Скрыть
Въ не́мже ли́шше хотѧ̀ бг҃ъ показа́ти наслѣ́дникѡмъ ѡ҆бѣтова́нїѧ непрело́жное совѣ́та своегѡ̀, хода́тайствова клѧ́твою:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-17 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву

Подобно тому, как люди большим себя клянутся во всяком споре, и Бог снизошел до того, что поклялся пред ними Самим Собою, почему и твердою оказывается эта клятва. И этою самою клятвою желал Бог показать наследникам обетования, что обетование Его, ради Его клятвы, неизменно. Непреложная же клятва Его была для посредства, то есть между Богом, и Ангелом, и Авраамом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву

То есть потому именно, что клятва придает людям полную уверенность, и Бог клянется. Или, посему, вместо: в том, что клялся, говорит, Бог Самим Собой, Он с избытком доказал нам, что всячески и непреложно исполнит то, что обещал. Ибо хотя Богу должно было верить и без клятвы, однако Он снисходит ради нас и смотрит не на Свое собственное достоинство, но, чтобы убедить нас, попускает говорить о Себе недостойное. Ибо мы верные, благословенные в семени его, которое есть Христос, являемся наследниками обетования. Смотри, как и тогда говорит, что Сын - посредник между Богом и людьми. Ибо Собой, как Словом, клялся Бог и Отец.

Евфимий Зигабен (†1118)

В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета своего, ходатайствова клятвою

«В немже», т. е. в слове обетования. В этом обетовании Бог, желая сильнее показать наследникам обетования непреложность своего обещания, употребил клятву, сделал ее поручительницей непреложности его исполнения, по сказанному выше. Наследником же «обетования» в чувство-постигаемом виде был народ древний, в разумно же понимаемом смысле народ новый (новозаветный): ибо и семя Авраама с одной стороны составляют связанные с ним узами родства телеснаго, а с другой – уподобляющиеся ему духовно – по силе веры, как об этом с большею подробностию сказано в другом послании (Рим. 9:7).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 13) Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,  
(Ст. 14) говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.  
(Ст. 15) И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 
(Ст. 16) Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 
(Ст. 17) Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
(Ст. 18) дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду.


В этом отделе 6 главы апостол убеждает читателей с верою и долготерпением ожидать исполнения Божественных обетований. Примером постоянства в надежде он поставляет Авраама, который «долготерпев, получил обещанное» (Евр.6:15). Основанием же твердой надежды он полагает то, что Бог утвердил Свои обетования клятвою, и что Он не может солгать ни в клятве, ни в обещании (Евр.6:18). При этом апостол дает нам истинное понятие о клятве и законности ее употребления. «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог ни кем высшим клясться, клялся Самим Собою». Этими словами апостол указывает на то, что сказано Богом Аврааму после жертвоприношения Исаака: «Много клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Быт.22:16-17). «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их». Под высшим (κατὰ τοῦ μείζονος) разумеется здесь Господь; вот почему клятва имеет удостоверяющее значение, и вот почему это значение простирается на всякий их спор, так что клятвою уничтожается возможность всякого прекословия. «Посему и Бог, желая – показать – непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». Чтобы последние слова были яснее, нужно знать, что здесь по-славянски сказано ходатайствовать, а по-гречески ἐμεσίτευσεν (от ходатай, μεσίτης): и то, и другое значит: стал ходатаем, посредником чрез клятву. Ходатаем, посредником называется лице, которое старается примирить две враждующие или спорящие стороны, или способствует к переговорам людей, разделенных расстоянием и взаимным различием. Когда Бог ходатайствовал клятвою, то это значит, что Он поставил Себя между человеком и Самим Собою: представление это весьма свойственно Писанию, по учению которого Бог есть заступник, поручитель и посредник между человеком и Самим Собою. Так Иов восклицал, обращаясь к Богу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою, иначе кто поручится за меня?» (Иов.17:3) Но если Бог ставил Себя посредником в той единственной клятве, когда Он клялся Самим Собою, то, очевидно, что таким же посредником и поручителем является Он в тех случаях, когда не Он Собою клянется, а люди клянутся Им, как высшим. Из этого уясняется истинное понятие о клятве: она состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно, с тою мыслию, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Что можно находить неблагочестивого или неблагоговейного в такой клятве? Если Сам Бог клялся, несмотря на то, что не имел кем клясться, кроме Самого Себя, несмотря и на то, что обетования Его, как неложные, сами по себе не требовали клятвенного удостоверения, и недоверие к ним было бы со стороны людей преступлением, то тем более уместна клятва между людьми. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслию о Высшем, о всеведущем Боге, Который есть высочайшая Истина и ненавидит вся глаголющие лжу (Пс.5:7); как скоро человека оставляет память о Боге, то уста и сердце его наполняются неправдою. Кто в клятве призывает Бога в посредника и поручителя своих обещаний или удостоверений, тот чрез это исповедует благоговейную память о Нем, как о Сердцеведце, знающем, что слова его искренни и обещания его не содержат обмана. Понятно, почему после этого, как говорит апостол, «клятва, употребленная для удостоверения, оканчивает всякий спор (людей)».

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву

«Наследникам обетования…», т.е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим IX, 7-8).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 

Указав в 16 стихе на существующий у людей обычай клятвой высшим существом удостоверять несомненную верность, Апостол в 17 стихе разъясняет, для чего Бог, снисходя к людям, удостоверяет Аврааму своё обетование клятвой, а именно, чтобы не было никакого сомнения в верности его.
 
Под κληρονομοι τὰς ἐπαγγελίας, по снесению с 12 и 17 ст., несомненно, до́лжно разуметь тех, которым назначено обладание и наслаждение обетованием, т. е. христиан.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О клятве.

Мф.5:33-34,37. Иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи: Мф.23:16-22; Лев.19:12; запрещение совсем не клясться относится к тем предметам, которые здесь перечислены, но именем Божиим клялся Сам Христос на суде: Мф.26:63-64; клялся Собою Бог Аврааму: Евр.6:13-17; клялись и св. Апостолы: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О святости храма и о клятве.

Мф.23:16-22. Отсюда видно, что Господь Сам приписывает святость (близость к Божеству) перечисленным здесь предметам, здесь же Господь обличает клятву во лжи указанными предметами. Против клятвы именем Божиим Господь не восставал: Мф.26:63-64; и апостолы клялись: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1, потому что клятва издревле существовала: Евр.6:13-17; Откр.10:5-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 

Как люди, когда возникают между ними сомнения, недоумения, споры, для прекращения их клянутся в истине чем-либо высшим, как бы призывая его во свидетели и посредники своей правды, и люди верят такой клятве, и прекращают свои споры, так и Бог по примеру людей, и для людей, данное Им обетование подтверждает клятвою Самим Собой, так как не имеет никого выше Себя, чтобы и данное словом обетование и клятва, как две непреложные для Бога вещи, имели для человека твердое утешение и непреложную надежду получить обещанное. Так было с Авраамом. Он поверил Богу и получил обещанное Им. Так и мы, христиане, должны верить Богу, и надеяться получить обещанное Им блаженство нам.
Эта надежда среди бурь и искушений житейских, должна быть для нас якорем спасения нашего.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible