Скрыть
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Прочие

Евфимий Зигабен (†1118)

И оста един Иисус, и жена посреде сущи. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди

Ушли и оставили женщину неприкосновенной, а следовательно, и неосужденной в том, что находили и в себе; иначе они удержали бы ее.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

10. Иисус, восклонившись, и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11.
 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. 

Никто не осудил тебя: удалившись, они тем показали, что по совести не могут осудить женщину на ту казнь, на какую они указывали; иначе они не оставили бы её свободной.
– И Я не осуждаю тебя: пришедший не осуждать, но взыскать и спасти погибших (Ин. 3:17, 12:47; Мф. 18:11; Лк. 7:48), если видел в сердце их искреннее покаяние, Господь и Сам не произносит осуждения над женщиной падшею, но, вероятно, готовою к покаянию, которое и возбуждает Он в ней словами
– иди и впредь не греши. «Следовательно, и Господь осудил, но – грех, а не лице» (Август.).
– Это событие из жизни Господа, как бы его ни толковали, во всяком случае, вполне достойно мудрости, святости и милосердия к грешникам пришедшего призвать не праведников, а грешников к покаянию и исправлению жизни.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 10-11. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. 
 

Ст. 10-11. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди; Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни аз тебе осуждаю: иди и отселе ктому не согрешай. 
 

Господь в великом милосердии Своем глаголал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.3:17;12:47). Господь не произносит над павшею женою суда человеческого, ибо это одна из заблудших овец, которую Пастырь отыскал в горах и пустынях мира и которую Он хочет спасти, а не осудить. Но мы читаем в другом месте: «Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну» (Ин.5:22).

Как же иначе согласить эти места Евангелия, как не усматривая в суде, отданном Сыну Божию – суд бесконечного милосердия? Милосердие сие выражается словами Господними: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11 о Сыне человеческом и о таинственном значении сего выражения, см. конец 1-й главы). И женщина павшая, угрожаемая судом и жестоким наказанием человеческим, видит себя освобожденною от суда человеческого милосердием безгрешного Сына Божия, но с предостережием: «Ктому не согрешай» (так и расслабленному Ин.5:14; ср. и о прокаженном: «посмотрел на него строго» Мк.1:43). Господь переносит душу грешницы из области страха в область благодарности и любви, в ту область, где одна только любовь к Господу может спасти от злых вожделений и греха.

Мы не знаем последующей судьбы этой женщины, но видя, как она в молчании тихо стоит перед наклоненным долу Спасителем, ожидая от Него слова, – хотя Он не был облечен никакою властию, а законные судьи ушли, – нельзя не думать, что благодать коснулась ее сердца и что в нем вспыхнула та любовь к Богу, которая спасает от греха. Заметим, что Господь к предупредительным словам «не согрешай» не присовокупляет угрозы «да не горше ти что будет» (Ин.5 к исцеленному в купели Вифезда), вероятно зная, что полученное женою освобождение от суда, спасающее ее от отчаяния, подготовило эту душу к восприятию чистоты, от любви к Богу происходящей и не нуждающейся в угрозе.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши

Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношения к ней, этой преступнице, и они разошлись – старшие, как более сообразительные, раньше, а младшие – позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом. Господь же отпустил грешницу, но не простил ее, не объявил, что она не виновата, но сделал ей предостережение, чтобы впредь она не согрешала. Бенгель замечает: «не сказал: «иди с миром», или: «прощаются тебе грехи твои», но сказал: «не греши».

«И Я не осуждаю». Здесь Христос обнаруживает Свое милосердие как пришедший не судить, а спасать (Ин.3:17).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible