Скрыть
Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Глаголаху убо Ему: Ты кто еси; И рече им Иисус: Начаток, яко и глаголю вам: многа имам о вас глаголати и судити: но Пославый Мя истинен есть, и Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире. Не разумеша (убо), яко Отца им глаголаше

Глаголаху убо Ему: Ты кто еси? (ст. 25). Какое безумие! После столь продолжительного времени, после знамений и учения они еще спрашивают: Ты кто еси? Что же Христос? Начаток, яко и глаголю вам (ст. 25). А это значит вот что: вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим. Во всем этом Я мог бы теперь же обличить вас (это именно значат слова Его: много о вас имам глаголати и судити – ст. 26), и не только обличить, но и наказать; но Пославый Мя, то есть Отец, не хочет этого. Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир (12, 47). Не посла бо Бог Сына Своего, сказано, да судит мирови, но да спасется им мир (3, 17). Итак, если Он для этого послал Меня, а Он истинен (8, 26), то Я справедливо не сужу теперь никого, но Я говорю то, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорит же это Он для того, чтобы не подумали, что Он, слыша все, что они говорили, не мстит им по слабости или что Он не понимает их мыслей и насмешек. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше (ст. 27). Какое бессмыслие! Непрестанно говорил им о Нем (Отце), и – они не понимали!

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру

«Многа имам о вас глаголати и судити». Так как иудеи весьма опрометчиво осуждали Его и, совсем не имея за что обвинять, надмевались над Ним за одну только простоту Его рода по плоти, почему и уничижали Его, то Он кротко устыжал их и в предшествующих словах высказал яснее: «Вы по плоти судите, Я не сужу никого» (Ин. 8:15). А судить по плоти, по моему мнению, и имеет именно такой смысл, ибо, увлекаясь одними только земными предметами, они совсем не видят небесных благ и, взирая на один только блеск этой жизни, благоговеют пред богатством или величаются подобными же пустяшными предметами. Напротив, способные правильно судить о природе вещей согласно Закону Божию утверждают, что тот из людей достоин уважения и соревнования, у кого есть желание жить по воле Творца. Ведь уничижение по плоти не может причинять никакого вреда человеческой душе, привыкшей к добродетели, – равно и наоборот, блеск в этой жизни и знатность от богатства не могут приносить никакой пользы тем, которые отказываются жить по закону. Итак, судят по плоти, как мы только что сказали, те, которые не смотрят на святость, – которые не поведение и нравы привыкли ценить, но обращают свой ум к одному только земному, почитая достойным всякого уважения того, кто воспитан в богатстве и роскоши. Вот вы, неразумнейшие наставники иудеев, хотя и руководствуемые законом Моисеевым к справедливости в суде, без всяких оснований, за одну только незнатность по плоти, осуждаете Того, Кто посредством многих чудес пред вами явил Себя Богом. Я же не стану подражать вашему безрассудству и не вынесу о вас подобный приговор. И это потому, что человеческая природа здесь совсем ничего не значит. Что такое, в самом деле, представляет собою это наше бренное и земное тело? Тлен и червь – ничего другого. Но по этой причине я не подвергну вас осуждению и отнюдь не сочту вас достойными презрения только за то, что вы – люди по своей природе. «Именно много о вас говорить и судить», то есть в преизбытке имеются всякого рода обвинения против вас, – не за одно только могу обвинять вас, но за многое, и при этом ни в чем не солгу, подобно вам. Могу осуждать вас, как неверов, как гордецов, как высокомеров, как богоборов, как упрямцев, как неблагодарных, как лукавых, как постоянных сластолюбцев, более чем боголюбцев (2Тим. 3:4), как «славу друг от друга приемлющих, а славу, что от Единого (Бога), не ищущих» (Ин. 5:44), – как сожегших духовный виноградник, как не упасших надлежащим образом врученное вам от Бога стадо, как не руководивших к (принятию) Проповедуемого в законе и пророками, то есть Меня. Вот что мог бы сказать иудеям Спаситель. А присоединив к «много имею говорить о вас» еще «и судить», как бы угрожает им, что некогда явится Судьею Тот, Кто ради плоти подвергается у них презрению.

«Но Пославый Мя истинен есть, и Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире». Оставив невежество иудеев и презрев их бесстыдные ругательства Его, возвращается к началу (прерванной речи), предоставляя подобающему времени, а не настоящему, суд над ними и их дерзостью и обращаясь к собственной цели Своего пришествия, ибо Он пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир, как Сам говорит в одном месте (Ин. 12:47). Поэтому-то, строго держась цели Своего пришествия, Он снова предлагает увещание и призывает к спасению, причем поистине оказывается достойною удивления степень Его незлобия и чрезмерность присущего Ему человеколюбия. Ввиду этого и Петр говорит о Нем в Послании: «Он, злословимый, не злословил вопреки, – страдая, не угрожал, но предавал Судии Праведному» (1Пет. 2:23). Итак, Я обращу, говорит, теперь к вам такую речь, какая совсем необычна у вас, то есть состоящую не в порицаниях и бесполезных словах, но, предоставив суд над вами должному времени, Я стану предлагать полезное вам и не откажусь от снисходительности к вам, хотя, по присущему вам безрассудству, вы и оскорбляете Меня. Ведь Я только что говорил вам: «Я есмь свет мира, следующий Мне не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). При этом вы безрассудно и с великою яростию нападали на Меня, восклицая: «Ты о Себе Самом свидетельствуешь, – свидетельство Твое не истинно» (ст. 13), на что Я отвечал: «И если Я свидетельствую о Себе, истинно свидетельство Мое, потому что Я знаю, откуда пришел Я и куда иду» (ст. 14). Но пусть Я окажусь тяжелым, говоря это вам, пусть Я – свидетель для вас неприятный о присущих Мне природных достоинствах, «но Пославший Меня истинен (есть) и Я что слышал от Него, то говорю в мир». Поэтому, если Я, по-вашему, говорю ложь и свидетельство Мое не истинно, то вам, конечно, необходимо утверждать, что Отец (еще) прежде (Меня) сказал ложь. Но Он – «истинен». Следовательно, Я не сказал лжи, и если вы не слушаетесь слов Моих, то постыдитесь, говорит, слов Пославшего Меня. Что говорил Он обо Мне? «Вот муж, Восток имя Ему» (Зах. 6:12). И еще – к почитающим Его: «И воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды, и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Также и ко Мне, Кого вы, не ведая, оскорбляете, говорит: «Вот Я дал Тебя в завет рода, во свет народов» (Ис. 49:6). А что Я и свет есмь, о сем также вам говорилось от Него, именно: «Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел твой Свет и слава Господня над тобою воссияла» (Ис. 60:1). Эти слова Я слышал о Себе от Пославшего Меня Отца, и поэтому Я называю Себя светом мира, а вы, неправильно судя, уничижаете Меня ради одной только плоти и потому осмеливаетесь настойчиво утверждать: «Ты о Себе Самом свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно» (Ин. 8:13).

Итак – следует теперь обобщить весь смысл толкуемого изречения, – объявляет иудеев богоборцами, не только вооружающимися против Его собственных слов, но и против определения, данного Отцом, ибо Он знал, что Его собственный и природный Сын есть Свет, и потому называет Его Востоком и Солнцем Правды. Они же, своим неверием навлекая на свои головы погибель, не признают истины, «добро называя злом» (Ис. 5:20), почему и со всею справедливостью на них последует «горе».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-27 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце

Спустя столько времени, после того, как явлено столько чудес, они еще спрашивают Его: «кто Ты?» Так они были неразумны, несправедливы и насмешливы. Господь говорит: Я говорю вам то, что и в начале. Вы, говорит, недостойны всецело выслушать Мои речи, ни познать, Кто Я; ибо вы все говорите с целью искусить, а не желаете внимать ничему из Моего учения. Я мог бы и обличить вас в этом и не только обличить, но и наказать. Ибо на это Он намекает, когда говорит: «Много имею говорить об вас и судить». Словом «говорить» указывает на обличение, а словом «судить» на осуждение и наказание. Но, говорит, Пославший Меня послал Меня не затем, чтобы судить и обличать. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин. 3, 17). И как Отец Мой послал Меня спасать, а Он истинен; то Я по сему самому ныне никого не сужу, а только говорю то, что слышал от Отца Моего, то есть, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорил же Он это для того, чтобы не подумали, что Он не наказывает их по Своему бессилию. Он показывает, что не бессилен Он, но не желает наказывать их, так как пришел не наказывать, а спасать. Когда Он говорил это, они были так неразумны, что не поняли, что Он говорил им об Отце Своем. Как часто и много говорил Он уже им об Отце! Но поистине омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1, 21). - Некоторые же так понимают сии слова: «Пославший Мя истинен» - Я мог бы и ныне судить вас, но оставляю это до будущего века. А вы не веруете и не обращаете внимания на время воздаяния. Но если вы и не веруете, то истинен Отец Мой, который и назначил день для воздаяния вам, и Меня послал возвестить об этом и открыл миру Его правду и силу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Многа имам о вас глаголами и судити

Много Я могу говорить о вас для вашего осуждения и осудить на наказание, но не желаю этого, потому что не желает этого Отец Мой. Выше Иисус Христос сказал, что Бог не послал в мир Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 17).

Но Пославый Мя истинен есть

пославший не судить теперь, а спасать. Или – истинен есть назвавший Меня светом миру: се дах Тя, сказано, во свет языком (Ис. 49, 6), как выше было показано.

И Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире

Я слышал от Него, между прочим, что Я свет народов, и, между прочим, Я сказал, что Я свет миру. Что слышал, то и сказал.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 26-27. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце.

 Много имею говорить и пр.: изречение предшествующего стиха вызвано прервавшим речь Господа вопросом иудеев; вслед за ответом на предложенный вопрос Господь продолжает прежде начатую речь, ст. Ин.8:21-24. Он высказал тяжёлую для народа истину о его печальном нравственном состоянии и расположении и – до чего доведёт его сие (Ин.8:21-24), и теперь продолжает эту речь, говоря, что Он много такого имеет говорить о нравственном состоянии народа и судить о нём (ст. Ин.8:16), раскрыть пред его глазами всю бездну его нравственного падения, всю тяжесть его ответственности пред судом Божиим. Но, продолжает Господь, как ни тяжко для вас слышать это, а для Меня – изобличать вас и ещё более восстановлять против Меня, Я это должен сделать и должен всё высказать вам, поскольку Пославший Меня есть самая истина и Я должен говорить истину, слышанную от Него.
– Не поняли, что и пр.: замечание евангелиста об отношении слушателей к смыслу речи Иисуса. Странным кажется это непонимание после того, как Господь постоянно говорил о Пославшем Его, и прежде они как будто понимали подобные речи. Вероятно, часто слушавшие Господа, даже из врагов Его, понимали и теперь хотя внешним образом речь Его, но толпа, окружавшая Его, не понимала, и о ней-то делает замечание евангелист. Вот почему Господь и говорит далее прямо об Отце, как Пославшем Его.


 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8:26-27. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце.


Ст. 8:26-27. Многа имам о вас глаголати и судити: но пославый мя истинен есть, и аз, яже слышах от него, сия глаголю в мире. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше.
 

«Многа имам о вас глаголати и судити», говорит Господь неверующим Иудеям. Верующий в Господа Иисуса не судится (Ин.3:18) и на суд не приходит (Ин.5:24). Посему слова Господа в данном случае относятся к ропотникам и хулителям и озлобленным, кои препирались с Господом и искали убить Его. Страшно приити на суд Бога живого (Евр.10:31) и встать пред вечным Судиею, не имея Защитника и Оправдателя, взявшего на Себя грехи наши и представившего Себя в жертву за них. Господь посему и указывает Иудеям, что Он имеет «судити о них». Для верующих Господь Отец милосердый и Сам их оправдание перед небесным правосудием; для неверующих Он Судия нелицемерный, не применяющий к ним милосердия, потому что они сами отвергли Того, Которого Отец послал на землю глаголать словеса Свои, Божии, самое Слово Свое. Это и разумеется словами Господа: «пославый Мя истинен есть, и Аз яже слышах от Него, сия глаголю в мире». Люди, отвергнувшиеся священных слов Богочеловека, явно суть противники Бога, ибо словеса Богочеловека суть словеса Божии и Сам Он есть Бог. «Неужели, спрашивает Апостол, мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1Кор.10:22). Но на это именно решились Иудеи и заявили себя противниками и врагами Бога, явившегося в образе кротком и милостивом. Господь, милосердый и нелицемерный Судия, стоял вне мира и его злобы, хотя жил в мире. Он «от вышних» влек к Себе любовью «сынов мира сего» (выше ст. 23) и на рубеже двух миров был тою «дверью» (Ин.10 и 9) , которою мог только войти человек в мир высший, духовный, мир счастия и покоя, и правды вечной.

Повторяем, что быть может и из озлобленных некоторые позже «умилились сердцем» (Деян.2:37) и стали Господними. Но в то время, когда Господь глаголал к ним и учил их, «они не поняли, что Он говорит им об Отце», – другими словами они не поняли того, что к ним глаголет «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру

Христос только что указал на тщетность Своих обращений к иудеям: что бы Он ни говорил им они оставались невосприимчивыми. Поэтому Он должен бы не отвечать на их запросы, а судить их за упрямство они сами вызывают Его на это. Но Он не хочет судить, Его назначение совершенно иное (Ин.3:17, 8:15) – Он пришел спасать мир, следовательно, и врагов Своих (Ин.5:34, 40). А это Он делает через возвещение воли Божией о спасении людей, чем Он и занят был во все те дни (Ин.7:14, 33 и сл.; Ин.8:12, 31). Да, Он мог судить фарисеев, но Пославший Его истинен, верен Своим обещаниям, исполняет их. Посему и посланный Им Христос не дает Себя увлечь в суетные пререкания с фарисеями, так как это отвлекло бы Его от Его великой задачи. Он будет возвещать миру только то, что слышал и продолжает слышать от Пославшего. А слышит Он о том, что Бог хочет спасти людей.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible