Скрыть
толи́ко лу́чшiй бы́въ А́нгеловъ, ели́ко пресла́внѣе па́че и́хъ наслѣ́д­ст­вова и́мя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостол, не сущность Слова желая главным образом сравнивать с вещами сотворенными, сказал: «толико лучший быв Ангелов» (потому что сравнение не имеет здесь места: иное – Слово, иное – ангелы); но имея в виду пришествие Слова во плоти и домостроительство, совершенное Им тогда, хотел показать, что Слово не подобно бывшим прежде, чтобы в какой мере Слово по естеству отлично от предпосланных Им, в такой же и большей еще мере от Него и чрез Него бывшая благодать сделалась лучшей ангельского служения. Рабам свойственно было требовать только плодов, а Сыну и Владыке свойственно простить долги и пересадить виноградник.

См. также Толкование на Евр. 1:1

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Если же Он был настолько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними имя наследовал? То есть именно то, о котором сказал: дал Ему имя, которое выше всякаго имени (Флп. 2:9).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя

См. Толкование на Евр. 1:3

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

В начале послания сравнивал Его с пророками по причине немощи слушающих, теперь, продолжая, поставляет Его выше ангелов, мало-помалу приводя слушателей к истине. Слово будучи употреблено вместо: явившись, как и Иоанн говорит: Идущий за мною стал впереди меня (Ин. 1:15), то есть явился почетнее меня. Ведь он говорит здесь не о природе Его по существу. По плоти, без сомнения, сказано: наследовал, потому что как Бог Слово Он имел это имя всегда. Точно так же и мы говорим о человеке и низкое, и высокое, как например, если скажем: великое дело - человек, мы называем все, что есть в нем лучшего; если же скажем; человек - земля и пепел, - назовем все худшее. Так точно и о Господе иногда мы говорим все, что относится к свойствам Божества, а иногда - к свойствам плоти.

Евфимий Зигабен (†1118)

Толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя

И это относится к Его человечеству. Слово: «быв» употреблено вместо: явившись; ибо, как Бог, Он есть лучший без всякаго сравнения, и имя ближайшей сыновности Он имел всегда, а не унаследовал после, по времени.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Мысль о превосходстве Сына Божия апостол начинает развивать далее сопоставлением Его с Ангелами, имея в виду указать, что и сообщенное Им откровение выше и совершеннее того, которое было дано при посредстве Ангелов, рукою ветхозаветного посредника - Моисея. Имя, в котором одном уже выражается преимущество Христа пред Ангелами, есть имя Сына, которое Он носил прежде век, а унаследовал - по выражению апостола - в том смысле, что на Нем именно, а не другом ком пополнились и к Нему относились приводимые далее пророчества. - Можно также понимать это наследовал подобно тому, как выше - поставил, воссел относя к человеческой природе Сына Божия. Христос от вечности был Сыном Божиим и прежде Ангелов. Став человеком, Он по-видимому умалился пред Ангелами, но это умаление ограничивалось коротким временем. Оказав послушание Отцу Своему даже до крестной смерти, Он заслужил и для Своей человеческой природы возвышение над всею тварью, наследовав и по человечеству имя Сына Божия, обладая этим Именем по праву наследства, а не как мы - по усыновлению.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшие пред ними наследовал имя.

Стих 4, образуя причастное предложение, грамматически тесно примыкает к предшествующему и в то же время служит темой раскрываемого далее, до 18 стиха 2 главы.

Толюкк думает, что Апостол хотел полемизировать здесь с ангелологическим представлением о Христе, как посредствующем духе, но Блеек, Люнеман, Рим, Мейер и др. более верно видят в этом естественное логическое течение мыслей Апостола, после сравнения Христа с пророками обращающегося к сравнению Его с Ангелами, тем более, что посредниками даже дарования Закона через Моисея были ангелы. Причастие аориста γενόμενος указывает на то, что под κρείττων разумеется не такого рода преимущество, которое присуще было Сыну Божию от вечности, но такое, которое было даровано Ему в определенное время. Сущность превосходства Сына Божия определяется превосходством Его имени. Имя же это есть Сын. Хотя это и не кажется для многих очевидным, однако это несомнено открывается из контекста речи и особенно из противоположения Сына ангелам, тем более, что в ἐν Υίῷ стиха 2-го это понятие есть управляющее всем периодом. Кроме того, греческий глагол κεκληρονόμηκεν (соверш. вр.) показывает, что Сын получил Своё имя сообразно своей природе, по праву наследства, как неотемлемую собственность. Время получения этого наследия экзегеты определяют различно, но большинство их сходится в том, что этот пункт времени есть Его Богочеловеческое прославление после воскресения и вознесения, чем однако не отстраняется и вечное рождение Сына Божия от Отца.
И это со всей ясностью подтверждается дальнейшим обоснованием мысли Апостола, ссылкой его на глубокотаинственное откровение о вечном рождении Сына, высказанное в непосредственно мессианском втором псалме, слова которого и приводит Апостол: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

1:4. Ветхозаветная теократия основана была при посредстве ангелов, новозаветная, при посредстве Иисуса Христа. Но сколь Иисус Христос, по человечеству Своему, превосходит ангелов, наследованным Им именем - Сын Божий, настолько сообщенное Им откровение выше возвещенного, при посредстве ангелов, закона.

Далее святой Павел представляет ряд ветхозаветных изречений, чтобы показать, что в Ветхом уже Завете Христу, как предвозвещенному Мессии, прилагается имя Сына Божия в совершенно особенном значении, по существу, и приписывается преимущество перед ангелами в достоинстве и власти.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible