Скрыть
И я́ко боля́щая при­­ближа́ет­ся роди́ти и въ болѣ́зни сво­е́й воскрича́, та́ко бы́хомъ воз­лю́блен­ному тво­ему́.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи

И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, так и они приведены в содрогание тем наказанием, какое наложил на них Господь.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-18 Как зачавшая во чреве, когда приблизится к родам, мучась кричит во время болей своих: так были мы от лица Твоего, Господи. Мы зачали и как-бы мучились родами, и родили дух. Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной

Как приближающаяся к родам женщина от боли принуждена бывает вскрикивает: так мы в бедствии ищем Тебя, и от лица силы Твоей зачали во чреве, и мучились родами, и родили детей не плоти, но духа: чтобы всем умом веровать в Тебя, чтобы непознанного прежде чрез благодеяния, узнать теперь чрез мучения. То, что LXX прибавили: так были мы возлюбленному Твоему, вместо чего прочие перевели: так были мы от лица Твоего, Господи, должно отметить обелом. Можем же мы за возлюбленного Господа принять Христа, по причине страха Которого мы зачинаем во чреве, и мучимся родами, и рождаем, и производим на земле дух спасения. Может говорить это и апостольский муж, когда учит народы и подражает апостолу Павлу: чадца моя, имиже пики болезную, дойдете вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Должно ли сомневаться, что апостол Павел, который проповедью распространил Евангелие от Иерусалима до Иллирика (Рим. 15:19), и, как мудрый строитель, положил основание, вне которого никто другой не может положить, основание, которое есть Христос Иисус (1Кор. 3:10-11), породил дух спасении на земле? Итак будем ли мы читать: по причине страха Твоего, Господи, мы во чреве приняли, или по еврейскому: от лица Твоего, Господи, мы зачали, и во чреве приняли, — то и другое означает то, что от страха и воспоминания о Господе мы воспринимаем в себя слово Божие, и просвещается сердце наше, когда мы говорим: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7), и: просвети лице твое, и спасемся (Пс. 79:4).

Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной. LXX: Не падем, но падут жители земли. Различный перевод необходимо иметъ и различный смысл. По еврейскому говорится следующее: так как ничего достойного Твоего милосердия, мы не сделали, то нечестивые не пали, но доселе превозмогают и обладают землею. LXX же говорят, что в то время, как святые порождают дух спасения на земле, те, которые суть жители земли, падают, хотя между вселенною, называемою по-еврейски thebd, а по-гречески οικουμένη, и землею есть большое различие. Следовательно падут предавшиеся жизни земной и вкоренившиеся твердым корнем в земных делах, и не падут живущие во вселенной и успокаивающиеся в Церкви, которая есть жилище Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам. И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, тако быхом возлюбленному твоему

Движимый весьма великою любовью к Богу, блаженный пророк сказал против Иудеев за их дерзкие поступки: приложи зла всем славным земли (Ис. 26:15), но дабы он не сочтен был каким-нибудь суровым и жестоким, увещевающим согрешивших не к тому, чтобы они искали помилования, а чтобы пребывали в скорби и бедствиях, он, как необходимое, прибавляет то, что обыкновенно бывает со всеми, именно – что в скорби и нуждах обыкновенно вспоминают о всемогущем Боге. Ибо избыток душевного спокойствия располагает людей к небрежности и, можно сказать, что вследствие крайней лености, пришедши в такое расположение духа, они даже не сознают своих грехов: скорбь же, как бы силою, заставляет их обратиться к Богу и приводит их к познанию грехопадений. По этой то причине, говорит, я и сказал: приложи зла славным земли (Ис. 26:15), так как составляет общее свойство всех людей, чтобы вспоминали о Тебе и сообразовались в мыслях и действиях о Твоею волею, особенно тогда, когда, они подвергаются бедствиям. В скорби мале мы вразумляемся, потому что Бог подвергает нас не чрезмерному и не совсем жестокому наказанию, напротив растворяет гнев милостью. Итак, воззвание (к Богу) о том, чтобы Он навел скорбь на согрешивших, было делом не ненавидящего их, а напротив любящего и призывающего их к вразумлению, чтобы, если они но собственному произволению не имели плода благочестия, то по крайней мере, как бы нуждою приведены были к этому, чувствуя на себе гнев Божественный. Думаю, что об этом именно сказано устами Давида: броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе (Пс. 31:9). Но те (Иудеи), совершивши тяжкие грехи и нагло поступивши со Христом, впали в скорбь. Мы же – твои, и мудрствуем и говорим угодное Тебе, и иначе расположены к Твоему возлюбленному, то есть Сыну. Подлинно мы, подобно женщине, находящейся в муках рождения, как бы кричим против тех, которые подвергали Его бесчестию, и весьма страдая от этого, со всею силою восстаем против неповинующихся Ему. Истинно то, что говорят (пророки?). Посему и блаженный Исаия, порицая дерзкие слова, которые иудеи произносили на Христа, говорит: вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно? (Ис. 57:3-4). И блаженный Давид говорит о них негде: да помрачатся очи их еже не видети и хребет их выну сляцы (Пс. 68:24). И, кроме сего, у святых пророков весьма много речей (обличительных) против синагоги Иудеев за их нечестие в отношении к Христу.

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 17-18 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Далее: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее (Ин. 16:21). Женщиной Он назвал святую Церковь, вероятно, по причине обилия добрых дел и потому, что она никогда не перестает рождать Богу духовных сынов, о чем Он говорит в другом месте: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13:33). Ибо женщина взяла закваску, а Церковь последовала силе вышней любви и веры, которой ее ущедрил Господь. Положила она в три меры муки, пока не вскисло всё, когда в частях Азии, Европы и Африки служило слово жизни, пока все концы земные не воспылали любовью Царства Небесного. Ознаменовал, что он принадлежит к членам этой женщины тот, кто в печали говорил к отпавшим от чистоты веры: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19). Имеют свидетельство, что принадлежат к членам этой женщины те, кто воспламенены небесным желанием и хвалой Своему Создателю: Страха Твоего ради мы имели во чреве и породили дух.

Гомилии на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание - не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).

Изливал тихие моления, т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис. 8:19).

Как беременная женщина… Это - речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.

Были беременны, мучились… Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6. Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада - возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.

Спасения не доставили земле - возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.

И прочие жители вселенной не пали - возможно правильнее с евр. : «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться).

[Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.

Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего «дух спасения», и на искупление жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред.]

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 26:13

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. 
   
Ст. 17 И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, тако быхом возлюбленному твоему.

   Пророк Исаия говорит от лица всех пророков, которых Господь посылал своему «возлюбленному» народу (Ис. 5). И пророки, видя и предвидя бедствия и скорби народа Божия, страдали за него, желали отвратить от него те бедствия и скорби, желали породить в нем чувство раскаяния и не могли, а потому и мучились подобно рождающей; и как рождающая, не имея сил сдержаться, издает крики, так и пророки не только громко, но и с воплем проповедовали о предстоящих народных бедствиях по силе гнева Божия (Ис. 7;  27;  28;  29;  Иер. 2;6;  7;9 и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible