Скрыть
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-4 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог глаголал нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда сделался человеком? Не после ли пророков? Не напоследок ли дней? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаголал людям через пророков. А поелику и пророки служили, и через ангелов изглаголан Закон (Гал. 3:19), но пришел и Сын, и пришел послужить, то по необходимости присовокупил: «толико лучший быв Ангелов», желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: «толико лучший быв Ангелов». Почему не сказал совершенно сравнительно «больше, или честнее быв», чтобы не заключил кто об ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: «лучший», чтобы дать уразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» (Пс. 83:11). И Соломон возглашает: «Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть» (Притч. 8:10-11). И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом же смысле Исаия говорит: «сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис. 56:4-5). Итак, нет никакого сродства у Сына с ангелами. А если нет никакого сродства, то слово «лучший» сказано в обозначение не сравнения, но различения, потому что Сын по естеству отличен от ангелов. И сам апостол, толкуя слово: «лучший», поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он Сын, а те «служебнии» (Евр. 1:14), и что как Сын сидит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.

Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, «Сый в лоне Отчи» (Ин. 1:18). И написанное здесь: «быв» – не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: «быв» и умолк, то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными, то и слово «быв» поставил неотрешенно, но к «быв» присовокупил «лучший», потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: «был» – равнозначительно слову: «родился» и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал или сделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари сделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). О сынах же рожденных: «быша Иову сынове седмь и дщери три» (Иов. 1:2), и: «Авраам бе ста лет, егда бысть ему Исаак сын его» (Быт. 21:5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

В самом конце времен не в подобии и не чрез рабов, но чрез Сына Своего говорил с нами, - именно чрез Того, Кого поставил наследником всего, разумей по плоти, ибо Тот, от Коего все и чрез Коего все, не мог бы быть назначен наследником всего. Чрез Коего сотворил, говорит, века все, настоящий и будущий.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

См. Толкование на Евр. 1:1

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

В последние дни сии говорил нам в Сыне

И этим он еще ободряет их, говоря: конец близок. Ибо изнуренный подвигом немного отдыхает, когда услышит о конце подвига. Также нечто другое он дает понять словами в последние дни. Когда, говорит, не осталось времени для исправления, когда мы были наказываемы, когда отчаялись, когда оскудели духовные дарования, тогда мы и получили большее. В Сыне - вместо: чрез Сына. Заметь, это против тех, которые говорят, что предлог «в» прилагается только к Святому Духу. Почему же не сказал: говорил нам Христос? отчасти потому, что они были слабы и не могли еще слышать о Христе; отчасти показывая этим, что Ветхий и Новый Завет - дело одного и Того же Бога. Обрати внимание и на слово нам. Здесь он объединяет и сравнивает с учениками как их, так и себя. Хотя не им говорил, но апостолам, а чрез них и прочим, однако он возвышает дело и показывает, что и им говорил, и это - для утешения.

Которого поставил наследником всего

То есть сделал Его Господом всего мира. Уже не Иаков - часть Господня, но все. Сказал: наследником, показывая этим, как истинность сыновства, так и неотъемлемость господства. Как же Он сделал Его Господом? По человечеству, как и во втором псалме говорит: проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе (Пс.2:8). О каком господстве говорит здесь? О господстве над подчиняющимися добровольно, то есть свободно. Ибо это господство дано было Сыну, как человеку, когда Он всеми был признан. Власть же по природе и власть над неохотно подчиняющимися Он имел прежде всех веков, как и сказано: все служит Тебе (Пс.118:91).

Чрез Которого и веки сотворил

Сказав о плоти Сына, образовавшейся во времени, наконец апостол возводит тебя и на высоту предвечного Его Божества. Где те, которые говорят: было время, когда Его не было? Он Сам создал века; как же были века, когда Его не было? Так как Отец виновник Сына, то справедливо, что Он виновник и всего, что произошло от Сына. Поэтому апостол говорит: чрез Него. Ибо Отец является делающим потому, что Он родил Сына-Творца. Здесь поражается и Савеллий, так как говорится о двух лицах. Получает смертельный удар и Павел Самосатский, который называет Сына не вечным, а получившим начало от Марии. Этим местом побивается также и Арий, хотя и не слишком сильно: он приписывает выражению чрез Которого значение некоторой помощи, называя Сына помощником Отцу. Но следующие по порядку слова поражают и Ария.

Евфимий Зигабен (†1118)

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

Егоже положи наследника всем

Сделал наследником Своей собственности: ибо, говорит, вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16:15), т. е. Он сделал Его наследником всего мира: «И дам Тебе, говорит, народы в наследие и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:8); не предел владыки Иакова, не наследие Израиля, но «вся языки«: дадеся Ми, говорит Господь, власть на небеса и на земли (Мф. 28:18).

Имже и веки сотвори

И самые века сотворил. А если века, то и все, что в них. Если же и это, то тем более время и все, что в нем. Ибо, говорит Писание, вся тем Быша (Ин. 1:3), т. е. то, что существует, что создано, будет ли то вечное, или временное. Видишь постепенность утверждения Его Божественности? Сначала Он назвал Его Сыном, – это есть общение в имени Его с Отцом, далее называет Его наследником, это уже больше, затем Творцом веков, что еще выше. A далее присоединяете, ко всему этому еще высшее и – высшее всего.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

«В последние дни сии» - евр. ??? - в последние времена обозначает вообще время царствования Мессии. С наступлением этого времени («когда пришла полнота времени», Гал 4:4) дни подзаконного служения - по определению Божию - не вечного, а временного, обреченного на замену новым, вечным, благодатным - являлись последними не в хронологическом только смысле, но, так сказать, и по существу, как дни, исчерпавшие временную необходимость Ветхого Завета и вызвавшие зарождение Нового. - »Говорил…« - в сопоставлении с выше употребленным - »говоривший« от одного и того же глагола lalein (евр. rbd - употреблявшегося для обозначения Божественного откровения) - указывает на внутреннюю связь обоих откровений - Ветхозаветного и Новозаветного, причем первое являлось лишь предопределенною Богом предварительною ступенью ко второму. - «Нам» в противоположность »отцам« указывает и на преимущество наше, вытекающее из дальнейшего противопоставления «в Сыне» вместо прежнего - «в пророках». - «В Сыне» - как «в пророках», - en греческое в смысле dia - через Сына, через пророков, но с особым оттенком мысли, что и Сын, и пророки Божии не были лишь внешними орудиями откровения, но живыми посредниками и выразителями его. Греческий текст при этом выражается - en uiw (без члена), желая этим сказать, что противополагаемый пророкам Некто стоял к Богу не в отношении простого пророка, но в гораздо более близком отношении Сына. Другие толкователи объясняют опущение члена в данном месте тем, что здесь - uioV (как и в 7:28) имеет значение собственного имени Мессии, и как такое, будучи в себе самом определенным, не нуждается в ближайшем определении посредством члена Как истинный Сын Божий, равный Отцу (3 ст.), этот последний Посредник между Богом и людьми дал в Себе людям полнейшее и совершеннейшее Откровение Божества, покрывшее и завершившее все прежде бывшие откровения через пророков. Упомянув о Сыне, писатель старается уяснить Его Божественную и человеческую природу и сущность, делая это в трёх соотносительных предложениях. Сын есть вместе и наследник; отсюда Сын Божий есть наследник всего, т.е. Господь всей вселенной, так как наследство и наследник по еврейскому словоупотреблению означают господство и господин (ср. Пс 2:8, а также Ин 16:15; Мф ХXVIII:18). - «Всего» - pantwn - как и Кол 1:16, означает совокупность всех вещей. Но почему сказано: «Которого поставил» (eqhke), а не «Который есть?» - Св. Златоуст и Феодорит объясняют это тем, что тут речь касается человеческой природы Мессии. Как Бог, Он всегда, от начала был Господь всего, потому что через Него все сотворено. Но как человек, Он стал во времени Наследником и Господом всего, совершив, как Богочеловек, второе творение, т.е. искупление всей твари. - Это искупление еще не закончилось в своих действиях и будет продолжаться, доколе продолжается мир. Христос основал Себе особое Богочеловеческое царство, в конце которого покорятся под ноги Его все враги Его и наступит полное господство Сына над всем (ср. 1 Kop 15:25 и д.). Выражение «положил наследника всем» (поставил наследником всего) должно быть, таким образом, понимаемо в смысле предвечного предназначения Сына Божия к будущему обладанию, которое, так сказать, юридически началось с момента произнесения Спасителем слов: »сoвepшишася«, а фактически исполнится и завершится, когда Бог «покорит Сыну всяческая и когда и Сам Сын покорится покорившему Ему всяческая и будет Бог всяческая во всех!» - «Через Которого и веки сотворил…» Это предложение, как показывает частица и, составляет основание к прежде сказанному: «Его же положи…» Христос поставлен наследником всего потому, что через Него и веки сотворил Бог. - «Веки сотворил», т.е. не только самое время, исчисляемое веками, но и все, что существует во времени или вместе с временем. Знаменательно то, как апостол постепенно, как бы по лестнице, идет все выше и выше в Богословествовании: сначала он называет Основателя христианства Сыном, что иной, пожалуй, сочтет за общее название чад Божиих; потом назвал Его наследником всего: это уже высшая степень Богословествования; далее именует Его Творцом веков; это еще выше по сравнению с предыдущими наименованиями; наконец, апостол представляет еще более возвышенное - то, выше чего уже нет.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

«В последок дний сих». Слова эти означают время откровения новозаветного, как совершившегося вдруг, а не по частям, почему и недавнее время, по отношению к этому времени есть древнее. В слововыражении этом можно видеть отражение еврейского выражения: אַחְַית הַיׇמִים, которое у LXX передаётся большей частью или через ἐν ἐδχάτων τῶν ἡμερῶν, или через ἐν ταῖς ἐδχάταις ἡμέραις, или ἐν ἐδχάτω τών ἡμερῶν. По иудейско-раввинскому представлению всё течение времени разделяется на два периода: הַזֶה עוֹלׇם (век сей) и הבׇּא עזֹלם век грядущий). Явление Мессии должно было совершиться в конце века сего, но для этого времени было особое обозначение: בְּאַחְַדִית הַיׇמִים. Это представление о временах проводилось и новозаветными писателями, которые в понятие «последних дней» или «конца дней» включали не только время жизни Иисуса Христа, но и последующее время до времени Его второго пришествия. Такого же определения времени держится ап. Павел здесь. Новозаветное откровение, как последнее откровение, выше предшествующего и в силу того, что оно есть дальнейшее. Но ещё больше оно потому, что оно есть последнее, совершеннейшее, после которого нельзя ожидать дальнейшего. «Падая на конец первого мирового периода, с которым связаны все обетования, оно должно иметь целью привести новое время, время исполнения».

«Отцем» с противополагаемым «нам» обозначает лиц, воспринимающих откровение в Ветхом и Новом Завете. Объём понятия «отцем» нельзя ограничивать только родоначальниками еврейского народа, как и под «пророками» до́лжно разуметь здесь не одних только пророков в тесном смысле, но и всех тех, которые так или иначе удостоились быть провозвестниками Божественного откровения, как это открывается из библейского употребления слова προφήτης. Предлог «во» (пророцех) большинством толкователей признаётся равнозначащим «чрез» и в ἐν τοῖς προφήταις видят гебраизм, соответствующий еврейскому בַּנְבַיאִים, где предлог בְּ имеет инструментальное значение. Но пророки не были одними только орудиями, а потому многие толковники объясняют, что пророки мыслятся здесь не только как такие, служением которых Бог пользуется для откровения воли Своей, но и как такие, в которых и через которых Он говорил, поскольку Дух Божий обитал в них во время пророческого вдохновения. Вероятнее предполагать, что Апостол, помимо главной мысли о посредстве пророков, хотел выразить ту побочную мысль, что пророки не были только внешними орудиями откровения, но живыми посредниками, почему он и употребил ἐν как более содержательное, чем διὰ. За такое понимание ἐν говорит и присутствие его при лице, составляющем противоположение пророкам, т. е. при ὑιός. Примеров же употребления ἐν в смысле διὰ при именах, означающих лица, а не вещи, классическая литература не представляет, и в Новом Завете их немного.

«В Сыне» необходимо разуметь Сына Божия Иисуса Христа, как Посредника, противополагаемого пророкам. Некоторые толковники, основываясь на том, что при слове ὑιός нет члена, рассматривают его как понятие родовое и общее обозначение отношения посредника Нового Завета к Отцу. Но делать такие широкие выводы из малых филологических оснований не до́лжно, ибо Апостол ясно говорит об Иисусе Христе, как Сыне Божием, многократно, прилагая к Нему это название как в тех случаях, где речь идет о Нём до Его воплощения, так равно и там, где он говорит о Христе вочеловечившемся, в состоянии уничижения, во «днех плоти» и в состоянии прославления и сидения одесную престола Божия, а также и ко всем этим формам вместе. Что же касается до опущения члена, то оно легко объясняется тем, что здесь ὑιός, как и в Евр.7:28 имеет значение собственного имени Мессии, и как такое, «будучи (по выражению Делича) в себе самом определенным», не нуждается в ближайшем определении посредством члена. Само собой понятно, что название Иисуса Христа Сыном Божиим писатель употребляет здесь в самом широком его значении, что требуется как смыслом слова, так и в особенности контекстом его употребления в смысле противопоставления пророкам. Пророки, в силу своей человеческой ограниченности, получили дар изрекать только такую часть божественной истины, какую они должны были возвестить в известное время. Сыну же, равному со Отцом, по самой природе Его присуще цельное и полное знание Божества, Его воли, Его определений. Он сущий в недрах Отца, полнота Божества и сама истина. Отсюда понятно, насколько неизмеримо Он выше пророков, как Посредник между Богом и людьми, и насколько полне и совершеннее то Откровение, которое дано через Него. Там, в Ветхом Завете, истинные посредники, а здесь Сам Единородный Сын Божий, слово Которого настолько же выше пророческого, насколько Он неизмеримо выше их, бывших предуготовителями пути Его... После единства природы Сына с Отцом – следует наследие. И вот, Апостол называет Его Наследником и усвояет Ему многие другие свойства и дела Божии, из совокупности которых составляется целостный образ Иисуса Христа – Спасителя нашего. Сын и Наследник – это как бы нераздельные понятия. Толковники останавливают больше внимание своё на слово ἔϑηκε (положил), рассуждая о том: когда и как совершилось дарование наследия. Но если эта (по выражению Делича) «пара понятий» неразделима, то и слово ἔϑηκε не имеет такого решающего значения в определении времени дарования наследия. Оно соприсуще сыновству и неотделимо от него ни в какой момент. Сын всегда есть и наследник. Поэтому выражение: «положи наследника всем» должно быть понимаемо вообще в смысле предназначения Сына Божия к будущему обладанию (которое должно быть вечным, премирным). За такое понимание говорит и прогрессивный ход развития мысли о полноте сыновства. Сначала речь идет о поставлении Сына Божия наследником, затем о творении мира через Него, сохранении его и, наконец, о сидении одесную Отца, как фактическом получении наследства, после совершения Им дела спасения людей.

Слова: «Имже и веки сотвори» во многих кодексах имеются с перемещением слов: τοὺς αἰῶνας и ἐποίηδεν одно на место другого. Но это существенно не изменяет смысла сих слов о сотворении Сыном веков, т. е. миров, созданных в определённое время, т. е. вместе с ним [со временем]. Здесь нельзя не заметить, что хотя равнозначное греческому αἰῶν еврейское עוֹלׇם употребляется для означения времени, однако есть места, где (по слову Куртца) заметно стремление «расширить и сплотить понятие временного через привнесение того, что образует пространственное и духовное содержание различных периодов времени». Гностики эонами называли разного рода эманации, которые кажутся некоторым здесь. Но контекст речи нисколько не позволяет думать о них, тем более что, когда писалось это послание, этого рода гностиков не было тогда. О сотворении Сыном Божиим мира говорит Апостол в посланиях к Кол.1:16 и 1Кор.8:6, выражая это через слово τὰ πὰντα, как и в Евангении Иоанна.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
 

1:1-2. Святой Павел не полагает, по своему обыкновению, обычной надписи и приветствия, в начале своего послания, вероятно потому, что христиане палестинские (из иудеев) всегда, если не враждебно, то подозрительно относились к нему, как к Апостолу, и потому получив послание, надписанное его именем, или не стали бы вовсе читать его, или взглянули бы на его учение с предубеждением, и таким образом послание лишилось бы своей силы и влияния. Поэтому святой Павел, благоразумно опустив свое обычное приветствие, прямо начинает раскрывать учение о превосходстве новозаветного Ходатая перед ветхозаветным. Как ветхозаветная, так и новозаветная религия, основана на откровении, источник которого в обеих религиях один и тот же - Бог, Который одушевлял духом Своим посредников откровения Его в Ветхом Завете; издревле - пророков, и в общем значении людей благочестивых, как Авраам, Моисей и другие. И в собственном смысле, пророков ветхозаветных, которым Он открывал волю Свою, в Новом Завете; Иисуса Христа. В этом заключается сходство. Но в способе и степени откровения через тех и Другого, заключается превосходство новозаветного откровения перед ветхозаветным. Там, в Ветхом Завете, Бог открывал свою волю людям многократно, не вдруг во всей полноте, какой не могли бы вместить не только народ еврейский, но и самые пророки, а частями; одному - одно, другому другое и притом мало-помалу. Например пророку Исайи открыл рождение Обетованного от Девы, Его страдания. Пророку Михею - место Его рождения, пророку Даниилу - время Его пришествия, пророку Малахии - пришествие Предтечи Христова и т д. Притом Бог открывал пророкам волю Свою многообразно, приближал будущее к духу пророка и народа в различных образах, не прямо раскрывая их, но или во сне, или в видении, или в прямой речи, или в символической. Не так было в Новом Завете, в последние дни сии. Здесь Бог излил Свое откровение во всей полноте, потому что приемлющим, и провозвестником Его откровения, был не простой человек, но Сын Его.

Кто же этот Сын Божий? В Ветхом Завете ангелы иногда называются сынами Божьими (см. Иов. 1:6, 2:1; Пс. 28:1, 88:7; Дан. 3:92). В Новом Завете искупленные Христом люди, называются так же сынами Божьими (см. Гал. 4:6; Рим. 8:15-16). Святой Павел далее характеризует Сына Божия такими чертами, которые могут быть отнесены только к Единородному и Единосущному Сыну Божию, Иисусу Христу. Его, говорит, Бог поставил наследником всего. По ветхозаветному словоупотреблению наследник и наследство означают, вместе с тем, господина и господство (см. Пс. 2:8). Следовательно, наследник и господин всего, что принадлежит Богу Отцу, есть в собственном смысле Его Единородный Сын. Как Бог, Сын от вечности наследник Отца. Ему, как Богу, принадлежит все, что имеет Бог Отец.

О каком же получении наследства от Бога Отца, Богом Сыном, говорит здесь святой Павел: поставил наследником во времени? Бог Сын, воплотившись по человечеству, получил от Бога Отца в наследство все, как Сам Он сказал по воскресении: дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Он стал во времени наследником и Господом всего, именно потому, что как Богочеловек совершил второе творение, то есть возрождение всей твари. Этим Христос основал себе Богочеловеческое царство. Но Он наследник всего и по Божеству, потому что через Него или Им, как Богом, сотворены и веки, и все, что существует во времени (см. Кол. 1:15-16).

Далее святой Павел изображает Сына, по существу Его как Бога.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible