Скрыть
Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли

От нощи утренюет дух мой. Сильное желание прийти к Тебе возбуждает меня от сна; глубоко лежащее в душе моей упование влечет меня пред лице Твое и, еще до наступления дня, во мраке ночи, устремился я к Тебе, Тебя имел в уме своем и умолял Тебя соделать со мною, что всегда творишь Ты сонму праведников Твоих. Ибо по судам Твоим на земли поучаются правде Твоей живущий на земли. Это согласно с тем, чему Дух Божий учит в книге Псалмов: Знаемь есть Господь судьбы творяй (Пс. 9:17). Пророк выражает этим, что, видя отмщение, какое Господь сотворил Ассириянам в земле нашей, обитающие на земле познают, как праведно наказание Твое. Ибо Ты праведен и Бог не хотяй беззакония. Ты еси (Пс. 5:5).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

От нощи утреневать к Богу значит нечто подобное следующему. Когда станет проходить ночь, а день приблизится, и мы, яко во дни, начнем ходить благообразно, отложив дела темная, козлогласования и пиянства, любодеяния и студодеяния (ср.: Рим. 13:12-13), тогда можем сказать: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже. А что значит сделать в себе утро, Пророк дает разуметь присовокупленными словами. Он говорит: зане свет повеления Твоя на земли. Ибо свет - те повеления, которыми рассевается тьма неведения, почему и заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18:9).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Но вот, как я сказал, пропоет петух, и тотчас приходит настоятель и… встав, они тотчас становятся в ряд и с великим согласием и мелодической стройностью поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирели, ни иной какой-либо музыкальный инструмент не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И сами эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. Во время ночи, - говорится, - воздвигните руки ваши к Богу (Пс. 133:1-2); и опять: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо суды Твои совершаются на земле.

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Никита Ремесианский, свт. (†414)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Время требует, возлюбленные, чтобы мы поговорили немного о значении, важности и пользе бодрствования. Поистине, любой труд легче взять на себя, если прежде поставить себе на вид пользу этого труда. Подвиг бодрствования весьма важен; он есть благо, близкое всем святым. Вот и пророк Исаия взывает к Господу: В ночи бодрствует мой дух к Тебе, Боже, ибо заповеди Твои - свет на земле.

О трезвении святых Божиих

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-9 Путь праведного прям, пряма стезя праведного для шествования; и на пути судов твоих, Господи мы уповали на Тебя; имя Твое и воспоминание о Тебе в желании души: душа моя желала Тебя ночью. Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе

Пророк еще говорит о Христе, о Котором говорил выше: будет попирать его нога, ноги беднаго (Ис. 26:6). Итак путь сего праведника прям, или, измышляя новое слово, пути его, — исправления, что Греки называют ευ&ήτο - τας, а мы более по-латыни можем назвать aequitates, и что по-еврейски называется messeirim. Итак на одной стезе Христовой обретаются все правды, и Он попирал эту стезю и протирал ее стопою Своею для того, чтобы, всякий, желающий идти по ней, шел не претыкаясь. На этой стезе судов Господа уповали на Него Святые и надеялись на Него, ибо надежда не посрамляет. И имя Его и воспоминание о Нем они имели в желании души своей, говоря: возлюби душа моя возжелати суды Твоя на всякое время (Пс. 118:20) и еще: желает душа моя и истаивает воспасении Твоем (Пс. 118:81). А кто имеет в желании имя Господа, тот иного не желает.

Нужно заметить и то, что желание Господа есть не во плоти, а в душе, по оному, читаемому в другом псалме: возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Ибо плоть похотствует на духа дух же на плоть; сияже друг другу противятся, да не яже хощете сия творите (Гал. 5:17). Дальнейшее: ночью, по LXX, соединяется с следующим стихом, а по Еврейскому с предыдущим. Душа моя возжелала Тебя ночью может сказать тот, кто с уверенностию говорит с псалмопевцем: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6:7). Ночь и тьму можно понимать в смысле скорби и бедствий, почему и в другом псалме о безопасности праведника пророк воспевает: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощью (Пс. 120:6), т. е. ни в счастии, ни в несчастии ты никогда не поколеблешься.

Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе. Хотим следовать и Еврейскому, и не обходить совершенно Вульгаты, и этою силою вещей вынуждаемся, при различии в расположении слов и самых выражениях, искать и различных смыслов. Слово: от ночи, по LXX, есть, как мы сказали, начало этого стиха, а по Еврейскому — окончание предыдущего, хотя и по LXX оно может быть принимаемо в конце предыдущего стиха, так что смысл такой: Желает душа моя к Тебе ночью, и за тем начинается новый стих: утром возстает дух мой к Тебе, Боже. Утром же возстает потому, что заповеди Твои — свет на землю. Ибо сохраняя заповеди Твои и озаренный сиянием их, о которых говорится: заповедь Господня светло, просвещаются очи (Пс. 18:9), я не могу спать, но во всякое время желая Тебя, возстаю к Тебе духом моим. Нужно заметить и то, что и находясь еще среди ночи, мы душею желаем Господа; когда же дух наш в внутренностях наших воспрянет к Богу всем умом, тогда мы бодрствуем к Нему утром. Чтобы сказать яснее, — к душе применяется ночь и желание, а к духу утро и бодрствование. Бодрствует к Богу духом во внутренностях своих тот, кто может сказать: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли

На слова: правде научитеся, живущии

К тем, которые открыто выражаются величественно и величают Божественное, а в тайне делают тому противное, как многомудрствующие на словах, а не на деле, велегласный Исаия взывает: научитеся добро творити (Ис. 1:17), живущии на земли: преста бо нечестивый (Ис. 26:9-10). Пророческими очами видел он превысшее всякого слова пришествие Спасителя во плоти, которое приобрело человеческому роду тьмочисленные и превышающие всякое удивление блага, а мучителя привело в бессилие. И взывал: «Научитесь творить правду; мучитель перестал нападать на всякого мужа и на всякую жену. Все теперь в безопасности, кроме тех, которые сами себя добровольно предают и подвергают его прелести; потому что он может обольщать, а не овладевать насильно».

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли

Ночью называет время прежде вочеловечения Господа, утром же пророческое предведение, а светом истинным евангелие Солнца правды – Христа, которому повелено быть изучаемым повсюду на земле. Научиться ему, говорит, нельзя от природы, как мы научаемся смотреть или ходить, но для этого необходимы прилежание и старание. Кто же не изучил его, тот изъят будет из среды живых и не увидит славы Христа. Те, которые говорят: уповахом на имя Твое, и память, еяже желает душа наша (Ис. 26:8), необходимо присовокупляют и это. Ибо водворивши в своем уме божественный свет и изгнавши (из него) тьму древнего заблуждения, и видя исчезнувшим мрак греха, они воссылают благодарственные песни, говоря, что они утренюют как бы от нощи и тьмы, потому что в них наступает как бы духовный день и в сердцах их воссияла наконец денница, как написано. Таковым и божественный Павел пишет в послании и говорит: бесте иногда тма, нынеже свет о Господе (Еф. 5:8), и в другом месте: несмы нощи, ниже тмы, но сынове света и сынове дне (1Сол. 5:5). Ибо ум верующих просвещается евангельскими заповедями. Посему то и божественный Давид как бы Господу нашему Иисусу Христу говорит: светилник ногама моима закон Твой и свет стезям моим (Пс. 118:105). Закон, данный чрез премудрого Моисея, отягчен был как бы некоторым мраком и приосенением, говорю, буквы; в евангельской же проповеди красота истины является открытою и ясною и наподобие вливающегося света просвещает ум в душах благочестивых.

Толкование на пророка Исаию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Поэтому, как я уже сказал, читая божественные Писания и внимая им, вы должны стремиться к тому, чтобы - где бы вы ни были, дома или в каком- либо ином месте, - вы могли рассуждать о них и наставлять других; чтобы, пережевывая слово усердным размышлением, словно благородные животные, вы могли извлечь оттуда ценную влагу, то есть духовное разумение, и с Божией помощью уделить ее другим; так, чтобы исполнилось через вас написанное: Чаша Твоя насыщающая сколь преславна (Пс. 22:5). Дабы исполнилось и то, к чему побуждает и наставляет блаженный апостол: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор. 10:31). Если тому не препятствует недуг, поститесь ежедневно. Настойчиво и ревностно предавайтесь бдению, ибо написано: Ночью дух мой бодрствует пред Тобою, Боже, а также: Рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою (Пс. 5:3), и еще: В полночь вставал славословить Тебя (Пс. 118:62). К тому же нас побуждает и наставляет наш Господь и Спаситель в Евангелии: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41).

Проповеди

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Ночь - это жизнь века сего, в которой пока мы находимся. Из-за того, что мы созерцаем внутренним взором, мы пребываем во мраке - вследствие того, что образ затуманен. Ведь пророк понимал, что он неким туманом понуждается к видению Господа, говоря: Душой моею я стремился к тебе в ночи. Как если бы сказал: «В этом мраке жизни настоящей желаю тебя видеть, но до сих пор я окружен зыбким облаком».

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова


Этой любовью пылает всякий, кто смог прикоснуться к истине. Ведь поэтому говорит Давид: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие (Пс. 41:3)! Поэтому нас увещевает, говоря: Ищите лица Его всегда (Пс. 104:4). Поэтому пророк говорит: Душою моей я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра. Поэтому опять Церковь говорит в Песне песней: Я изнемогаю от любви (Песн. 2:5).

Справедливо, конечно, чтобы благодаря явлению врача достигла спасения та, которая через жар ее желания рану любви несет в груди. Поэтому снова говорит: Души во мне не стало, когда он говорил. Ведь ум человека, не ищущего образ своего Творца, очень груб, потому что в себе самом остается холодным. Но если начал уже гореть желанием следовать за Тем, Кого любит, бежит, тая, через огонь любви. Становится встревоженным от желания, обесценивается в миру всё, что нравилось, нет ничего, чего хотелось бы, кроме Создателя, и то, что прежде услаждало душу, становится впоследствии весьма обременительным. Ничего не утешает его печаль, и он не смотрит на того, кого до сих пор желал.

Сорок бесед на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Душою и духом, т. е. всем своим внутренним существом.

Я стремился. Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей!

Живущие в мире научаются правде. Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, - люди научатся праведности.

См. также Толкование на Ис. 26:7

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. 

   Как усердный работник, душевно преданный своему господину, старается исполнить его предварительные повеления, так и раб Божий, пророк Исаия от ночи с раннего утра, т.е. бодрствует уже когда еще не восходило солнце и продолжается еще ночь. День пророка, это светлое время наступления царства Божия, а ночь – время нечестия, по преимуществу язычества. Переживая последнее время ночи, видя, что Сион и окружающий его мир объяты глубоким мраком нечестия, язычества (Ис. 2;  60), пророк, однако, с раннего утра и в этой тьме: его дух, находясь под воздействием Духа Божия, созерцает светлое время царства Божия, когда повеления Божии будут неизменно приводиться в исполнение, а вместе с тем исчезнут и всякое нечестие, и всякие бедствия, бывшие наказанием за нечестие. При созерцании этого светлого дня, радость объемлет дух пророка и он, обращаясь к живущим на земле, просит их научиться правде и через то спастись от погибели во тьме.

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible