Скрыть
Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетелствую о Себе, истинно есть свидетелство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду

Что же Он? Аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду; вы же не весте, откуду прихожду (8, 14). Что Он прежде Сам сказал, то теперь они противопоставляют Ему, как изречение особенно важное. Что же Христос? Опровергая это и показывая, что Он говорил прежде применительно к ним и к их предположению, так как они принимали Его за простого человека, говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох. Что это значит? Значит: Я – от Бога, и Бог, и Сын Божий. А Бог Сам о Себе достоверный свидетель. Вы же не весте: вы, говорит, по своей воле поступаете худо и, зная, притворяетесь незнающими, обо всем говорите по человеческому разумению, не желая помыслить ни о чем выше того, что видимо.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XVII. Почему Иоанн говорит, что Христос некогда сказал [иудеям]: «и Меня знаете, и знаете откуда Я» (Ин. 7:28), в другой же раз им же [Христос говорит]: «не знаете, откуда Я пришёл и куда иду» (Ин. 8:14) и «ни Меня не знаете, ни Отца Моего» (Ин. 8:19)?

Разъяснение см. Ин. 7:28

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду

« Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду». Когда Христос высказывал то, что Он есть действительно и по природе, ибо ясно возглашал: «Я – свет мира» (Ин. 8:12), дерзкая толпа фарисеев опять подумала, что Он говорит ложь. Не знали они, крайне несмысленные, что когда кто раскрывает свою собственную природу и говорит о присущем ему по существу, то мы, справедливо мысля, не должны предполагать, что он делает это по хвастовству, и не скажем, что он преследует пустую славу, но, напротив, (должны признать, что он) раскрывает то, что он есть действительно. Так, например, что станем говорить в том случае, когда Ангел, обозначая свою природу, скажет: «Ангел – я»? Или когда человек, указывая на то, что он есть, говорит: «Человек я»? И если бы также можно бы было приписать голос солнцу и оно стало бы раскрывать свою собственную природу в таких словах: «Я, обтекая небесный круг, посылаю ясный свет обитателям земли», то никто не имеет основания думать, что оно свидетельствует не о принадлежащем ему, но о том, что оно есть действительно. Таким же образом думаю и о Спасителе нашем Христе, – и если Он называет Себя светом, то высказывает истину и отнюдь не оказывается величающимся чужим. Фарисеи же, не разумея Еммануила и погруженные в невежество, воображают, что Он ищет славы, порицают Его как подобного нам и не содрогаются говорить: «Свидетельство Твое не истинно» – Тому, Кто не ведал лжи (Ин. 8:13), ибо «не обрелась лесть в устах Его» (1Пет. 2:22), как написано. Таким образом, опять надлежало дать наставление столь удаляющимся от истины и уклоняющимся от здравого смысла и незлобиво сказать заблуждающимся, что они погрешают против истины, нечестиво приписывая способность лгать Тому, Кто с неба пришел и рожден от Бога Отца; ибо «истинно», говорит, «есть Мое свидетельство, если и свидетельствую Сам о Себе». Конечно, людям оказывается свойственным желание из самолюбия иногда свидетельствовать о себе самих что-либо прекрасное, хотя бы у них и не было этого в действительности. Ведь природа (человеческая) удобопреклонна ко злу. Но не подобает, говорит, Мне возможность страдать одинаковым с земнородным недугом, ибо «ведаю, откуда Я», то есть Свет от Света и Истинный Бог от Истинного Бога Отца, имея природу, недоступную никакой немощи. Если же, говорит, Я и стал человеком по любви к людям, но ради этого Я не должен признаваться лишившимся Божественного достоинства, – Я опять остаюсь тем, что есмь по природе, то есть Богом. Ясным доказательством этого служит Мое знание о том, «куда иду», ибо взойду на небеса к Отцу, от Которого Я есмь. И это, полагаю, можно было говорить, конечно, не подобному нам человеку, но Богу по природе, если Он стал человеком. Итак, выражение «ведаю, откуда Я» указывает на то, что Сын есть от Отца по природе. А слова «куда иду» служат проявлением Божественной власти. Как Бог Он восходит превыше небес, по словам Павла (Еф. 4:10).

Впрочем, здесь заключается, хотя и не очень ясная, угроза иудеям за свойственное им нечестие. В этих словах Он оказывается говорящим, что уже имеет вскоре удалиться от народа их, оставит их лишенными Божественного света и представит их пребывать в неведении и глубокой тьме, что является яснее им высказывающим в других словах: «Пока свет имеете, ходите во свете, да тьма вас не обымет» (Ин. 12:35).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-14 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь; свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду

Когда Он сказал: «Я свет миру», Его обвиняют за то, что Он Сам о Себе свидетельствует. О безумие! Он постоянно приводит свидетельства о Себе из Писания, а они обвиняют Его, что Он Сам о Себе свидетельствует. Посему и Он отвечает им по лукавству их. Пусть так, что Я Сам свидетельствую о Себе; - хотя на деле не так, а Я имею трех свидетелей - Отца Моего, дела Мои и Писание, как и выше сказано (5, 33. 36. 37. 39). Положим, что Я Сам свидетельствую о Себе. Но если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно потому, что Я знаю, что Я Сын Божий, и не простой человек, но свыше Приходящий, и Бог. Как же свидетельство Мое ложно, когда Я - Бог, и посему достоин веры? Бог, без сомнения, достоин веры и в свидетельстве о Самом Себе. Притом Я и пойду к Богу истинному. Как же, намереваясь идти к Истинному, Я буду лгать?

Евфимий Зигабен (†1118)

Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое

Ст. 13-14: Найди в пятой главе (31 ст.) изречение: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно…; в изъяснении того изречения упомянуто и это. Некоторые же говорят, что то Иисус Христос сказал как человек, а это как Бог, показывая, что Он не простой человек, как они предполагали.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
 
 
– Свидетельство Моё истинно и пр.: Господь говорит с большею решительностью и силою о Своём самосвидетельстве, чем прежде – Ин.5:31. Основание истинности самосвидетельства Его есть сознание Им Своего единства с Отцом. 
 Я знаю, откуда пришёл и пр. т. е. «Я знаю, что Я Сын Божий и не простой человек, но свыше приходящий и Бог» (Феофил, ср Злат.). В этом сознании Господом Своего происхождения от Отца и отшествия к Нему (чрез смерть, воскресение и вознесение), т. е. единства Своего с Отцом (Ин.6:38 и прим.), полное обеспечение, во-первых, достоверности Его самосвидетельства и, во-вторых, невозможности самообмана. Если Он знает (Ин.3:11 и прим.), что Он пришёл с небес от Отца и опять идёт на небеса к Отцу, что Его земная жизнь есть переход от неба к небу, от Отца к Отцу, то самообман здесь невозможен и, следовательно, свидетельство Его о Себе имеет полную силу истинности и достоверности.
Выражение  "вы не знаете" есть не только прямое отрицание недавнего их утверждения, что они знают, откуда Он (Ин.7:27), но вместе и упрёк и причина, почему не веруют они Его самосвидетельству. Они могли бы знать о Его божественном происхождении и единстве с Богом, если бы хотели знать; в характере Его и делах они увидели бы свидетельство о Его происхождении; но они не хотят этого видеть и потому не веруют Ему и самосвидетельство Его о Себе считают не истинным.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 14-15. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

Ст. 14-15. Отвеща Иисус и рече им: аще аз свидетельствую о себе, истинно есть свидетельство мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду: Вы по плоти судите, аз не сужду ни комуже:

При отсутствии веры человек совершенно бессилен: мня постичь все ограниченным умом своим, а между тем вращаясь в узкой сфере материальных своих ощущений, скорее отделяющих его от окружающего мира и только в самой малой степени знакомящих его с миром, – он и в материальной жизни своей отделен как бы непроницаемой стеною от природы (Литтре позитивист указывал на это, ибо ощущения подают разуму лишь сигналы, но сущность вещей недоступна человеку). Что же может понять и уразуметь человек в мире духовной жизни, если он свою собственную мысль и свое собственное знание будет признавать за единственный авторитет, которому он подчинится? Господь хочет перенести своих слушателей в мир мысли высшей, не земной, указывая им, что только Он Сам знает, кто Он, откуда пришел и куда идет; – но тупые и самонадеянные фарисеи упорно отказываются следовать за Господом. Он предостерегает их, что они ошибаются, судя лишь по плоти, что есть мир высший, который недоступен уму человеческому и доступен только вере, и что мир сей раскрывается в словах Его, проникнутых Духом Божиим. Но они не в состоянии понять Господа, потому что, ползая по земле, они не в силах подняться от мелких человеческих доказательств к пониманию душой величия учения Сына Божия о любви: «Аз никому не сужду», прибавляет Господь: «Аз пришел спасти мир», говорил Он. Всякое оскорбление и хулу прощал Господь против Себя, Сына человеческого ибо люди темные «судили по плоти». Но есть грех, который, как сказал Господь, не простится ни в сем веке ни в будущем: это хула на Духа Святого. И это сказал Господь тем же фарисеям (Мф.12:24,28,31-32), когда они осмелились произнести хулу непроизносимую, относя источник благодати к области темной. Пока фарисеи видели в Господе Иисусе лишь человека, и притом бедного, которого они попрекали родством, пока они спорили с ним, или даже когда они, как здесь, упрекали Его, что Он Сам о Себе свидетельствует, дотоле Господь все прощал им: «аз не сужду никому же»; но когда они не только не старались воспринять и понять слова и деяния, совершаемые Духом Божиим, но еще хулили страшными словами деяния и слова Божией милости, и любви, и всепрощения, и мудрости, спасавшей мир, – то они навсегда закрыли себе путь ко опасению. Следующий стих и указывает на грядущий суд, имеющий совершиться по отшествии Господа с земли.
 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду

На возражение фарисеев Христос отвечает, во-первых, что Он может свидетельствовать о Самом Себе, как свидетель вполне достоверный: Он хорошо знает, «откуда» Он «пришел», т. е. о том, что Его происхождение Божественное, и «куда идет», т. е. что Ему предстоит возвратиться к Отцу на небо. Отсюда же с необходимостью следует, что Ему хорошо известно и Его назначение, о котором Он в настоящий раз и свидетельствует. Он говорит не как простой смертный, которому неясно его будущее, а как Сын Божий, Kоторому известно все.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible