иисус Христос смело отвечал им и сильно порицал, а когда они бесчестили Его Самого, то ответил спокойно и кротко. Этим Он научал нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. И Сам Он теперь, не обращая внимания на оскорбление, нанесенное Ему, обращается к увещанию.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 48-50.  На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?  Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.  Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

 Не правду ли мы говорим и пр.: по поводу упрёка Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрёк, что Он одержим бесом (Ин.7:20), но упрёка Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из Евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом месте (ср. Злат, и Феофил.). Господь резко и решительно отверг их сыновство Аврааму и Богу и назвал отцом дьявола; со своей стороны и они резче выражают упрёк Ему, чем прежде.
– Самарянин (ср. прим. к Мф.10:5): самаряне известны были как заклятые враги иудеев, и врагам Господа кажется, что Он стоит на их стороне, когда, отрицая их сыновство Богу и Аврааму, называет их сынами дьявола, как бы отрицая тем, что они народ Божий. Даже и самарянин обыкновенный, по их мнению, не может говорить о них так, как говорит Господь, если он не бесноватый. Таким образом, враги Господа дошли до такой степени озлобления против Него, что считают Его злейшим врагом всей их национальности, и притом ещё бесноватым.
– Господь, Который, по словам св. Ап. Петра, будучи злословим, Сам не злословил взаимно, но предавал то Судии праведному (1Пет.2:23), с удивительным спокойствием и кротостью отвечает на этот злобный упрёк. «Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам» (Злат.). Сила упрёка – в том, что Он будто бы бесноватый, и Господь спокойно отклоняет его простым отрицанием: во Мне беса нет; напротив, подобными речами, которые вам представляются речами бесноватого, 
– Я воздаю честь Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так потому, что чту Отца Моего, вы же, со своей стороны, вместо того чтобы склонить покорно голову свою пред Тем, Кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Его, укоряя Его самарянином и бесноватым, а вместе с сим бесчестите и Того, от имени коего Он говорит и действует, т. е. Бога, Которого, однако же, осмеливаетесь называть Отцом своим. Вот почему, заключает Господь, вы подвергнетесь наказанию осуждения от Того, Кого вы бесчестите так.
– Не ищу Моей славы: если не хотите признать во Мне Того, Кто Я действительно, и воздать подобающую честь и славу: пусть!  Я не сужу (ср. ст. Ин.8:15-46
– Есть Ищущий, т. е. славы Моей, и Судящий, т. е. вас, не дающих славы Мне (ср. 5 и прим.). Словами
 Ищущий и Судящий указываются божественные действия, которыми Бог Отец вообще прославляет и прославит Сына Своего и осуждает и осудит врагов Его. Особенно же слава Господа явилась в воскресении и вознесении Его и сошествии Святого Духа на апостолов, а осуждение иудеев особенно торжественно выразилось в разрушении Иерусалима и уничтожении политической самостоятельности иудейского народа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 50-51. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. 


Ст. 50-51. Аз же не ищу славы моея: есть ища и судя: Аминь аминь глаголю вам: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.


Не искал славы Своея воплощенный Богочеловек, отделяя словами сими и другими подобными, земное Свое служение от вечного Аз есмь. «Ища и судя» есть тот же Богочеловек как Бог, созерцаемый вне смиренного образа человеческого, приятого Им на Себя.

Мы уже останавливали внимание читателя на том, что произнесение Господом слов аминь, аминь – всегда происходило пред теми глаголами Его, которые должны были глубоко врезаться в память и сердце человека. «Кто слово Мое соблюдет не увидит смерти во век», говорит Господь после двукратно повторенного аминь. Это радостное торжественное обещание тем, кто соблюдет слово Господне (см выше ст. 31), есть откровение человеку новой вечной жизни. С этим откровением все в земной жизни изменяется. Жизнь и самая смерть суть уже только мимолетные эпизоды непрерывающегося вечного существования, ибо верующий в Господа и любящий Его и соблюдающий слово Его – составляет единое с Господом и в мертвенном теле своем увидит «жизнь Иисусову, открывающуюся в смертной плоти нашей» (2Kop.4:10-11. Сp. Иоанна Златоуста беседа 9, на второе посл. к Коринф, в изд. 1851, стр. 130–131), переходя таким образом от жизни в жизнь.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 49-50 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Не обращая внимания на то, что иудеи назвали Его самарянином, Христос возражает только против второго заявления, которое имело целью окончательно подорвать доверие ко Христу, даже отпугнуть от Него народ. «Нет, – говорит Христос, – Я нахожусь в здравом уме и уверен в том, что Своим образом действий Я воздаю почет Отцу Моему. Вы несправедливо бесчестите Меня подобными заявлениями». Но пусть иудеи не думают, что Христос особенно нуждается в восстановлении Своей чести. Он хорошо знает, что об этом заботится Его Отец, Kоторый и будет Судьею в распре, возникшей между Христом и иудеями (ср. 1Пет.2:23).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible