Скрыть
и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия;

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому, что они должны были почить на Нем, то есть достичь предела в Нем так, что впоследствии в вашем народе не должны были, как прежде, являться пророки.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И почиет на нем Дух Божий, со времени воплощения во чреве и крещения во Иордане. Дух премудрости, которому дивились Иудеи, говоря: како Сей книги весть не учився? (Ин. 7:15). Дух… крепости, то есть сил и чудес.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Пророк показывает, что хотя Святой Дух един и неразделим, но действия Его различны.

Огласительные слова для просвещаемых

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Я думаю, что Исаия любит называть действования Святого Духа - «духами».

На Пятидесятницу

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Апостольская проповедь утверждается на страхе мудрых, словно столп на золотом основании. Итак, страх праведника, воздвигнутый на золотом основании благоразумия, - седалище для речений Христа и апостольских слов; в речах же святых мужей обнаруживается благой образ, некое отражение истины. Взгляни, ведь и страх их - словно золотое основание. Читай Исаию, смотри, сколько он присоединил к страху, чтобы сделать его безупречным и благим: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух святого страха. Сколько пророк присоединил к страху, чтобы обладать тем, что следует за страхом! Воспитывается премудростью, обучается разумом, направляется советом, поддерживается крепостью, руководится ведением, украшается благочестием. Прими страх Господень. Таким образом получается, что существует еще страх неразумный, глупый, один из тех: Отвне - нападения, внутри - страхи (2Кор. 7:5), которыми был бы огорчаем и Павел, если бы он был лишен Господа-Утешителя.

Толкование на 12 псалмов Давида


Святой Дух - это река, и река величайшая, которая, согласно евреям, разлилась через Иисуса по всей земле, как мы принимаем пророчество из уст Исаии. Велика эта река, которая течет всегда и никогда не иссякает; но не только река, но и стремительный полноводный поток изобилующего величия, как изрек Давид, что речные потоки веселят град Божий (Пс. 45:5). Ибо не водами некой земной реки омывается град Божий, тот Небесный Иерусалим, но Святой Дух, исходящий из источника жизни, небольшим глотком из Которого мы утоляем жажду, оказывается щедрее изливающимся перед славными тронами, престолами, господствами, ангелами и архангелами, бурля струями, полными тех семи духовных сил. Ведь если разливается, затопляя берега, река, то насколько более Дух охватывает всякое творение, когда заливает, словно низменности, нивы нашей души, веселит небесную природу творений не иссякающим изобилием передаваемой им святости! Да не смущает нас то, что в одном месте говорится: река (Ин. 7:38), в другом месте: семь духов (Откр. 5:6). Ведь при помощи этих семи освящающих духовных сущностей, как изрек Исаия, обозначается полнота сил: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божьего. Следовательно, река одна, но многочисленны течения духовных даров. Итак, река эта исходит из источника жизни.

О Святом Духе. Книга 1


И как Сын - Ангел великого совета, так и Дух - Дух совета, чтобы ты знал, что один совет у Отца и Сына и Святого Духа, совет не о неких изменчивых вещах, но о заранее известных и определенных.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

«И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума». Да устыдятся еретики, желающие толковать Писание по-иудейски. «Дух, – говорит, – совета и крепости, дух ведения и благочестия». А другие прибавляют также: «страха», т.е. «исполнит Его дух страха Господня». Акила: «над ним будет благовоние страха Божия». Симмах и Феодотион: «Он Сам будет благоухать страхом Божиим». Почему Он, Бог, исполнится Духа? Если Он боится Отца, как вы богохульствуете, то почему Он имел нужду в Духе, Которого вы считаете ниже Его? Далее, для нас Он, в духе и теле Своем, принимает Духа премудрости и разума, ведения и благочестия, представляя нам пример в Себе Самом, что мы нуждаемся в таких дарах Духа Божия. Будучи Господом, Он не нуждается в этом приятии Духа, но Дух является в Нем, чтобы благодеяния Его открылись нам. Он воплотился и вочеловечился не по какой-либо свой нужде, но только для того, чтобы людей сделать сынами Божиими. Точно также Он принял Духа не по какой-либо скудости, но только для того, чтобы даровать Духа в обилии – нуждающимся. Так как, если что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему (Сыну), как сказано в Евангелии: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин.17:10), то ясно, что Дух, сосущественный Отцу, сосуществен и Ему, и как Себя Самого Он положил за стадо, так даровал сосущественного Себе Духа, с соизволения Отца и Св. Духа, чтобы оживотворить мир, который был мертвым. Пророк утверждает, что Он принял Духа не в меру, но весь был исполнен Духа Божия. Ничто не сродно Отцу, кроме одного лица Сына, и ничто Сыну, кроме лона Отчего, также ничто не исполнено Св. Духа, кроме сосущественного Ему Сына. «Дух, – говорит, – премудрости и разума, дух совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня», потому что где находится страх Господень, там есть все. Показывающей в себе Духа со всеми дарами Его показывает ради того, чтобы нас привести к страху благочестия, и потому не говорит о Себе Самом: «Я убоялся Тебя», но: «Я возлюбил Тебя» (ср. Ин.14:31). Сыну возможно было любить, не бояться. Те, которые толкуют сказанное о другом человеке, исполнившемся Св. Духа, пусть укажут того, кто был способен к приятию всего Духа. Ты думаешь о Езекии или Зоровавеле? Не приводи других, об них я поговорю в своем месте, а теперь скажу об этих двух, т.е. о Езекии и Зоровавеле. Который из них мог получить полноту Духа? Если будешь настойчиво утверждать, что они были способны к этому, то почему ты не признаешь того же относительно Христа? Что мог Езекия? Хотя своей молитвой он сохранил город невредимым, но все это он сделал при помощи силы Божией; а какие силы явил Христос? Выслушай говорящего пророка: «владычество на раменах Его» (Ис.9:6). Этого недостаточно, – я обличу бесстыдных следующими словами: «и будет судить не по взгляду очей Своих». Видишь ли признак Его божественности? Акила: «не по видению очей будет судить, и не по речам будет обличать». Другие: «не по слуху ушей будет обличать». Таковые дела – не по человеческому образу, а по Богу, как сказано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему» (Втор.29:29), «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно – часто отступать от справедливости. Видишь ли? Все, что пророки повсюду приписывают божественной силе, тоже этот пророк (Исаия) приписывает Ему, – Он не говорит: то по подозрению, а то не по подозрению Он будет судить, но: никогда не будет судить по подозрению. Если бы Он был только пророком, то и Он мог бы заблуждаться, подобно Самуилу и Елисею, которые многого не знали наперед, и узнавали тогда, когда желала благодать Св. Духа. Опять, показывая строгий суд, пророк прибавляет: «и не по слуху ушей Своих решать дела». Видишь ли, какого призывает Судию, – который не только обличит по словам, но объявит и сердечные тайны, и таким образом совершит суд. Земные судьи судят только явное, и, вследствие незнания, часто поступают против права; но Бог исследует и сердечные тайны, пред Ним все открыто, по сказанному: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12): оно не только отделяет дух от тела, но и душу, т.е. благодать Духа, от души, и не нуждается в речах и письмах, как сказано: «отверзутся книги живых и воздастся суд» (ср. Дан.7:10).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Земля, что прежде тернии произрастала (Быт. 3:18), слышит у Исаии: Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ты возвратил плен Иакова. Итак, Господь приходит проповедовать пленным освобождение. Вот что говорится в другом месте: пленил плен (Пс. 67:19; Еф. 4:8), то есть мы, которые прежде находились у дьявола в плену погибели, теперь пленены Спасителем во славе.

Трактат на Псалмы (Пс. 1)

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит Апостол; Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот же Апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим (2Кор. 4:13; Пс. 115:10). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим. 9:18), сам Апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1Кор. 7:25).

Если мы скажем, что вера предшествовала благодати, и в ней заключалась заслуга, способствующая получению благодати, то какую же заслугу имел человек до веры, чтобы получить саму эту веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил, что хвалится, как будто не получил? Ибо как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о Котором тот же апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим (2Кор. 4:13; Пс. 115:10). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим. 9:18), сам апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1Кор. 7:25).

Послания


Дух Святой по большей части обозначается в Писании числом семь, будь то у Исаии или в Откровении, где ясно говорится о семи духах Божиих, по причине семиобразного действия одного и того же Духа. Это семиобразное действие у пророка Исаии обозначается так: Почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия. Под страхом надлежит понимать здесь чистый страх Господень, пребывающий во век века (Пс. 18:10).

Существует также Иисус Христос по Божеству, соответственно тому, что Он был Словом у Бога (Ин. 1:1-2), Сын Божий Иисус Христос. Но этого Христа, то есть возвещаемого таким образом, младенцы не способны вместить. Потому каким образом могут вместить те, кто питается молоком?

Иисуса Христа, - говорит апостол, - и притом распятого (1Кор. 2:2). Впитай то, чем Он стал ради тебя, и возрастешь до того, что Он есть. Поэтому существуют восходящие и нисходящие; на этих ступенях пребывают и восходящие и нисходящие. Кто такие восходящие? Те, кто достигают совершенства в духовном познании. Кто такие нисходящие? Те, кто хотя и наслаждаются духовным познанием, насколько это возможно для людей, однако нисходят к младенцам и говорят им то, что те могут вместить, чтобы, питаясь молоком, эти младенцы могли стать способными и пригодными для восприятия небесной твердой пищи. Даже сам Исаия, братия, был из числа нисходящих к нам; ибо очевидны ступени его нисхождения. Ведь когда сказал он о Духе Святом: Почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия, - то начал он с премудрости и нисшел до страха. Потому как учивший нисшел от премудрости до страха, так ты, учащийся, если стремишься к совершенству, восходи от страха к премудрости. Ибо написано: Начало мудрости - страх Господень (Пс. 110:10; Притч. 1:7; 9:10). Но теперь время вам послушать псалом.

Толкования на Псалмы


Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Тот, кто читает Писание, знает, что Дух Святой обозначается числом семь, но пусть послушает нас тот, кто читает небрежно или вдруг не способен читать. Бог так учит о Святом Духе через пророка Исаию: Это, - говорит Он, - дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, дух страха Божия. Это тот самый семиобразный Дух, Который также призывается на крещаемых. Закон - это Десятисловие, ибо десять заповедей написаны были на скрижалях, причем на скрижалях каменных, ради жестокосердия иудеев. А после того, как пришел Дух, что говорит апостол? Вы - наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живого не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор. 3:2-3). Если удалишь ты Дух, буква будет убивать, поскольку она делает человека виновным, а не избавляет грешника. Потому Апостол говорит: Ведь мы не способны помыслить нечто от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога, Который дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор. 3:6). Итак, если хочешь исполнить правду, прибавь семь к десяти. Когда повелевает тебе закон исполнить что-либо, призывай Дух, чтобы он помог тебе.

Проповеди на Книгу Бытия


Дух страха Божия, несомненно, есть великий дар Божий, как говорит пророк Исаия: И почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Господня. Мы должны понимать здесь не тот страх, по которому Петр отрекся от Христа, но страх, о котором Сам Христос говорит: Бойтесь того, кто может и душу и тело ввергнуть в геенну; да, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12:5). Это сказал Он, чтобы мы не отреклись от Него из-за того страха, которым был смущен Петр. Ибо подобный страх желает Он удалить от нас, когда выше говорит: Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк. 12:4). Итак, мы приняли не дух этого страха, но получили дух силы и любви и целомудрия.

О благодати и свободном решении


Мне кажется, что семиобразное действие Святого Духа, о котором говорит Исаия, также согласно с этими степенями и изречениями. Но есть здесь разница в порядке, ведь там (у Исаии) перечисление начинается с более превосходного, а здесь - с более низкого, ибо там перечень начинается с премудрости и заканчивается страхом Божиим, однако начало премудрости - страх Божий (Притч. 1:7). Потому, если мы станем постепенно перечислять все, как бы поднимаясь наверх, то первым там будет страх Божий, вторым - благочестие, третьим - ведение, четвертым - крепость, пятым - совет, шестым - разум, седьмым - премудрость. Страх Божий приличествует смиренным, о которых здесь говорится: Блаженны нищие духом (Мф. 5:3).

О нагорной проповеди Господа

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия

Чрез озарение свыше предузнав будущее, пророк делает ясное предречение. В предшествующие времена сказано было блаженному Давиду от властвующего над всеми Бога: от плода чресл твоих посажду на престоле твоем (Пс. 131:11). Поелику же влагавшим в святых пророков предвидение будущего был Всеведущий, то предвозвещено было от них и сие, дабы отовсюду засвидетельствовано было таинство и удостоверено было в своем исполнении. Итак, жезл из корене Иессеова изыдет, сказано, взыдет же и цвет. И не после того, как славные смятены будут с крепостию, смирены же будут высоцыи, а вместе с ними и Ливан падется (Ис. 10:33-34), – не после сего и жезл из корене Иессеова вырастет, сказано, но, во-первых, во главе всего выясняется сила всего дела. Ибо что имело случиться с Израильтянами, нечестиво безумствовавшими против Господа нашего Иисуса Христа, об этом мы узнали в кратком слове: теперь же изъяснение наше возвращается к самому как бы высшему началу дела, разумею вочеловечение Единородного и имевшее быть, по домостроительству, рождение от Жены во плоти. Таким образом, жезлом от корене Иессеова наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом. И чрез жезл, как это понятно, Он косвенно знаменуется как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства. Так и Божественный Давид говорит в одном месте самому Сыну: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего (Пс. 44:7). Но Он есть жезл и в ином отношении, как обладающий всем и содержащий в благосостоянии, восстановляющий немощное или естество человеческое, едва не потрясаемое и не потопляемое от страстей. Так блаженный Давид поет от лица всех вообще людей: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс. 22:4); потому что утверждает праведныя Господь, согласно написанному (Пс. 36:17). Наименован Он устами пророков также и палицею славною, жезлы величия (Иер. 48:17). И в ином смысле Он есть жезл, поелику есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы (Ин. 10:11). Так и сказано Ему чрез одного из святых пророков: паси люди твоя жезлом, племя твое, овцы наследия твоего (Мих. 7:14). Но если кому кажется, что поелику Он есть Судия и воздаст каждому по делам его, поэтому, и весьма справедливо, именуется жезлом, то он будет разуметь также прекрасно. Ибо сказано было Ему, когда Израиль безумствовал против Него и неудержимо склонился к непослушанию: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:9). Так нам назнаменает Его и закон премудрого Моисея; потому что в прообраз Христа принимается и жезл Ааронов прозябший и внесенный во Святая святых, так как он процвел и произвел орехи (Чис. 17:8; ср. Евр. 9:4)). Теперь необходимо сказать, в чем состоит смысл изображаемого в тенях. Некоторые, занимающиеся естествословием (естественными науками), утверждают, что ореховый жезл, если его приложить к голове чьей-нибудь, способен по своему естеству произвести бессонницу. Итак, поелику Христос имел благодатию Божиею, как говорит блаженный Павел, за всех вкусить смерти (Евр. 2:9) и, как бы немного воздремав, опять восстать от сна и воскреснуть боголепно, поправ смерть: то посему Он и уподобляется ореховому жезлу. Посредством этого-то Божественного и мысленного жезла совершал чудеса Моисей, избавляя Израиля от рабства Египетского. Поэтому он и наименовал его жезлом Божиим (Исх. 17:9; ср. Исх. 4:20), так как он был для него как жезл силы, согласно написанному (Пс. 109:2). Таким образом, когда пророк, прикровенно указуя на таинство Христово, говорит, что нам явился жезл из корене Иессеова, тогда, подлинно тогда, созерцая очами ума самого Единородного – Слово Божие, – Того, чрез Которого все и в Котором все (Кол. 1:16; ср. Рим. 11:36; Ин. 1:3-10), воплощенного и вочеловечившегося, низведшего Себя до добровольного истощения (Фил. 2:7) и ради нас претерпевшего, по домостроительству, рождение по плоти, говорю, и от жены, вместе с (другим) пророком говорит: Господи услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся (Авм. 3:1-2). Итак, жезлом наименован Он по причинам, сейчас указанным. А Он есть еще цвет потому, что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Аз, говорит Он, цвет польний, и крин удольний (Песн. 2:1). Соделался же Он и для вас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца. Так и Божественный Павел пишет в послании и говорит: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2Кор. 2:14-16). На этом-то жезле, говорит, или на цвете, имевшем произойти от корня Иессеева, по времени почиет Дух Божий, имеющий многие действия; ибо именует Его Духом совета и разума, ведения и премудрости, благочестия и страха Божия. Говорим же, что проповедь пророческого благоискусства изображает нам Иисуса не как простого человека, потом соделавшегося духоносным и по свойственному нам порядку ставшего причастным дарованиям от Бога, но, напротив, показывает нам Его, как вочеловечившееся Слово Божие, исполненное всякого блага, насколько это принадлежит естеству Его, и усвояющему Себе, вместе с принадлежностями человечества, и принадлежности этого естества. Ибо человечеству свойственно в себе самом и как бы от собственного естества не иметь ничего из дарований свыше, так как что имаши, егоже неси приял? сказано ему, (1Кор. 4:7), но напротив обогащаться извне, очевидно чрез привнесение от Бога, тем, что выше его собственного естества. Итак, должно было, чтобы низведшее Себя до истощения Единородное Слово Божие не отрекалось от уничижительности этого истощения, но, будучи по естеству полно (всякого блага), приняло ее ради человечества, не для Себя самого, конечно, но для нас, имеющих недостаток во всяком благе. Таким образом, если и могло быть сказано, что Он некогда приимет Духа, хотя и Сам есть податель Святого Духа и не в меру дающий, но как бы от собственной полноты разделяющий Его достойным (ср. Ин. 3:34): то сие принятие должно быть понимаемо о состоянии истощения; потому что так мы будем идти прямым путем истины. Но только то заметь, что почиет на Нем, сказано, Дух Божий: ибо в начале Он дан был начатку рода нашего, то есть, Адаму: но он был небрежен в соблюдении данной ему заповеди, нерадел о повеленном, дошел до греха, и потому Дух не нашел покоя в людях, так как вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго (Рим. 3:12, ср. Пс. 13:3). Потом Единородное Слово Божие соделалось человеком, не перестав быть Богом; но поелику Оно, хотя и соделалось подобно нам, однако не обличено было в грехе, то на человеческом естестве Его почил Дух Святый, на Нем как первом и как бы втором начатке рода, дабы потом и на нас почить и, с любовью обитая, пребыть в душах верующих. Так и Божественный Иоанн говорит, что видел Духа сходящаго с небесе на Христа (Ин. 1:32). И как мы соделались сонаследниками случившихся с первозданным зол, так будем причастниками совершившегося по домостроительству и с вторым начатком рода нашего, то есть Христом. А что не частичную (частную) благодать дал Он Ему, как в святых, говорится, почивает Дух, но что в Его собственной плоти, как бы в собственном Его храме, при том не бездушном, а напротив одушевленном душою разумною, обитало исполнение Божества (Кол. 2:9), это уяснит пророк, говоря: исполнит Его Дух страха Божия. Единому же Духу приписывает многообразную деятельность; потому что не так, чтобы один был Дух премудрости, другой - разума, или совета и крепости и прочего, но как едино есть от Бога Отца Слово, по деятельности же именуется многообразно, так как есть живот и свет и сила (Ин. 11:25, 12:46, 1Кор. 1:24), так понимай и о Святом Духе; ибо, будучи един, Он мыслится многообразно и действует так же. Посему и премудрый Павел, исчисляя виды различных, подаваемых нам дарований, говорит: вся сия действует един и тойжде Дух и разделяет властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:11).

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Семь у нас сыновей рождаются, когда через зачатие благой мысли в нас возникают семь добродетелей Святого Духа. Ведь это внутреннее потомство, когда Дух оплодотворяет ум, перечисляет пророк, говоря: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит его дух страха Господня.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова


Исаия говорит: Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит Его дух страха Господня. Легко можно понять, какие ступени, говоря о небесных ступенях, он перечислял, скорее спускаясь, чем восходя: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх. И когда написано: Начало мудрости - страх Божий, - это не подлежит сомнению, потому что от страха к мудрости восходят, а не от мудрости к страху возвращаются, потому что мудрость имеет, бесспорно, совершенную любовь. И написано: Совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4:18). Следовательно, пророк, потому что нисходил с небесных ступеней, начал с премудрости и спустился к страху. Но мы, которые устремляемся от земного к небесному, давайте будем перечислять эти ступени, восходя, чтобы мы имели силы дойти от страха к премудрости. В нашем уме ведь первая ступень восхождения - это страх Господень, вторая - благочестие, третья - ведение, четвертая - крепость, пятая - совет, шестая - разум, седьмая - премудрость. Есть ведь страх Господень в уме. Но какой это страх, если с ним вместе нет благочестия?

Беседы на пророка Иезекииля


Вы ведь знаете, что в Ветхом Завете всякое действие предписывается, исходя из десяти заповедей, а в Новом - добродетель этого же действия дается верующим через милость Святого Духа в семи дарах. О чем, предвещая, пророк говорит: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит Его дух страха Господня. Но тот воспринимает действие этого Духа, кто признает веру в Троицу, то есть верит, что Отец и Сын и тот же Святой Дух имеют одну благодать и признает, что Они одной сущности. Следовательно, поэтому семь, о которых мы сказали выше, через Новый Завет подаются щедро, десять же предписаны Ветхим Заветом, всякую нашу добродетель и всякое действие можно полно постигнуть через десять и семь.

Сорок бесед на Евангелия

Максим Исповедник, прп. (†662)

И почиет на нем Дух Божий, дух премудрости, дух разума, дух ведения, дух знания, дух совета, дух крепости, дух страха Божия

Дух страха Божия есть воздержание от деятельного осуществления зла; дух крепости – смелая устремленность и движение к [духовному] деланию и осуществлению заповедей; дух совета – навык различения, благодаря которому мы разумно исполняем Божий заповеди, отделяя от лучшего худшее; дух знания – безошибочное познание способов [духовного] делания соответственно добродетели: соизмеряя свои поступки с этими способами, мы никогда не отпадем от правильного суждения разума; дух ведения – постижение логосов, [содержащихся] в заповедях, в соответствии с которыми и образуются способы добродетелей; дух разума – внутреннее приятие способов и логосов добродетелей, или, лучше сказать, усвоение их, благодаря чему и происходит слияние естественных сил [души] со способами и логосами заповедей. А дух премудрости есть вознесение к Причине духовных логосов, [содержащихся] в заповедях, и соединение с Ней.

Соответственно этой Причине мы, неведомым образом посвящаемые (насколько то дозволено человекам) в таинство простых логосов сущих, которые в Боге, возвещаем из сердца, словно из некоего бьющего ключом источника, другим людям истину, многоразлично [проявляющуюся] во всем. Тем самым мы восходим от [сущностей] конечных, от Бога удаленных, а нам близких, к [сущностям] первым, от нас удаленных, а Богу близких, – [и это восхождение осуществляется] последовательно и по порядку.

Ибо от бездействия в отношении зла вследствие страха [Божия] мы переходим с помощью крепости к деятельному осуществлению добродетелей; от осуществления добродетелей – к различию совета; от различия – к навыку добродетелей, то есть к знанию; от навыка добродетелей – к ведению логосов, которые в добродетелях; от этого ведения – к навыку, способному преобразовать познанные логосы добродетелей, я имею в виду – разуму; от него – к простому и строгому созерцанию истины, которая [есть] во всех [сущих]; побуждаемые им, мы [сможем] держать многие и разнообразные речи об истине перед [людьми] благочестивыми, исходя из мудрого созерцания чувственных и умопостигаемых сущих.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Семь светильников - семь даров Духа Святаго, которые всегда пребудут все в Господе и Искупителе нашем, и по воле Его распределены в членах Его, то есть во всех избранных. Итак, семь светильников ставятся на свечник, ибо на Искупителе нашем, перворожденном от корня Иессеева, почил дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2). И как Он Сам говорит через того же пророка: Дух Господень на Мне, сего ради помазал Меня Господь (Ис. 61:1).

О скинии


Все святые воспринимают не полноту Духа, но от полноты Его, насколько Он дает.

Гомилии на Евангелия

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Когда (подвизающийся) придет в навык беспристрастия, тогда даруется ему шестое познание, называемое крепостию, и начинает он бесстрастно видеть доброту чувственных тварей.

Творения. Книга первая

Фауст Риезский (†490)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Мы читаем в Книге Исаии, что на Господа Иисуса снизошел Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. О том самом Духе Господнем, Который сошел на Спасителя, святым нисхождением, Сын сказал через Исаию: Дух Господа Бога на Мне (Ис. 61:1) и через евангелиста Матфея: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь (Мф 3:16). О том, что Дух Божий, Которого Спаситель получил в крещении, истинно есть Дух Святой, ясно показывает евангелист Лука, говоря: Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана (Лк. 4:1).

О Святом Духе

Примасий, еп. (†560)

Дух благой - это дух премудрости, которому противостоит злой дух безумия. Последний хуже, потому что имитирует мудрость. Дух благой - это дух разума, а злой - дух неразумия. Последний хуже, потому что имитирует дисциплину ума. Дух благой - это дух совета, а злой - неблагоразумия. После­дний хуже, потому что имитирует прозорливость. Дух благой - это дух стойкости, которому противостоит злой дух явной трусости. Последний хуже, потому что его бессилие обманывает видимостью силы. Дух благой - это дух знания, которому противоположен злой дух незнания, злейший из-за воровства знания. Дух благой - это дух благочес­тия, а злой - нечестия. Последний хуже, потому что скрывается под личиной ложного благочестия. Дух благой - это дух страха Божьего, которому противо­положен злой дух легкомыслия. После­дний хуже, потому что использует уловки лживой религиозности.

Комментарий на Откровение

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

У Исаии написано, как мы сказали выше, о семиобразном Духе, виды которого легко перечислить и постичь по их воздействию. Но нам следует рассматривать Святого Духа как одного и тождественного Самому Себе, Которому, по свидетельству Исаии, принадлежат семь этих названных нами сил, то есть дух мудрости, дух разумения, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Господня. Он (Святой Дух) уделяет их каждому в соответствии со Своей волей. И да не смущает нас то, что пророк называет речения Святого Духа гласом. Ибо известно, что это слово применяется по отношению ко всей Троице. Ведь мы читаем о гласе Отца, когда Он глаголет: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17). Мы читаем так же и о гласе Сына, говорящего: Савл, Савл, что ты гонишь Меня (Деян. 9:4)? Подобным образом в Деяниях апостолов говорится и о Святом Духе: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, для которого Я призвал их (Деян. 13:2).

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия

Пророк говорит здесь об «отрасли» как о личности.

И почиет на Нем Дух Господень. [Иоанн Златоуст спрашивает: «почему Он, Бог, исполнится Духа?» и отвечает «Будучи Господом, Он не нуждается в этом приятии Духа, но для того, чтобы даровать Духа в обилии - нуждающимся».] Это - обобщение всех перечисляемых далее даров Святого Духа. Эти дары исчисляются попарно, причем первый член пары указывает более на теоретическое дарование, второй - более на практическое.

Дух Божий.

Дух премудрости и разума.

Дух совета и крепости.

Дух ведения и благочестия.

В частности, премудрость и разум - похожие понятия, но премудрость (chochmah) - более широкое понятие и иногда является как Божественная личность (Притч. 8:32 и след.), тогда как разум (binah) - только элемент ее (Притч. 8:14). Премудрость - понятие с более нравственным оттенком и приближается к понятию благочестивой настроенности, разум же - способность, заключающая в себе нечто отрицательное: это уменье практическое, уменье отличать ложь от истины, добро от зла.

Совет и крепость - способности Правителя, Царя, Которому нужно иметь и сообразительность, и силу приводить свои намерения в осуществление.

Ведение и благочестие - точнее с евр.: познания и страха пред Богом. Страх пред Богом упомянут пророком в самом конце, вопреки Притч 1:7; 9:10, где страх Божий признается началом премудрости. Можно думать, что пророк со своей стороны ставил страх Божий в основании других дарований как бы фундамент благочестия.

Пребывание Духа Божия на Мессии мыслится как постоянное (и почиет ср. 4Цар. 2:9, 15).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 11:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится.


Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей. Непосредственное и постоянное влияние Духа Божия на природу этого Лица раскроет в Нем все силы и способности духа в совершеннейшей правильности и в возможной для них полноте. Это будет природа духа, развитая без всякого недостатка, в высокосовершенной полноте: всякое проявление её будет целесообразно, законно, благотворно; это будет Существо вообще благое, благодетельное и блаженное (ср.; Ис.42,1;4,6;7;61:1;3). Совершенство духовной природы этого Существа определяется семью дарами Святого Духа. Дух премудрости, как свойство духовной природы человека и вместе как дар Божий, состоит в возвышенном настроении всех сил души, в нераздельном «и неуклонном стремлении и направлении их к высшей цели жизни и в возможно полном понимании оной; под непременным и непосредственным руководством самой воли Божией, не только выраженной в священной книге Закона Божия, но и сверхъестественно открытой уму и сердцу избранника Божия. Дух разума обнаруживается в знании предметов со стороны их истинности, иначе – это есть способность понимать предметы в самой их природе и существенных свойствах, по предопределенному им назначению и в надлежащих взаимных отношениях. Если же высшая цель жизни есть блаженство в небесном царстве славы Божией, то стремление ко благу блаженства, усвоение его и постепенное совершенствование себя для того необходимо обусловливаются и бывают возможны только при точном знании сущности и свойств предметов и явлений природы и жизни, при правильном и глубоком понимании сердца людей, их намерений и действий. При этом необходимо также вернейшее различение истины и лжи, добра и зла. Для сего-то Потомок Иессея и получит от Духа Божия чрезвычайный дар разума. Обладающий полнотой сил и умением существенно различать доброе от злого, по характеру людей и по природе предметов, должен иметь способность и право определять и устанавливать определенный образ жизни не только своей, но и общественной. Таким будет и Потомок Иессея: в Нем пребудет Дух совета – уменье и на нем основанное право созидать план и устанавливать ход личной или общественной жизни, переменять её строй и характер, давать ей иное направление к достижению высшей цели, указывать и сообщать силы и средства к исправлению уклонений оной от определенного ей назначения. Вместе с этим Он будет восполнять недостатки, различать качества, оценивать степень достоинств и определять судьбу людей, как все это имеет и делает, до некоторой степени подобным же образом, обыкновенный повелитель народа, управляющий его жизнью. На Повелителе из рода Иессея почиет Дух крепости. Кто знает природу добра, умеет безошибочно определять его виды и степени, хранить самую глубокую любовь к нему, тот обладает твердым убеждением и сильным характером, всегда приобретает неотразимое влияние на людей и непоколебимую власть над их умами и сердцами. В этом и обнаруживается дух крепости. В высшей мере такой дух крепости будет иметь Потомок Иессея. Силою своих духовных дарований Он препобедит всякого рода враждебные противления своей деятельности, подчинит все стремления людей одной высшей цели и направит их усилия к достижению высшего блаженства. Для сей цели, Он готов будет совершить геройский подвиг самоотверженной любви к людям – пожертвовать своей жизнью, и совершить этот подвиг (ср.;Ис.9:6-7,42:10,16,52:13,15), (cp.;Ис.53:1,8-9,11-12,63:1,7,9) Чрезвычайный Владыка и Зиждитель человеческой жизни будет одарен Духом ведения. Тот еще несовершенно знает благо, кто воспринимает его только мыслью, представляет в предмете и стремится к нему, хотя даже искренно; но в совершенстве знает оное тот, кто живо чувствует и переживает оное сердцем, благие стремления осуществляет на деле в течение своей жизни, черты добродетелей олицетворяет в своем характере, и таким совершеннейшим опытом познаёт природу блага и предвкушает небесное блаженство (ср.;1Иоан.2:3;6). С даром такого совершенного ведения на Потомке Иессея почиет и Дух благочестия. Всестороннее и глубокое знание блага убеждает в существенной необходимости его для жизни, и желающий жить должен стремиться к самому источнику блага человеческой жизни. Но источник всякого добра и полнота совершеннейшего блага содержатся в Боге, Который есть Творец и Хранитель самой жизни человека. Посему стремление к Богу, как высочайшему Благу, есть проявление духа благочестия. И этот дар Духа Божия откроется в деятельности Потомка Иессея в высочайшей степени полноты и совершенства. Наконец, благословенный Богом Потомок Иессея будет исполнен Духом страха Божия. Признавая начало жизни в зависимости от Бога и полагая в Нем источник высшего блага, человек должен благоговейно признавать всецелую зависимость свою от Него, опасаясь нарушить с Ним единение и прекратить общение. Это сознание и поселяет в сердце человека чувство страха перед Богом: он должен всецело проникнуться этим чувством, которое охраняет любовь к Богу, как источнику жизни и её высшего блага, пробуждает совесть к исполнению нравственного долга и напоминает о строгой ответственности за всякое нарушение воли Божией. Такое чувство, по дару Духа Божия, преисполнит дух Потомка от корня Иессея.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible