Скрыть
И҆ та́кѡ долготерпѣ́въ, полꙋчѝ ѡ҆бѣтова́нїе.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И так Авраам, долготерпев, получил обещанное

И так долготерпел он сто лет и получил обетование свое.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И так Авраам, долготерпев, получил обещанное

Каким образом в конце послания говорит, что они только издали видели исполнение обетований и радовались (Евр. 11:13), а теперь говорит, что Авраам получил обещанное? Не об одном и том же говорит здесь и там, но здесь говорит об обетованиях земных, которые Авраам получил спустя долгое время, а там о небесных, которых он еще не получил. Однако и то и другое, - и то, что он получил, и то, что он еще не получил, служит утешением для малодушных: - одно потому что и мы получим, если обнаружим долготерпение, другое -потому что если еще не получил тот, кто достиг совершенства за столько лет раньше, то слишком неразумны мы, негодующие на то, что еще не получаем. Смотри, как он сказал: долготерпев, получил обещанное, чтобы показать великую силу долготерпения, и что не одно только обетование совершило все, но и долготерпение. Здесь же внушает им и страх, давая понять от противного, что малодушие препятствует исполнению обетования. И это случилось в пустыне с древним народом, который малодушествовал и совершенно не получил обетования. Итак, кто-либо скажет: почему же святые, долго терпев, не получили, как говорится в конце послания? Они, во всяком случае, получат. А роптавшие из народа и не получили, и не получат.

Евфимий Зигабен (†1118)

И тако долготерпев, получи обетование

«Долготерпев», как сказано выше, «получи же обетование», после того, как исполнилось благословение (Божие), умножилось семя его, и получилась в наследие земля обетованная.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 13) Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,  
(Ст. 14) говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.  
(Ст. 15) И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 
(Ст. 16) Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 
(Ст. 17) Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
(Ст. 18) дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду.


В этом отделе 6 главы апостол убеждает читателей с верою и долготерпением ожидать исполнения Божественных обетований. Примером постоянства в надежде он поставляет Авраама, который «долготерпев, получил обещанное» (Евр.6:15). Основанием же твердой надежды он полагает то, что Бог утвердил Свои обетования клятвою, и что Он не может солгать ни в клятве, ни в обещании (Евр.6:18). При этом апостол дает нам истинное понятие о клятве и законности ее употребления. «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог ни кем высшим клясться, клялся Самим Собою». Этими словами апостол указывает на то, что сказано Богом Аврааму после жертвоприношения Исаака: «Много клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Быт.22:16-17). «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их». Под высшим (κατὰ τοῦ μείζονος) разумеется здесь Господь; вот почему клятва имеет удостоверяющее значение, и вот почему это значение простирается на всякий их спор, так что клятвою уничтожается возможность всякого прекословия. «Посему и Бог, желая – показать – непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». Чтобы последние слова были яснее, нужно знать, что здесь по-славянски сказано ходатайствовать, а по-гречески ἐμεσίτευσεν (от ходатай, μεσίτης): и то, и другое значит: стал ходатаем, посредником чрез клятву. Ходатаем, посредником называется лице, которое старается примирить две враждующие или спорящие стороны, или способствует к переговорам людей, разделенных расстоянием и взаимным различием. Когда Бог ходатайствовал клятвою, то это значит, что Он поставил Себя между человеком и Самим Собою: представление это весьма свойственно Писанию, по учению которого Бог есть заступник, поручитель и посредник между человеком и Самим Собою. Так Иов восклицал, обращаясь к Богу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою, иначе кто поручится за меня?» (Иов.17:3) Но если Бог ставил Себя посредником в той единственной клятве, когда Он клялся Самим Собою, то, очевидно, что таким же посредником и поручителем является Он в тех случаях, когда не Он Собою клянется, а люди клянутся Им, как высшим. Из этого уясняется истинное понятие о клятве: она состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно, с тою мыслию, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Что можно находить неблагочестивого или неблагоговейного в такой клятве? Если Сам Бог клялся, несмотря на то, что не имел кем клясться, кроме Самого Себя, несмотря и на то, что обетования Его, как неложные, сами по себе не требовали клятвенного удостоверения, и недоверие к ним было бы со стороны людей преступлением, то тем более уместна клятва между людьми. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслию о Высшем, о всеведущем Боге, Который есть высочайшая Истина и ненавидит вся глаголющие лжу (Пс.5:7); как скоро человека оставляет память о Боге, то уста и сердце его наполняются неправдою. Кто в клятве призывает Бога в посредника и поручителя своих обещаний или удостоверений, тот чрез это исповедует благоговейную память о Нем, как о Сердцеведце, знающем, что слова его искренни и обещания его не содержат обмана. Понятно, почему после этого, как говорит апостол, «клятва, употребленная для удостоверения, оканчивает всякий спор (людей)».

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Обетования Божии даваемы были Аврааму многократно, но Апостол указывает на одно это потому, что оно сопровождалось клятвой, которая, так сказать, вызывалась потребностью души Авраама, уже много и долго терпевшей в ожидании исполнения божественного обетования, почему, снисходя к этой человеческой потребности, Бог и употребил клятву как наивысшее удостоверение. Указывая на это наивысшее удостоверение, которое служит ручательством исполнения обетований, Апостол этим путём надеялся убедить читателей терпеливо надеяться на обетования будущих благ, подобно тому, как долготерпел Авраам, ожидая исполнения обетования сначала в Исааке, потом в Иакове, а далее через Христа и во всех народах, для которых он сделался духовным отцом вследствие обетований мессианских вообще, а в особенности в силу того самого главного, которое было изречено с клятвой. А так как совершенное исполнение этого обетования возможно только через Христа, то и, следовательно, читатели послания должны твёрдо и неуклонно держаться за христианскую надежду, как за основной якорь спасения.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О клятве.

Мф.5:33-34,37. Иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи: Мф.23:16-22; Лев.19:12; запрещение совсем не клясться относится к тем предметам, которые здесь перечислены, но именем Божиим клялся Сам Христос на суде: Мф.26:63-64; клялся Собою Бог Аврааму: Евр.6:13-17; клялись и св. Апостолы: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О святости храма и о клятве.

Мф.23:16-22. Отсюда видно, что Господь Сам приписывает святость (близость к Божеству) перечисленным здесь предметам, здесь же Господь обличает клятву во лжи указанными предметами. Против клятвы именем Божиим Господь не восставал: Мф.26:63-64; и апостолы клялись: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1, потому что клятва издревле существовала: Евр.6:13-17; Откр.10:5-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Бог даровал Аврааму обетование, что от него родится сын, и что потомство его будет многочисленно, как песок морской (см. Быт. 22:17). Между тем, Авраам и жена его Сарра по старости уже не имели естественной надежды на свое потомство. Авраам поверил Богу, ему родился сын, вырос. Но Бог повелел Аврааму принести его в жертву Ему. Авраам повиновался воле Божьей. За такую его глубокую и твердую веру, Бог клятвенно подтверждает Свое обетование о происхождении от него многочисленного потомства. Авраам вполне поверил обетованию, хотя и не дождался сам исполнения обетования, но получил исполнение его в лице своего потомства.
Для чего же Бог клялся при Своем обетовании.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible