Скрыть
Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое

Были над нами властители кроме Тебя, то есть Ассирияне, которые хотели царствовать над нами вместо Бога нашего. Но мы имя Твое именуем, имя сокровенное, но являющее себя среди нас в знамениях, совершаемых из рода в род.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое

Сам Сын Божий как Слово есть Господь вселенной; мы же - прежде, нежели получили бытие, - изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом сами себе измыслив не-сущее, как говорит блаженный апостол, стали служить богам, которые в существе не боги (Гал. 4:8), не познавали Бога истинного и несущее предпочитали истине; но напоследок, подобно тому как в древности восстенал народ обремененный в Египте, и мы, имея в себе насаженный закон, с неизглаголан- ными воздыханиями духа начали просить и говорить: Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое, - и Он стал нам как бы домом пристанища и Богом защитителем и таким образом сделался нашим Господом.

Против ариан

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Господи Боже наш, овладели нами владыки без Тебя: только в Тебе будем воспоминать имя Твое

Мы просим помилования и мира, который должен быть дан после всего, потому что нами без Тебя овладели владыки, то есть, идолы, или присущие идолам бесы, и ничего другого не домогаемся, кроме того, чтобы после очень многих заблуждений быть достойными воспоминать имя Твое. По LXX, которые сказали: Господи Боже, стяжи нас, просят того, чтобы по возвращении им мира им сделаться стяжанием Божиим. Это именно читаем мы и о Премудрости, Которая, по Еврейскому тексту, говорит в Притчах: Господь стяжа Мя начало путей Своих (Притч. 8:22), хотя в некоторых списках вместо стяжания неправильно стоит создание, неправильно уже потому, что потом следует: прежде же всех холмов рождает Мя (Притч. 8:25). Ибо каким образом с созданием может быть соединено рождение, которое более прилично стяжанию? Во Второзаконии написано: не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32:6)? И должно обратить внимание на то, что он не сказал: Господь, или Бог, стяжал тебя, и сотворил тебя, и создал тебя, но Отец, чтобы нежностию имени смягчить суровость власти. А слово: Господи, вне Тебя другого не знаем, не исключает Сына, но соединяет с Отцем, ибо не сказал: другого не знаем, но вне Тебя другого не знаем. Когда же Сын говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне есть (Ин. 14:10), то вне Отца мы не знаем Сына, потому что познаем Его в Отце. На конец мы именуем и имя Его, говори в «Молитве Господней»: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6:9).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое

Поэтому тогда предаст Сын Царство Богу и Отцу, когда благодаря Ему Отец будет явно познан. Ибо Его Царство - те, в ком ныне царствует Он по вере. Ведь в одном смысле говорится о Царстве Христа сообразно власти Божества, по которой подчинено Ему целиком все творение, а в другом смысле Царством Его называется Церковь, в соответствии с отличительным свойством веры в Него, сообразно чему молится говорящий: Господствуй над нами (ведь ясно, что Он-то всегда обладает всем); согласно с этим сказано также и следующее: Когда вы были рабами греха, то были свободны от праведности (Рим. 6:20). Итак, Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, чтобы никому созерцающему Отца через Сына не нужно было и не хотелось искать успокоения в каком-либо творении или в своей власти.

О различных вопросах

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас

Посему-то и теперь блаженный пророк Исаия обращается с молитвою к Богу, говоря: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам. Ибо: «Если бы Ты, - говорит, - даровал нам мир, мы были бы исполнены всякого блага и получили бы совершенное участие в дарах Твоих».

Послания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-19 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя, распространил все пределы земли. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это - мертвые, которые, по общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться к жизни, - усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под действием чудотворной Божественной силы.

В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие владыки, каких имеет в виду пророк (ср. Рим. 8:18 и сл.). Таков смысл первой половины стиха. Во второй половине пророк указывает на ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить имя своего Творца (Пс. 18-й, 19-й 103-й и др.), а для этого необходимо, чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и Творца, чтобы она пребывала в Нем. Но это невозможно, пока она находится во власти другого владыки, под державою смерти (ср. Пс. 6:6). Итак, пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее, - в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не могут славить имя Божие.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

  Ст. 12-13 Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. 
   
Ст. 12-13 Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам. Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем.

   От лица народа избранного пророк молит Господа, чтобы Он даровал народу своему мир, потому что Он все уже воздал ему за его прегрешения, определил и совершил те бедствия, какие служили ему наказанием к исправлению и покаянию: и народ покаялся и исправился (Ис. 26:2-3). Пророк молит, чтобы Господь снова стяжал («стяжи») или приобрёл в свою собственность своих рабов, потому что теперь они оставили языческих богов, которым служили, забыли их и знают уже только единого Бога; не произносят имени чужих богов, как то делали прежде, а произносят только одно имя Иеговы и в молитве, и в клятве, как того требовала первая заповедь, написанная самим Богом на скрижалях Моисея.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible