Скрыть
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-6 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему

Ибо невозможно, чтобы те, кои однажды крещены, и вкусили дара онаго небеснаго чрез принятое ими врачевство, и причастниками стали Духа Святаго чрез полученные ими дары Духа, и начаток благого Слова Божия вкусили в новом Евангелии, и силою будущих времен вооружены, очевидно в уготованном праведникам обетовании, - а теперь если бы они пали (согрешили) снова, - то невозможно, чтобы опять обновлялись вторичным крещением в покаяние: ибо вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его, между тем как распятие совершилось однажды и уже не повторится более, и крещение оправдательное дано уже, и снова во второй раз не дается грешнику.

Нил Синайский, прп. (†430)

и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему

Сказано: «распинающие Сына Божия и обличающие» (Евр. 6:6). Распинают же Его еретики, не только решающиеся перекрещивать, но и отваживающиеся говорить, будто бы Христос распнется некогда и за демонов.

Письма на разные темы. Епископу Кирину

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И отпадших, опять обновлять покаянием

То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но - обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102:5); действие же покаяния состоит в том, что оно освобождает от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении все было делом благодати. Посему покаянием, говорит, - именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: обращение от мертвых дел. И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение.

Когда они снова распинают в себе Сына Божия

Крещение есть крест. Ветхий наш человек распят с Ним, и мы соединены с Ним подобием смерти Его. И еще: мы погреблисъ с Ним крещением. Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и смерть уже не имеет над Ним власти (см. Рим. 6:4-9). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвертое, и так до бесконечности? Не просто сказал: снова распинают и остановился; но еще прибавил: в себе, чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем все так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение.

И ругаются Ему

То есть торжествуют, позорят. Понимать это можно двояко; или так, что те, которые распяли Господа, измыслили тогда для позора Его такой род смерти, очевидно, проклятый и позорный, и определенный для злодеев: или так, что Христос, будучи однажды распят, в последующее время исповедуется бессмертным. Поэтому тот, кто распинает Его во второй раз, делает это исповедание ложным, что приносит бесчестие Христу, однажды только вкусившему смерть, а потом уже бессмертному. Таким образом, двумя способами подтверждается невозможность этого дела: во-первых, тем, что кто был удостоен таких благ и все растратил, тот уже недостоин снова наслаждаться теми же самыми благами, во-вторых, и еще более, тем, что невозможно, чтобы Сын Божий снова был распят.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О таинстве Покаяния
 

Сектанты говорят: Евр.6:4-6: невозможно обновлять покаянием.

Православный ответ: говорится здесь не о невозможности со стороны Бога, но о невозможности со стороны грешника. Если кается человек, значит, не в последней он степени нераскаянности. Бог же всегда силен принять и обновит: (2Цар.14:2-14; Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго (Мф.9:13; Мф.18:11-14).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 4-6 Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века. Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих

«Не возможно бо обновляти в покаяние», т. е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «вкусивших дара небеснаго», т. е. отпущенил грехов (ибо оно даруется с неба от пренебеснаго Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано; «и вкусивших добраго глагола Божия» (Апостол разумеет применимос к новопросвещенным учение о Боге) и «вкусивших силы грядущаго века», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «вкусивших» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех, как такое падение, которое есть преступление закона.

Что же! Ужели покаяние отвергается? – Да не будет!

Ибо употребив слово: «в покаяние», Апостол на этом не остановился, но прибавил:

Второе распинающих Сына Божия себе

Чрез покаяние, говорит он, распинающее Христа.

Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхаго нашего человека, т. е. грех, как и в другом месте он сказал, что спогребохомся Христу крещением (Рим. 6:4). Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, в коем и самыя погружения изображают погребение, то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься.

И обличающих

И чрез вторичное крещение понося Его, как и в первый раз распявшие Его Иудеи. Или же: показывая таким действием, будто первое распятие не удовлетворило делу спасения людей, и оказалась нужда во втором. Глумливое желание втораго распятия есть посрамление и позор для перваго.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 4)    Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 
(Ст. 5)   и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 
(Ст. 6)   и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.


Ст. 4–6 Невозможно просвещенных единою, и вкусивших дара небесного, и причастников бывших Духа Святого, и доброго вкусивших Божия глогола, и силы грядущего века, и отпадших, паки обновлети в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих (ругающихся Ему). Штундисты настаивают на том, что Церковь должна состоять из людей непорочных, что люди, после обращения ко Христу предавшиеся порокам и грехам, не могут иметь в ней места. Отсюда они выводят, что Православная Церковь не есть истинная, потому что многие члены ее не ведут жизни истинно-христианской и служат греху. Если мы отвечаем на это, что наша Церковь терпит в своем составе согрешающих членов по той причине, что надеется на их обращение и покаяние, то штундисты говорят, что такая надежда напрасна, и указывают на слова ап. Павла: невозможно просвещенных единого – и отпадших, паки обновляти в покаяние.

 

Повод к этим словам виден из предшествующих, объясненных нами стихов. Апостол убеждает своих читателей не останавливаться на рассуждениях об основных и первоначальных истинах веры. Он хочет показать, что такие рассуждения бесполезны и для верующих, которых они отвлекают от стремления к совершенству (ст. 1–3), и для отпадших от веры в Бога и Христа, в благодать Святого Духа, в бессмертие и вечную жизнь, – таковых отпадших (если бы они когда либо окапались между христианами) невозможно обновляти в покаяние. Из этого видно, что под отпадшими здесь разумеются, не люди порочные, ведущие греховную жизнь, но люди, отпадшие от веры и отрицающие основные христианские догматы (о Боге, о Христе, о крещении, о бессмертии и вечном суде).

Посмотрим теперь, какими чертами изображает апостол это отпадение. «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Этими словами апостол дает нам ясно понять, что он говорит не о тех, которые отпадают по немощи, – в немощи нет ни вражды против Христа, ни полного неверия в Его учение. Он говорит не о тех, которые отстали от Христа, как бы не имея сил следовать за Ним, но о тех, которые восстали против Него, как бы возгоревшись против Него злобою: они распинают Его и ругаются Ему. Христос распят только однажды; никто не может причинить Ему новых крестных страданий; но можно, отвергая Его Божество, почитая Его льстецом (Мф. 27:63) и злодеем (Ин. 18:30), присоединяться к суждению о Нем врагов Его, вознесших Его на крест и таким образом по своему (ἑαυτοίς) распинать Его и ругаться Ему. Однако отступники от веры не все бывают таковы. Возможно отречение от Христа по страху, какое было допущено ап. Петром. Не о таком отречении говорит ап. Павел, а о таком, которое соединяется с попиранием Сына Божия, с презрением к заветной крови и с оскорблением Духа благодати (гл. 10, ст. 29). О таких только вероотступниках и сказано, что их невозможно обновляти в покаяние.

Что значит здесь обновлять? так как те, которых должно было бы коснуться это обновление, называются отпадшими, то под обновлением нужно разуметь их восстановление в вере и воссоединение с Христом. Апостол говорит, что их невозможно обновлять покаянием (по русскому тексту). Но есть ли у них покаяние, когда они распинают Сына Божия, попирают Его и ругаются над Ним? Конечно нет; покаяние несовместимо с такою враждою против Христа. Следовательно, о покаянии говорится здесь не как о присущем средстве обновления, но как о цели его: невозможно обновлять так, чтобы они покаялись. Это подтверждается как славянским текстом, так и. подлинным греческим, где покаяние представляется как нечто предполагаемое в намерении (είς μετάνοια, в покаяние), но не как уже существующее. Невозможно приводить к покаянию тех, которые сначала соединились с Христом, а потом враждебно восстали против Него; для таких людей доказательства и рассуждения об основных истинах веры бесполезны и бессильны. Так связывается мысль апостола о невозможности обновлять «отпадших» с мыслию его о безполезности рассуждений о начатках учения Христова.

Итак, говоря о невозможности обновления отпадших, апостол имеет в виду то, что нет средств привести их к покаянию, а не то, что покаяние было бы бессильно для их спасения, если бы оно было возможно. И для отпадших не закрылись небеса, вечно для всех отверстые, но они сами не идут туда, потому что сделались недоступными для всякого спасительного воздействия, могущего возбудить в них покаяние. Отчего происходит их нераскаянность, это объясняется у апостола подробным изложением того, какие средства истощила благодать Божия для их спасения: если и после этого они отпали и даже возгорелись злобою против Господа, то для их обновления и уже не осталось никакой возможности. Они были «просвещены“ (ст. 4) всецелым познанием о Боге и Христе, «вкусили дара небесного», насладились приятием дара Духа Святого, « со делались причастниками Духа Святого», были не временными, но постоянными носителями Его, «вкусили благаго глагола Божия» (ст. 5), наслаждались слышанием и восприятием Слова Божия, вкусили «сил будущего века», той всемогущей силы Божией, которая только по временам обнаруживается в нынешнем веке, но всецело откроется в будущем веке и явится торжествующею в обновлении неба и земли (христиане вкушают этой силы то созерцая чудеса, сопутствующие христианству, то сами удостаиваясь чудодейственного дара). Понятно отсюда, почему для их обновления покаянием (в покаяние) не осталось более средств; к спасению их употреблены все средства благодати Божией и и если все они отвергнуты и оказались недействительными, та очевидно, что никакая сила не может пробудить в них покаяние. Но если у грешника есть возможность покаяния, если он еще доступен благодати Божией, то к нему нельзя прилагать того, что сказано апостолом о тех отпадших, для которых покаяние стало невозможностью.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему

«Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр. 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Можно даже сказать, что обещаемое в 3 стихе Апостол отчасти исполняет в стихах 4–6, говоря о покаянии (как бы в соответствие и стиху) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях, и в отношении к самим себе (меняя наивысшее на самое худшее, погибельное), в особенности же в отношении к Богу, Духу Святому и Сыну Божию, по отношению к Которому отступничество от Него есть, по Апостолу, как бы второе распятие Его, только совершаемое отступниками в себе самих.
 
Грозную речь об отступничестве Апостол ведёт и далее. Поэтому можно сказать, что он видел в читателях некоторые признаки его, и потому с такой великой силой говорит против него. Но чтобы не смутить читателей вполне, он вместе с тем за верность Богу обещает благословение Божие и выражает уверенность, что читатели его ещё не в таком состоянии, чтобы им грозило проклятие и сожжение. Во всяком случае, они не должны излениться, но ревностно усовершаться до конца.
 
Характеризуя вступивших в Церковь и ставших участниками её благ, Апостол называет их φωτισϑέντας, т. е. просвещёнными, как в смысле озарения их Духом Святым, так и в смысле богопознания, или просвещения Евангельским учением.
 
Далее говорится, что верующие γευσαμένους τῆς δωρεᾶς τῆς ἐπουρανίου, чем образно выражается внутреннее действие небесного дара, сущность которого большинство экзегетов полагает в оправдании, даруемом Богом верующим во Христа и называемом Апостолом неизреченным даром. Приявшие этот дар небесный становятся вместе с тем и причастниками Духа Святого.
 
Далее верующие суть γευσαμένους Θεοῦ ῥῆμα δυνάμεις μέλλοντος αἰῶνος. Вторичное употребление здесь глагола γεύσομαι допущено не потому, что Апостол не находил другого слова, а потому, что это слово было общенародным и им удобопонятно выражалось то ощущение, которое оказывало на душу, дух и чувство это καλὸν ῥῆμα Θεοῦ и δυνάμεις μέλλοντος αἰῶνος (говорит Кейль). Под καλὸν Θεοῦ ῥῆμα Блеек разумеет олицетворённое свойство Божие, которое здесь называется постольку, поскольку Евангелие с его утешительным содержанием есть Его истечение.
 
По мнению Ебрарда, к этим δυνάμεις относятся не только чрезвычайные дары Апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, в которую достигнем после исполнения царства Христова.
И вдруг, обладатели стольких благ отступятся от всего этого! Поистине для таких отступников (παραπεσόντας) нет покаяния и спасения! Глагол παραπιπτειν (собственно падать возле) в библейском употреблении означает нравственное падение и потому употребляется для выражения уклонения от истинного пути, но здесь по общей связи и особенно по снесению с Евр.10:26–31 требуется придать этому слову особое значение: отпадения от христианства и даже отступления от Бога и Христа Его, что Апостол особенно имел в виду при известной настроенности христиан из евреев возвратиться в иудейство. Из снесения 6 ст. с Евр.10:29 открывается, что отступники этого рода усвояли себе враждебный образ мысли, дышащий хулениями против Христа и Его Церкви, и таким образом, делались виновниками против Духа Святого, хула на Которого не отпустится ни в сей, ни в будущей жизни.
Таких людей Апостол считает невозможным опять обновлять посредством покаяния, потому что нельзя допустить, чтобы в них снова произошло благотворное изменение мыслей. Отпадая, они как бы снова распинают Христа, Которого Апостол называет Сыном Божиим, чтобы ярче выразить вину отпадения. От такого-то рода отпадения предостерегает читателей Апостол, предлагая их умственному взору образ того страшного состояния, в котором они могут оказаться, если не оставят своих заблуждений.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Для кого Христос – Спаситель?
 

Лк.2:11. Спаситель для тех, кто уверовал в Него: Ин.3:15-16;17:20-21, но не для тех, которые распяли Его: Лк.23:21-35, не Спаситель и для тех, кто снова распинает Христа: Евр.6:6, и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29; последним Спаситель явился не на восстание, а на падение: Лк.2:34.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве покаяния.

Лк.5:31-32. Здесь не телесная болезнь разумеется, а греховный недуг: Лк.15:10;19:10, исцелиться от коего можно только сердечным покаянием: Мф.19:181Ин.1:8-9; власть прощать грехи Господь дал и апостолам: Ин.20:20-23; только не будет прощения хулителям Св. Духа: Мф.12:31, попирающим Сына Божия и не почитающим за святыню кровь завета; также трудно получить прощение: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об отпавших.
 

Лк.8:13-14. Почву каменистую и терния на ниве Христовой подготовляют, отпадшие от истинного вероучения: Евр.6:6-8; Мф.13:27-28; и не удивительно, ибо Сам Господь сказал, что дерево доброе приносит плоды добрые, а худое – худые: Мф.7:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О единстве веры.
 

Лк.11:17. Эти слова больше всего относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19; и, вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20-21, и апостольского учения: 1Кор.12:12; Еф.4:5, отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4-62Петр.2:20-22.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви.

Лк.13:6-9. Притча о смоковнице показывает, что пока дерево находится под попечением виноградаря в винограднике, хотя и бесплодное, до тех пор для него еще не потеряна надежда быть плодовитым; так и люди, пока в Церкви, для них есть надежда на спасение: Ин.15:5; а для отпадших потеряно всё: Ин.15:6; Евр.6:4-6;10:28-29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О вере и спасении по вере.

Ин.3:36. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46; но с другой стороны и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1-6,44-47; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28, но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Кто свободен от рабства греха?

Ин.8:36. Очевидно слово «сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха: Гал.3:13; Ин.14:21. Христос своею смертью снял со всех иго греха и сделал, свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его: Рим.8:3. Неверующие, или верующие, но искажающие учение Христово снова подпадают под иго рабства греха: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О сынах противления.

Ин.8:44. Это было сказано к будущим убийцам Христа, Иудеям, отвергшим волю Божию о себе: Лк.7:30. Тоже самое говорится и о противниках Христова учения: Деян.13:10. Истинные же сыны Божии (не в собственном! смысле, а по обетованию) познаются:1Ин.3:10; Лк.10:16, а о сынах противления сказано: Гал.3:1; Евр.6:4-6; 2Петр.2:20-22.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об искуплении.

Ин.10:18. Если в другом месте сказано: «Я и Отец одно»: Ин.10:30, то понятно отсюда, что в предвечном определении Божием Господь, как вторая Ипостась Св. Троицы, участвовал и добровольно принял на себя подвиг искупления людей: Ин.10:18; Иc.53:8-10, но воспользоваться этим искуплением могут не все: Евр.6:4-6;10:29; Ин.6:44.

О духовном ослеплении.

Ин.12:40. Это говорится об неуверовавших в Meccию Иудеях, ожесточение и ослепление которых так велико и сильно, что даже нет надежды на скорое обращение их. Впрочем, апостол Павел говорит, что ожесточение Израилю попущено до времени: Рим.11:25-26, но вот об уверовавших и отпадших тот же апостол говорит строже: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об отпавших от истинного вероучения.

Ин.15:22. Здесь говорится о непростительном грехе – ненависти ко Христу и Отцу Его небесному: Ин.15:23-24: этот грех равносилен с грехом хулы на Духа Святого: Мф.12:31-32; не менее погрешают и те, кто отпал от истинного вероучения: Евр.6:4-6, и не признает за святыню Кровь завета: Евр.10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Ибо невозможно надеяться на обращение ко Христу и просвещение тех, которые сознательно отпали от Него, будучи просвещены и учением Его, и благодатью Святого Духа, которая обновляя их душу и возрождая, давала им чувствовать и вкушать радость и мир, и предвкушать будущее блаженство. Такие, сознательно отпавшие от Христа, хулят Святого Духа (см. Мф. 12:31), уподобляются тем иудеям, которые слыша учение Христово и видя Его чудеса, смеялись над Ним, как над обманщиком, и кричали: «Распни Его!». Такие уподобляются проклятой земле.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible