Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 6:3
И҆ сїѐ сотвори́мъ, а҆́ще бг҃ъ повели́тъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И это сделаем, если Бог позволит
Если позволит Бог, сделаем это вторично: но Он не позволяет немоществовать и делать это.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И это сделаем, если Бог позволит
Это сделаем - что? - то, чтобы идти к совершенству, если и Бог желает. Сказал же это не так, как бы Бог не повелевал этого, но как обыкновенно говорил, что если Богу угодно, то это именно я и хочу сделать.
А вместе с тем поучает нас здесь тому, чтобы мы все ставили в зависимость от воли Его и чтобы даже при бесспорно добрых делах мы не доверяли собственному суждению и своим силам. В этом же ясно убеждает и апостол Иуда.
Евфимий Зигабен (†1118)
И сие сотворим, аще Бог повелит
«Cиe» , т. е. что? – Стремление к совершеннейшему учению, как раньше сказано. Но чтобы кто нибудь из крещенных не предположил, что он, согрешив, может снова креститься, Апостол, в предупреждение такой мысли, прибавил следующее.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Слыша, что апостол убеждает не полагать основания учению о крещениях и о возложении рук, штундисты объясняют это в смысле порицания православному таинству крещения, а также благословению рукою иерея и т.п. обрядам и священнодействиям. Но он говорит также и о том, чтобы не полагать основания вере в Бога, учению о воскресении мертвых и вечном суде. Ужели он порицает и эти учения? Отнюдь нет. У него та мысль, что эти учения, которые он называет «начатками учения Христова», должны быть оставлены без рассуждения, так как у христиан не должно быть никакого сомнения в них. Здесь оставить не значит забыть, так как на этих истинах зиждется все, но значит оставить в неприкосновенности, так как всякое познание, утвердившись на известных основаниях, затем уже их не касается, чтобы не повредить собственной прочности. Хорошо строить здание на основании, но странно было бы, если бы кто-нибудь все время строил только основание, не переходя к постройке верхних частей здания; так точно странно было бы, если бы христиане не простирались в обсуждении далее основных и первоначальных истин веры. Это обсуждение «начатков в том числе и учение о крещении (здесь говорится во множественном числе о крещениях, потому что разумеется превосходство Христова крещения пред существовавшим еще тогда крещением Иоанновым, Деян.19:8), было тем более бесполезно, что веру в эти истины они уже исповедали при самом вступлении в Церковь Христову (исповедую едино крещение – слова символа), и что теперь настало время приношения плодов этой веры, а не нового исследования ее предметов. Таким образом в приведенных словах содержится не порицание учению о крещении, а напротив включение его в число основных истин христианства.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В 3 стихе вместо ποιήσομεν (буд. вр.) в некоторых кодексах (А, Е, Д, О) читается ποιησῶμεν (сосл. аор.), но так как принятый текст признаётся правильным такими светилами, как Лахман и Тишендорф, то можно остановиться и на нём, тем более, что это чтение соответствует контексту, особенно при отнесении действия глагола к Апостолу, а не к читателям, за которых представляется говорящим Апостол. При ином чтении и понимании этого слова будет как бы игнорироваться все предшествующее 3 стиху, чего, однако, нельзя допустить.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Если Бог повелит, и если они не совершенно отпали от веры и благодати Божьей, то святой Павел надеется просветить их ум более совершенными познаниями о Христе Иисусе. Если же они отпали, или отпадут от Христа, то все будет совершенно бесполезно.