Скрыть
Пу́ть бо Госпо́день су́дъ: упова́хомъ на и́мя твое́ и па́мять, ея́же жела́етъ душа́ на́ша.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша

Имени Твоего и памяти Твоей желает душа моя. Именем, которым поражены Египтяне, разделилось море, потоплен фараон, истреблены Хананеи, этого имени вожделевает душа моя, в скорби и в тесноте, постигшей нас от Ассириян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-9 Путь праведного прям, пряма стезя праведного для шествования; и на пути судов твоих, Господи мы уповали на Тебя; имя Твое и воспоминание о Тебе в желании души: душа моя желала Тебя ночью. Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе

Пророк еще говорит о Христе, о Котором говорил выше: будет попирать его нога, ноги беднаго (Ис. 26:6). Итак путь сего праведника прям, или, измышляя новое слово, пути его, — исправления, что Греки называют ευ&ήτο - τας, а мы более по-латыни можем назвать aequitates, и что по-еврейски называется messeirim. Итак на одной стезе Христовой обретаются все правды, и Он попирал эту стезю и протирал ее стопою Своею для того, чтобы, всякий, желающий идти по ней, шел не претыкаясь. На этой стезе судов Господа уповали на Него Святые и надеялись на Него, ибо надежда не посрамляет. И имя Его и воспоминание о Нем они имели в желании души своей, говоря: возлюби душа моя возжелати суды Твоя на всякое время (Пс. 118:20) и еще: желает душа моя и истаивает воспасении Твоем (Пс. 118:81). А кто имеет в желании имя Господа, тот иного не желает.

Нужно заметить и то, что желание Господа есть не во плоти, а в душе, по оному, читаемому в другом псалме: возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Ибо плоть похотствует на духа дух же на плоть; сияже друг другу противятся, да не яже хощете сия творите (Гал. 5:17). Дальнейшее: ночью, по LXX, соединяется с следующим стихом, а по Еврейскому с предыдущим. Душа моя возжелала Тебя ночью может сказать тот, кто с уверенностию говорит с псалмопевцем: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6:7). Ночь и тьму можно понимать в смысле скорби и бедствий, почему и в другом псалме о безопасности праведника пророк воспевает: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощью (Пс. 120:6), т. е. ни в счастии, ни в несчастии ты никогда не поколеблешься.

Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе. Хотим следовать и Еврейскому, и не обходить совершенно Вульгаты, и этою силою вещей вынуждаемся, при различии в расположении слов и самых выражениях, искать и различных смыслов. Слово: от ночи, по LXX, есть, как мы сказали, начало этого стиха, а по Еврейскому — окончание предыдущего, хотя и по LXX оно может быть принимаемо в конце предыдущего стиха, так что смысл такой: Желает душа моя к Тебе ночью, и за тем начинается новый стих: утром возстает дух мой к Тебе, Боже. Утром же возстает потому, что заповеди Твои — свет на землю. Ибо сохраняя заповеди Твои и озаренный сиянием их, о которых говорится: заповедь Господня светло, просвещаются очи (Пс. 18:9), я не могу спать, но во всякое время желая Тебя, возстаю к Тебе духом моим. Нужно заметить и то, что и находясь еще среди ночи, мы душею желаем Господа; когда же дух наш в внутренностях наших воспрянет к Богу всем умом, тогда мы бодрствуем к Нему утром. Чтобы сказать яснее, — к душе применяется ночь и желание, а к духу утро и бодрствование. Бодрствует к Богу духом во внутренностях своих тот, кто может сказать: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-4 Отверзите врата, да внидут людие, хранящии правду, и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир. Яко на тя надеянием надеяшася, Господи, во век, Боже великий, вечный

Когда уже обитатели всей вселенной познали Господа нашего Иисуса Христа и исповедали, что Он будет град крепкий и спасительный, имеющий внутреннюю стену и наружную, тогда наконец Дух Святой неотложно заповедует святым тайноводителям, говорю, святым апостолам и евангелистам устами святого пророка, говоря: отверзите врата, то есть расширьте для желающих доступ чрез веру и вход чрез непорочное тайноводство, и пусть войдет народ, хранящий правду и хранящий истину; ибо божественная, евангельская и спасительная проповедь научает верующих правде свыше законной, чтобы они были постоянными в хранении истины: она вводит служение уже не в образах и сенях, как это делал древний закон, но в духе и истине. И это есть истина. Приемлет же истину; поелику желает, как я сказал, не того, что в сенях, но того, что чрез Христа, Который есть истина. Хранят же и мир: Как или каким образом? Ибо всецело воспринятый Христом, по уничтожении оной древней вражды (так как заблуждаясь находился в раздоре с Ним), будет непоколебимым поклонником. И исполнять это убеждает нас блаженный Павел, говоря: оправдившеся верою, мир имамы и Богу Господем нашим Иисусом Христом (Рим. 5:1). Служа твари и предаваясь, плотским страстям, мы враждовали с Богом: но говоря Ему одному: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем, мы становимся друзьями и союзниками Его; и сверх того как бы некоторым венцом украшаемся совершенною жизнью и евангельским поведением. В прославление сего по справедливости могло бы быть сказано Богу устами святых: яко на Тя надеяхомся, Господи, во век. Ибо они не перестанут надеяться на Бога, напротив постоянно будут хвалиться о Нем.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-12 Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас

Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла наказаний и потому их справедливо постигает погибель.

Путь праведника прям, т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и ближайшим путем.

Ты уравниваешь… В этом ему однако помогает Господь.

На пути судов Твоих, т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра над злом.

К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе... Праведники желали, чтобы Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное познание о Нем распространилось по всей земле.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 7-8 Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. 

   Путь благочестивых людей прямой и приготовленный. Обыкновенный прямой путь назывался таким не по одному только своему кратчайшему направлению, но и потому, что был ровный, не изрытый. Путь приготовленный назывался таким тогда, когда он был очищен от камней, колючих трав и прочих многих препятствий, столь обыкновенных на Востоке. Такой прямой и приготовленный путь был вернейшим и безошибочным для цели, а притом ближайшим и беспрепятственным, а потому скорейшим для путника. Такому пути подобен и путь благочестивых, т.е. их образ жизни: он указан законом правды Божией. А потому, когда совершался суд Господа над народами, то праведные, почитая Его закон, надеялись на имя Господа, и на ту память, которую они всей душой старались сохранить о Боге и Его законе: храня эту память, они непоколебимо надеялись, что и Господь не забудет их, пощадит и спасет среди общего разрушения вселенной.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible