Скрыть
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

И Павел говорит об антихристе в Послании к Фессалоникийцам как о том, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Фес. 2:8). И Исаия: Духом уст Своих убьет нечестивого. Таким образом, этот меч - обоюдоострый, ибо явлен в действии из уст Его.

Схолия на Апокалипсис блаженного Иоанна

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Поразит нечестивых земли, определением уст Своих осудит их в огонь.

К Езекии же могут быть отнесены следующие сказанные ранее слова: И духом устен своих убиет нечестивого. Ибо это исполнилось на Езекии, который молитвой уст своих умертвил Ассирийское войско.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

Не будет предпочитать Он ученых невеждам, ни богатых бедным.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, и поразит землю словом уст своих и духом устен убиет нечестиваго

Там пророк показывает знание, здесь – строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и – в другом месте: «не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не применив Своего могущества, так как праведно судилище Его.

«И духом уст Своих убьет нечестивого«. Это ясно сказал Павел об антихристе, которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снарядах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Желаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: «кого ищете?» И они тотчас «отступили назад и пали на землю» (Ин.18:4, 6). «Поразит землю, и духом уст Своих,» – как сказано об Отце: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Он угрожает морю и суше, иссушает все реки, Он говорит солнцу: «Не восходи», и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: «Словом Господним небеса утверждены» (Пс.32:6).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-5 Не по взгляду очей будет судить, и не по слуху ушей будет обличать, но будет судит бедных в правде и в правосудии будет обличать за кротких земли, и поразит землю жезлом уст Своих, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет правда поясом чресл Его, и вера преподанием утробы Его

Мы относим это к первому пришествию Спасителя, а Иудеи утверждают, что это исполнится в конце мира. Далее, LXX перевели: не по славе будет судить и не по словам будет обличать, но будет судить смиренному по правде, и обличит по справедливости смиренных земли. Ибо на суде ни на чье лицо Он не обращает внимания, но книжникам и фарисеям и князьям говорит: горе вам лицемеры и: отимется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды Его (Мф. 23:21-41) и не по словам и слуху ушей Своих обличал их. Ибо когда они говорили: учителю, вемы яко истинен еси, и пути Божию во истину учиши и не ридиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком (Мф. 22:16), Он, зная злой умысел их, отвечал: что мя искушаете, лицемеры и проч. сему подобное. Судил же в правде нищих духом, коих есть царствие Божие, и обличал в справедливости кротких и смиренных земли, говоря апостолу: еще ли не чувствуете ниже разумеете и в частности к Петру: маловере, почто усомнился еси (Мк. 8:17; Мф. 14:31)? Или из-за смиренных и кротких обличал других, которые старались угнетать их. И поразил все земныя дела жезлом, или, как перевели LXX, словом уст Своих, говоря в Евангелии: не мните яко приидох воврещи мир, на землю: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10:34). И духом уст Своих убьет нечестиваго, — о котором в девятом Псалме читаем: запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века (Пс. 9:6). И апостол Павел пишет: явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст своих (2Фес. 2:8). По убиении же нечестивого, Господь препоясывается правдою, истиною и верою; ибо Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; Он и в Евангелии говорит: Аз есмь свет, и живот, и истина (Ин. 8 и Ин. 14); и в Псалмах говорится: истина от земли возсия, и правда с небеси приниче (Пс. 84:2); поэтому и апостол увещевает Ефесян: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды (Еф. 6:14). Если же вместо истины читается вера, то следует сказать, что препоясание Господне, которым опоясан был Иеремия (гл.13), есть вера верующих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

Он будет судить бедных по правде. На Востоке всегда было развито взяточничество при судебных процессах, и бедняки, не имевшие что подарить судье, часто признавались виновными при отсутствии всяких серьезных улик. Так как от этого жизнь простого народа складывалась очень нерадостно, то пророк прежде всего и утешает своих читателей тем, что и бедные люди во времена Мессии найдут себе защиту на суде.

Жезл уст - приговор Царя-Мессии, тяжкий и сильный как жезл.

Дух уст - дыхание. Это дыхание будет так грозно и сильно, что оно будет умерщвлять нечестивцев.

Под землею, которую поразит Мессия, можно разуметь землю вообще, а не одну какую-либо сторону, потому что далее (ст. 6-8, 10 и 11) Мессия изображается царем всей природы и всех народов.

Под нечестивым же нужно разуметь людей нечестивых вообще (единств. число здесь поставлено вместо множ.), рассеянных по всей земле (ср. Мих. 6:10-11; Иоил. 3:2, 12; 3ax. 12).

Последние слова стиха у Апостола Павла повторены для изображения быстроты, с какой Христос истребит силу антихриста (2Фес. 2:8).

См. также Толкование на Ис. 11:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.


Преисполненный дарами Духа Божия, Потомок Иессея будет подобен Самому Богу в отношении к людям. Он будет их судить – признавать их достоинства соответственно требованиям правды Божией и определять возмездие за них совершенно беспристрастно; Его взор не смутит то, что составляет славу людей: красота лица, пышность одежды, богатство, знатность рода и пр.; Его слух не поддастся лести, клевете и угрозе. Известно, что неблагоразумные советники слабохарактерного иудейского царя Ахаза решали дела по доверию к молве народной, под влиянием страха от угрозы внешних врагов; судьи его «постановляли несправедливые законы, писали жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа»... (ср.; Ис.10:1-2). А Потомок от Иессея будет ко всем и во всем строго справедлив. Бедные, при всей их бедности, не потерпят притеснений от судей, любящих дары; «страдальцы земли» – с тяжким, изнурительным трудом возделывающие землю и собственной силой добывающие кусок насущного хлеба, не потерпят от богатых насилия, нередко склонных отнять долю участка земли у своего бедного соседа. Решение обид и споров о наследстве будет беспристрастно и по закону. А если явится на суд «нечестивый», бессовестно отрицающий свою виновность или нагло оспаривающий право честного, то будущий Судья-Помазанник, наделенный дарами мудрости и разума, словом Своих уст, как бы жезлом, поразит всякого нечестивого на земле, обличит его, устыдит силой Своего богомудрого слова, опровергнет всякую его защиту и силой своей крепкой власти накажет всякого своего противника. Таким благим и правдивым судом побеждая нечестие людей, Он, вместе с тем, низложит и столь сильную над ними власть самого отца лжи и зла – дьявола.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible