Скрыть
Я́ко возопи́ есево́нъ и Елеала́, да́же до Иассы́ услы́шася гла́съ и́хъ: сего́ ра́ди чре́сла Моави́тиды вопiю́тъ, душа́ ея́ увѣ́сть.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их. Плачут все города Моавитские, и вопль переходит из города в город. Сего ради воины Моавитиды вопиют, или потому что самые воины лишаются оружия своего, или под тяжкой скорбью воинов пророк изображает жестокое бедствие всех Моавитян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 3-5 На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик

Пророк увещевает к печали по Бозе тех, которые введены в заблуждение вымыслами ума человеческого и не предали себя вспомоществованию Духа, увещевает плакаться над землей вредоносных учителей. Ибо их, как думаю, разумеет слово под именем Навав, потому что Навав толкуется седение. Есть люди, которые заседают со своими коварными лжеумствованиями и злыми своими беседами иногда тлят обычаи благи (ср. 1Кор. 15:33). Посему научившиеся лукавым их догматам должны покаяться и плакаться об учении, о котором они высоко думали. Ибо сие значат слова на всяцей главе плешь. Отриньте учителей, обнажите себя от их украшения, и благими уставами жизни уничижите их основания уроков деятельности, и как бы обсеките здравым словом, чтобы вся мышцы были обсечены, то есть деятельные правила были обличены здравым словом чрез разложение и постепенное исследование негодных уроков. Поскольку же лукавые вели их широким путем, то Пророк сим, избравшим изведанную жизнь, повелевает плакать на стогнах, раскаиваясь в наслаждении, влекущем к удовольствию, и как восплакаться о пути широком, так взыскать пути узкого и тесного, чтобы, истинно покаявшись, опоясаться им вретищем и восприять на себя плачевный вид, сделать, чтобы чресла тем, что видимо, как бы вопияли, оставляя следы своего покаяния на тех местах, где они блуждали. И им повелено на всякой храмине и на всех местах возрыдать с плачем. Ибо возвышенное и пустое в науках Пророк наименовал храминами, а разложения понятий как бы стогнами моавитскими.

Итак, был ли кто на высотах людей, взимающихся на разум Божий, или занимался каким-нибудь диалектическим разложением слов и задач по-видимому в ясность приводящих каждый предмет, да возрыдает в покаянии во исполнение написанного, потому что пророческое слово повелевает вопиять на дорогах, на храминах и на всех стогнах. А сие должно быть потому, что возопи Есевон, ибо Есевон толкуется помысл, а Елеала - Божие восхождение, Иасса же - бывшая заповедь. Итак, возопи Есевон, то есть явно свидетельствует, что уроки моавитян суть человеческие помыслы, а не откровения Божественных таин. И Елеала, и она самым делом возопи, что посвящающие себя тем наукам презрительно ведут себя и восстают против Бога. Ибо сие значит восхождение Божие - возношение на высоту гордыни. И Иасса. Хотя кажется бывшей заповедью, но в действительности не заповедь, а какая-то личина рачительности о жизни, служащая к правдоподобию лукавых уроков, преподанных лукавым мудрованием, и к склонению на оные. Посему выше сказано: вся мышцы обсечены, чтобы, если какой лукавый учитель ложными мнениями обольщает души последователей, но по-видимому старается о жизни исправной, раскаявшиеся в том, что предались такому учителю, обсекли себе мышцы, то есть деятельный образ жизни. И да обстригут его, как волосы, и да отделят от своего тела, потому что предстоятели тела Церкви служат вместо главы. Посему и ныне возопи Иасса, что выказываемая исправность в образе жизни есть приманка к убеждению как бы в истине. А это и служит причиной возрыдать с плачем, яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы.

Сего ради чресла Моавитиды вопиют. Чресла нередко берутся в значении силы деторождения. Еще бы во чреслех отчиих бяше (именно Левий, сын Авраамов), егда срете его Мелхиседек (Евр. 7:10). И да будут чресла ваша препоясана (Лк. 12:35). Разумеем, что сим внушается усмирять вожделения, содействующие к чадородию. Итак, плач, предстоящий Моавитиде, соделавшийся причиной целомудренной жизни, вопиет на вопль Есевона, Елеалы и Иассы.

Душа ея, сказано, увесть. Слово показывает уже успех совершивших сказанное выше о покаянии. И сердце Моавитиды вопиет в ней даже до Сигора. А это тот Сигор, до которого мог дойти Лот, вышедший из Содома. Ибо Ангелы хотели, чтобы он взошел на гору, и говорили ему: спасай твою душу; не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе; в горе спасайся, да не когда купно ят будеши. Рече же Лот к ним: молюся, Господи, да не когда постигнут мя злая, и умру; се, град сей близ еже убежати ми тамо: не мал ли есть? И жива будет душа моя (ср. Быт. 19:17-20). Посему наречено имя городу Сигор, то есть малый. Итак, вопиет сердце Моавитиды даже до Сигора, который стоит уже на пределах Палестинских. Посему слово, показывая крепкое и усильное покаяние или тяжкий плач, вынужденный наказанием за злые дела, обозначает нам расстояние, на котором делается слышным вопль Моавитской страны. Покаяние же требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния.

Юница бо есть трилетна, то есть совершенно возрастная. Ибо трехлетняя юница имеет уже силу рождать и влагать выю в ярмо. Посему, желая показать, что способным к обращению свойственно как быть в совершенном человеческом возрасте, так иметь и разум, способный подклоняться под ярмо истины, Пророк наименовал сие юницей трилетней. Ибо не достигший еще по возрасту человеческого совершенства не имеет и полного разума, но несовершен по малолетству и от него не требуется дел покаяния. Посему и в книге Бытия, когда Авраам просил знамения у Бога и говорил: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю (землю) имам? Бог сказал: возми Мне юницу трилетну и овна трилетна (ср. Быт. 15:8-9), в трехлетних избирая животных совершенных и способных к рождению. О горлице же и о голубе не обозначил времени, потому что сии животные вскоре начинают рождать.

В возшествии же Луифа к Тебе плачущеся взыдут. Хорошо плакать есть начало веселия, а печаль по Бозе есть начало восхождения и преуспеяния в горнем. Посему и Апостол веселится о скорбящих, видя, что слова его приводят в сознание и соделывают в них печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение (2Кор. 7:10). Ибо плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя употребляя печаль по Бозе.

Но вопиет сотрение и трус. Ибо слово, обличив и поразив, сокрушает лукавое мудрование и производит какое-то обуревание в помыслах, ко вреду укоренившихся, чтобы их искоренить, а на место их ввести понятия здравые. Посему сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). А пока тверд и еще не колеблется навык грешить, грешники не будут ни плакать, ни восходить в горнее. Когда же сокрушено худое расположение и душа потерпела как бы некоторое потрясение и смятение по причине лукавых учений, тогда слышным делается вопль к пользе слышащих.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем

«И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы», – во внешних городах, окружавших Моавию. «За ними и воины Моава рыдают», именно, с площади моавитской вышли крик и плач.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание

Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни разслабленныя ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


И завопит Есевон и Елеала: до Иаацы слышен голос их; кроме того вооруженные Моава будут вопить; душа его будет вопить о себе

Завопит Есевон и Елеала. Это имена городов Моавитской области, из коих Есевон был некогда городом царя Амморейского, о котором тот же Иеремия говорит: «огонь вышел из Есевона, и пламя из среды Сиона» (Иер. 48:45). Есевон же значит замысел и потому Иеремия, делая игру слов, говорит: «против Есевона замыслили злое» (Иер. 48:2).

До Иаацы слышен голос их. Город Иааца лежит при Мертвом море, где находится граница Моавитской области. Следовательно это показывает, что вопли области будут раздаваться до ее крайних пределов. Поэтому Иеремия говорит: «от вопля Есевона до Елеалы и Иаацы издали голос свой» (Иер. 48:34).

Кроме того вооруженные Моава будут вопить, душа его будет вопит себе. Еврейское слово eluse, которое Акила перевел έξωμος, т.е. вооруженные и с выдавшимися плечами, а Симмах препоясанные, по мнению некоторых означает не мужей, а название города, который теперь называется Елуза и находится в пределах Моавитских. Можем и то сказать, что падет вся сила воителей, и во всей стране будут раздаваться эхом взаимные рыдания. Если же eluse следует переводить с выдавшимися плечами, то этим дается нам тот смысл, что при плаче все будут обнажать свои перси.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 На стогнах его препояшитеся во вретища, и восплачитеся на храминах его, и на улицах его, и на стогнах его, вси возрыдайте с плачем. Яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их

Смысл пророчества представляет нам образ городов, одержимых немалым страхом. Ибо когда объяла их война и крайнее бедствие постигло как города, так и дома, тогда люди бегали по площадям (стогнам) и по узким проходам с воплем; а слабый и неспособный к сражению класс людей, как то: женский пол и дети, в самых домах перебегали с места на место, производя плач и вопль, когда видел ряды войск неприятельских и представлял в уме своем имеющее вскоре последовать избиение. Итак, возрыдайте; потому что возопи Есевон и говорил дотоле, пока не услышася глас его. Города же эти, говорят, суть самые воинственные в земле Моавитской. Но когда это будет, говорит, они поднимут такой вопль, что не утаенно и не скрытно будут плакать, а напротив, голос их слышен будет и они явно для всех будут сетовать, так как граждане уже забудут обычное для них мужество и до такой степени удручены будут, что совершенно утратят крепость и храбрость и силы мыслей и предприятий.

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Ст 1, 3-4 Пророчество о Моаве. - Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен!… На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем

Дьявол, глава ада, небезосновательно может быть с адом отождествлен подобно тому, как он также именуется смертью, ибо сам есть глава смерти: Смерть! где твое жало (1Кор. 15:55)? Эта смерть, иначе же говоря - ад, вскричала, стеная и досадуя, когда увидела, как отобран был у нее весь род человеческий - добыча, которою она обладала от века.

Но быть может, ты не веришь моим словам? Я привлеку к делу свидетельство Исаии: Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен (Ис. 49:24)? Ибо то, что враждебные силы взвывают и сожалеют об отнятой у них добыче, не может отрицать никто иначе, как приуменьшая зло, заключенное в дьяволе, или полагая, что он совершенно не разумеет творимое им. Но это было бы смешно и нелепо.

Лучше тебе, читатель, обратиться к учителям истины, чьи назидания я представлю тебе, чтобы ты мог более пристально исследовать то, что сокровенно. Описывая опустошение и плач Моава, Иеремия иносказательно говорит о князе мира: На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь (Иер. 48:38). Надлежит также вспомнить и свидетельство Исаии: За ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. И еще он говорит: На кровлях его и площадях его всё рыдает. Так возрыдали они, будучи лишены своих жителей, и ежедневно стенают о своем опустошении. Потому они также не прекращают нападать на нас, надеясь, что вдруг смогут захватить в плен кого-нибудь из непокорных им.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем

Есевон - город, находившийся к северу от Медевы (Чис. 21:25).

Елеала - на 1/2 ч. пути к северо-востоку от Есевона.

Иааца - это, вероятно, самый крайний пункт моавитской страны на восточной ее границе (Втор. 2:32).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем.


Жители городов Есевона и Елеалы (оба на северных пределах Моавии), разделяя общее горе, предаются также сильнейшему плачу; они видят, что им совершенно не на кого надеяться, так как уже все пределы страны разорены, все соотечественники в страхе и слезах. Плач жителей Есевона и Елеалы так громко раздастся по холмам и долинам, что дойдет даже до Иаацы (одного из северных городов Моавии). Вопли мирных граждан будут так сильны, что потрясут «чресла Моавии», т.е. приведут в смущение прежде самых храбрых и неустрашимых воинов, крепких защитников отечества, привыкших к свисту стрел, присмотревшихся к потокам крови, прислушавшихся к стонам умирающих. Любовь к родине, скорбь о потере дорогих сердцу, сознание своей беспомощности, все эти чувства глубоко и сильно взволнуют душу самих воинов: и эти храбрецы, не бледнеющие перед самою смертью, разлучаясь с отечеством, отдадутся неутешному рыданию, как маленькие дети, покинутые своею матерью.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible