Скрыть
И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И делати будут на раменах иноплеменничих, то есть соседние народы покорятся Израильтянам по их возвращении, когда получат они наследие свое. И они покорятся, потому что Израильтяне были причиной и их возвращения из Вавилонского плена, а другие потому, что низложен враг их Гог.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 12-14 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им

И воздвигнет, – говорит Пророк, – знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. Итак, Корень Иессеов, востаяй владети языки, воздвигнет знамение в языки, чтобы собрались погибшия Израилевы. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19:10). А знамением, какое воздвиг в языки, служит упоминаемое в Евангелии: узрят знамение Сына Человеческаго (ср.: Мф. 24:30), – то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа, имже святым мир распяся, и они миру (ср.: Гал. 6:14), чем и выражает Пророк силу знамения. Для чего крестом совершено домостроительство Вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крил земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть – или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части. Посему, как скоро воздвигнется сие знамение, погибшия Израилевы и расточенныя Иудины собраны будут от четырех крил земли. Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, которые победил на древе Совлекший их и как бы Сбросивший одеяние, для нас ими сотканное и которое имеем на себе, совлек Он начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив на древе (ср.: Кол. 2:15). Посему-то Павел, будучи из числа погибших Израилевых и расточенных Иудиных, как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом в языки, притек ко кресту и сказал: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).

Последствием же того, что собраны погибшие Израилевы, над которыми царствовал Ефрем, и расточенные Иудины, которыми управляли происходившие от семени Давидова, оказывается, что нет уже ревности у Ефрема против Иуды, потомки Иудины не враждуют против Ефрема. Ибо, по воздвижении знамения и по собрании погибших Израилевых, которые называются Ефремом, также по собрании расточенных Иудиных, отымется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут. Заметь же, что Израиль называется погибшим, а Иуда – расточенным. Но между тем согласием во Христе, Который умиротворяет земная и небесная и в Себе всяческая примиряет (ср.: Кол. 1:20), отъемлются страсти, какие прежде владычествовали в жизни, по причине упорства и мятежа. Потому-то Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема, ибо потребляется взаимная между ними вражда. Обыкновенно же ревность всего более бывает для многих поводом ко вражде. Ревностью же называет теперь Писание не подражание в добром, но зависть благоуспешности других. Посему тогда приведенные в согласие полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят. Пророк прекрасно изобразил скоро плывущих по морю, уподобив движение их полету, когда при ветре, соразмерно упирающем в корму, несутся по морю на полных ветрилах. Но они пленят море, став победителями змия и ему подвластных. И об Апостолах Христовых справедливо можно сказать, что они пленят приводимых ими в познание истины, как бы делая своей добычей тех, которыми владел отведший человека в плен. Под морем же должно теперь разуметь место озлобления, которое в другом месте, как знаем, называется и юдолию плачевною (ср.: Пс. 83:7). А кораблями иноплеменных называются, может быть, тела наши, потому что они не в дружественной связи с устройством души. Ибо плоть закону Божию не покаряется (Рим. 8:7), но похотствует на духа (Гал. 5:17).

О них же говорится, что пленят Идумею, то есть возьмут верх над земным, и на Моава руки возложат. Моав толкуется от отца. Посему к ним-то сказал Господь: вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити (Ин. 8:44). На них руки возложат, чтобы подчинить их себе добрыми своими делами. Потом сынове Аммони первии покорятся. Аммон толкуется народ с нами. Может быть, первые покорятся Слову, в которых повреждение меньшее, покорятся прежде тех, в которых оно больше и разлилось сильнее.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-14 И будет в день тот приложит Господь снова руку свою, чтобы овладеть остатком народа своего, какой останется у Ассириян и в Египте и в Фетросе, и в Ефиопии и в Еламе и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря, И поднимет знамя у народов, и соберет изгнанников Израиля и рассеянных Иуды соберет от четырех краев земли: и прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет соревноватъ Иуде, и Иуда не будет воевать с Ефремом. И полетят на плечах Филистимлян чрез море, будут вместе грабить детей востока; и Идумея и Моав и сыны Аммона будут повиноваться повелению руки их

В тот день, то есть в то время, о котором сказано выше, когда восстанет корень Иесеев как знамя для народов, или для господства над народами, Господь снова прострет руку свою, так что мы должны понимать, что это произойдет не в конце мира, когда войдет полнота язычников и тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:26), как думают наши иудействующие, а при первом пришествии Господа. Ибо когда говорится и теперь, и выше об одном и том же дне, то нельзя один относить к первому пришествию, а другой, последний, ко второму, чтобы в силу последующего и предыдущее не относить к тому Христу, Которого иудеи признают не пришедшим, а еще имеющим прийти. Итак, после призвания язычников, которые некогда считались хвостом, будет считаться хвостом Израиль, так что Господь снова прострет руку свою и овладеет остатком народа Своего, о котором выше мы читали, что спасется не весь Израиль, а остаток, оставшийся в Ассирии, в Египте и в различных окрестных народах (Ис. 10:20-21). Ибо сначала уверовали в Господа двенадцать и семьдесят апостолов (Лк. 10:1) и сто двадцать душ (Деян. 1:15), и пятьсот (1Кор. 15:6), которым также, собранным вместе, явился Господь, а потом три тысячи (Деян. 2:41) и пять тысяч иудеев (Деян. 4:4). И Иаков говорит апостолу Павлу, который и сам был из остатков Израиля: видиши ли брате, колико тем есть Иудей веровавших; и вси ревнители закона суть (Деян. 21:20). И в той же книге читаем: бяху же в Иерусалиме живущие Иудеи мужие благоговейнии от всего языка, иже под небесем, которые все дивились и говорили: не се ли вси сии суть глаголющие Галилеяне; и кто мы слышахом кийждо свой язык наш, в немже родихомся; Парфяне и Мидяне и Еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии Римляне, Иудеи же и пришельцы, Критяне и Аравллне, слышим глаголющих их нашими языки величия Божия (Деян. 2:5-11). И так из всех этих народов спасется чрез апостолов остаток Израиля. Церковная история сообщает, что апостолы проповедывали Евангелие, разсеявшись по всему миру, так что некоторые проникали к Персам и Индийцам, и Ефиопия вступала в завет с Богом и из-за рек Ефиопии приносились оттуда дары Христу. И чтобы не казалось, что Он указывает только на народы востока, присоединяет еще: и от островов моря; островами же моря обозначает западную страну, окруженную океаном.

Итак поднимет знамение креста во всех народах и сначала соберет из синагог Иудейских народ Израильский, чтобы апостолы исполнили заповедь Спасителя сказавшаго: идите ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:6), как и Павел говорит неверующим из Иудеев: вам бе лепо первее глаголати слово: а, понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь (Деян. 13:46-47). Указывает же четыре страны света: восток и запад, юг и север, чтобы обозначить чрез это призвание всего мира. В то время, говорит Исаия, Ефрем и Иуда, враждующие между собою теперь, когда я пророчествую, не будут врагами, а по пророчеству Иезекииля, два жезла соединятся в один жезл (Иез. 37:19), и прежде разделенные объединятся в церкви Христовой, так что совместно будут трудиться среди язычников и полетят на плечах Филистимлян чрез море, т. е. сначала будут проповедывать приморским Палестинянам и чрез море с быстротою птиц будут переноситься к другим народам. Или по LXX толковникам: полетят на кораблях чужеземцев, вместе будут грабить море, что мы можем понимать в отношении к одному апостолу Павлу, который на иноземных кораблях переезжал в Памфилию, Азию, Македонию, Ахаию, на различные острова и в различныя области, в Италию и, как сам пишет, в Испанию (Деян. 28:13; Рим. 15:19, 24). Итак Ефрем и Иуда, — из двенадцати колен уверовавшие во Христа из Иудеев ,— вместе будут грабить восток, и на Идумею и Моава прострут руки Свои по оному, что от лица Давида таинственно говорит Христос: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменники покорятся (Пс. 59:10). Ибо все эти народы, в то время когда пророчествовал Исаия, были врагами народу Иудейскому и поэтому теперь говорит, что когда возстанет корень Иессеев, чтобы царствовать над народами и для спасения всего мира воздвигнуто будет знамение креста, тогда и Идумея и Моав и сыны Аммоновы , т. е. все пространство Аравии, покорятся апостолам и на местах идолопоклонства будут воздвигнуты церкви Христовы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И полетят в кораблех иноплеменничих: море купно пленят, и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава первее руки возложат, сынове же Аммони первии покорятся

В этих словах пророк опять разъясняет, каким образом те, кои суть от четырех крил земли (Ис. 11:12), то есть все язычники, соберутся к единению во Христе чрез веру и в союз приличествующей святым любви. Ибо прежде честного креста Христос говорил святым Апостолам: на путь язык не идите, и во град Самарский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:5-6), а также (потом) и еще сказал: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24), Когда же, достигнув края всякого нечестия, они вознеиствововали против Христа, убили Начальника жизни и отреклись от Святого и Праведного: тогда, и только тогда, поправ смерть и восстав из мертвых, Он заповедал святым ученикам: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19-20). И после того как Он возшел на небо, а затем сошла на них с высоты сила, они уже не остались в одной лишь Иудее, благовествуя Иисуса, но одни, отошед к востоку, в находившиеся там города, занимались проповедью; другие устремились к западу; иные же сопредельным язычникам дарствовали слова оглашения; необходимо было также, чтобы хотевшие обойти всю подсолнечную пользовались и кораблем. Так и Божественный Павел утверждает о себе: нощь и день во глубине сотворих (2Кор. 11:25). И написавший Деяния святых Апостолов говорит, что он (Павел) и бывшие вместе с ним взошли и плыли в корабли Александрийстем подписанем, Диоскуры (Деян. 28:11); потому что был обычай на кораблях, особенно же Александрийских, делать такие надписи на (так называемом их) носе справа и слева. Поелику же естественно было, чтобы написание на корабле: «Диоскуры» было сделано по причине господствовавшего в то время идолослужения, то следовательно он был иноплеменный, то есть владелец корабля был идолослужитель. Поэтому в кораблях иноплеменничих полетят, говорит, то есть быстро и охотно и как бы птицы перейдут и пленят море. Обычно же Божественному Писанию морем называть западные части, по той причине, что здесь находится очень большое и широкое море. Так и блаженный Давид, провозглашая Бога всяческих Зиждителем всего мира, говорит: север и море Ты создал еси (Пс. 88:13). А что и Божественный Петр, а равно и сам премудрый Павел, достигнув западных частей, возвещали Иисуса, в этом никто не может усомниться. Пленят же, говорит, и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава руки возложит, сынове же Аммони первии покорятся. Ибо за Идумейской страною все сопредельные и соседственные с нею, а также и еще далее лежавшие страны уже все были полны идолослужителей и по мыслям не сходны были с ведавшими единого и по естеству и истинно Бога. Идумеяне и Моавитяне, а также и сыны Аммоновы были сопредельны Израильтянам и занимали соседственную с ними страну, но сильно различались от них и были им до крайней степени враждебны. Поклонялись же они звездам и воздавали всякое почитание Деннице, называя ее преимуществующим пред всеми другими божеством. Но у них же первых воссияла в уме и сердце и истинно Денница и возоблистал свет мысленного дня. И сбросив с себя древний оный мрак и отвергнув служение твари, они поклонились Христу, тех же, которые древле были всех более враждебными им, разумею Израильтян, сделали своими тайноводителями и наставниками на пути, ведущем ко спасению.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им

Полетят (евреи) - как хищные птицы, как орлы.

На плеча Филистимлян. Здесь пророк мог иметь в виду рельеф земли Филистимской, похожий на плечи. Филистимляне во времена Исаии были в очень враждебных отношениях к Израилю (Ис. 9:11).

Ограбят детей востока - т. е. жителей восточных областей Палестины, которые сами постоянно грабили израильские селения (ср. Суд. 6:3).

Здесь, несомненно, пророк отступает от картины будущего мирного Мессианского царства и изображает ближайшие победы иудеев над своими давними врагами. Видеть же здесь параллель главе 60-й Исаии, где изображается добровольное подчинение язычников иудеям, (проф. Якимов в толков. 14-го ст.) - было бы большой натяжкой.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

Филистимляне жили на запад от Иудеи, по самому берегу Средиземного моря, и занимались морской торговлей; весьма нередко были во враждебных отношениях к Евреям. Но впоследствии, по слову пророка Исаии, иудеи распространят, свою власть и над Филистимлянами, а через них и над некоторыми островами Средиземного мора (ср.;Ис.9:11;12): тогда, поместившись на кораблях филистимских, подняв широкие и сильные паруса, иудеи полетят в открытое море, так легко и спокойно, удобно и безопасно, как в восточных городах переносятся богатые и изнеженные властители на плечах своих рабов (обычно в подъёмных шатрах) или малолетние дети на плечах своих родителей (ср.;Ис.49:22;23;60:8;9). Подобным образом Иудеям покорятся и все племена, обитавшие на востоке от Иудеи, именно: Идумеяне – потомки Эдома (Исава), жившие по склонам гор Сеира, на юг от Мертвого моря – Моавитяне, потомки Лота, обитавшие на восточном берегу Мертвого моря, и соседи их – Аммонитяне, – вообще все, которые были прежде враждебны Иудеям, по зависти к ним. Так опять царство Еврейское не только достигнет пределов, какие оно имело в достославное царствование Давида и Соломона, но и расширит оные.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible