Скрыть
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-4 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог глаголал нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда сделался человеком? Не после ли пророков? Не напоследок ли дней? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаголал людям через пророков. А поелику и пророки служили, и через ангелов изглаголан Закон (Гал. 3:19), но пришел и Сын, и пришел послужить, то по необходимости присовокупил: «толико лучший быв Ангелов», желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: «толико лучший быв Ангелов». Почему не сказал совершенно сравнительно «больше, или честнее быв», чтобы не заключил кто об ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: «лучший», чтобы дать уразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» (Пс. 83:11). И Соломон возглашает: «Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть» (Притч. 8:10-11). И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом же смысле Исаия говорит: «сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис. 56:4-5). Итак, нет никакого сродства у Сына с ангелами. А если нет никакого сродства, то слово «лучший» сказано в обозначение не сравнения, но различения, потому что Сын по естеству отличен от ангелов. И сам апостол, толкуя слово: «лучший», поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он Сын, а те «служебнии» (Евр. 1:14), и что как Сын сидит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.

Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, «Сый в лоне Отчи» (Ин. 1:18). И написанное здесь: «быв» – не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: «быв» и умолк, то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными, то и слово «быв» поставил неотрешенно, но к «быв» присовокупил «лучший», потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: «был» – равнозначительно слову: «родился» и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал или сделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари сделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). О сынах же рожденных: «быша Иову сынове седмь и дщери три» (Иов. 1:2), и: «Авраам бе ста лет, егда бысть ему Исаак сын его» (Быт. 21:5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте

И Он есть блеск света славы Его, так как чрез дела Сына, как бы чрез свет, открылась нам слава Отца, – и образ величества Его, то есть равен величеству Его, – и устроил все силою Слова Своего, то есть сила Слова Его покорила все народы, – и чрез Него совершил очищение грехов в водах крещения, – и Он возсел одесную славы величества, по плоти, в которую облекся.

Василий Великий, свт. (†379)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте

Понятие общности возводится к «сущности», а «ипостась» есть отличительный признак каждого Лица. Но, может быть, иной подумает, что предложенное понятие об ипостаси несогласно со смыслом апостольского Писания, где Апостол говорит о Господе, что Он «сияние славы и образ ипостаси Его». Ибо если ипостасию назвали мы совокупность отличительных свойств, усматриваемых в Каждом, и как об Отце признаем, что есть нечто собственно в Нем созерцаемое, чрез что Он один познается, так то же самое исповедуем и о Единородном, то как же Писание в этом месте именование ипостаси приписывает одному Отцу, а Сына называет образом ипостаси, который обозначается не собственными Своими, а Отцевыми чертами? Если ипостась есть отличительный знак бытия Каждого и собственностию Отца признается – быть нерожденно, Сын же изображает в Себе отличительные свойства Отца, то не остается уже при Отце, чтобы Он один по преимуществу именовался нерожденным, если только тем, что отличает Отца, обозначается бытие Единородного.

Но утверждаем, что здесь слово Апостола выполняет другую цель, которую имея в виду употребил он сии речения: «сияние славы и образ ипостаси». И кто тщательно уразумел сию цель, тот найдет не что-либо противоречащее сказанному нами, а только то, что речь направлена к какой-то особенной мысли. Ибо апостольское слово рассуждает не о том, как ипостаси различать между собою по видимым признакам, но о том, как уразуметь соестественность, неотлучность и единение в отношении Сына к Отцу. Так, не сказал: «иже сый» слава Отца (хотя сие действительно так), но оставив это, как всеми признаваемое, научая же не представлять иного образа славы во Отце, а иного в Сыне, определяет, что слава Единородного есть сияние самой славы Отца, подобием света приводя к тому, чтобы Сына представлять неразлучно со Отцем. Ибо как сияние, хотя от пламени, однако же не позднее пламени, но вдруг и пламень вспыхивает, и свет от него воссиявает, так, по требованию Апостола, должно представлять и Сына от Отца, не отделять Единородного каким-нибудь разлучающим расстоянием от бытия Отца, но вместе с Виновником представлять всегда и сущее от Него. Посему таким же образом, как бы толкуя предложенную теперь мысль, называет и образом ипостаси, телесными подобиями руководя нас к уразумению невидимого. Ибо, как тело непременно имеет очертание, но инаково понятие очертания и инаково понятие тела; и кто дает определение одного из сих двух, тот не попадет еще на определение другого; между тем, хотя в уме и отделяешь очертание от тела, однако же природа не допускает разделения, но одно с другим представляется соединенным; так, думает Апостол, должно разуметь, что учение веры хотя и научает нас неслиянному и раздельному различию Ипостасей, однако же в приведенном месте изображает неразрывность и как бы нераздельность Единородного со Отцем, не потому, что Единородный не имеет ипостаси, но потому, что в единении Своем со Отцем не допускает ничего посредствующего; почему устремивший душевные очи на образ Единородного имеет мысль об ипостаси Отца не вследствие изменения или смешения созерцаемых в Них отличительных свойств – или во Отце представляя рожденность, или в Сыне нерожденность, но потому, что оставшийся, по отделении Одного от Другого, не может быть представляем Один Сам по Себе. Ибо невозможно, чтобы наименовавший Сына не имел мысли и об Отце, потому что именование сие относительно указывает и на Отца.

Итак, поелику увидевший Сына видит и Отца, как говорит Господь в Евангелии(см.: Ин. 14:9), то посему сказано, что Единородный есть «образ ипостаси» Отчей. И чтобы лучше выразуметь эту мысль, присовокупим и другие изречения Апостола, в которых называет он Сына «образом Бога невидимаго» (ср.: Кол. 1:15), и еще образом благости Его, не в том смысле, что образ различен от первообраза относительно к невидимости и благости, но желая показать, что Сын тождествен с Первообразным, хотя и иной; потому что не сохранилось бы понятие образа, если бы не имел Он во всем ясного и безразличного тождества. Следственно, представивший себе доброту образа имеет уже мысль о первообразе. И кто объял мыслию как бы образ Сына, тот отпечатлел в себе и образ Отчей ипостаси, в последнем созерцая и первый, не потому, что в изображении видит нерожденность Отца (в таком случае оно было бы всецело тождественным, а не иным), но потому, что нерожденную Доброту созерцает в рожденной. Ибо, как всмотревшийся в изображение лица, представившееся в чистом зеркале, получает ясное познание об изображенном лице, так познавший Сына с самим сим познанием Сына приял в сердце образ Отчей ипостаси. Ибо все, что принадлежит Отцу, созерцается и в Сыне; и все, что принадлежит Сыну, принадлежит и Отцу, потому что всецелый Сын в Отце пребывает, и опять – имеет в Себе всецелого Отца, так что ипостась Сына служит как бы образом и лицом к познанию Отца; и ипостась Отца познается в образе Сына, тогда как остается созерцаемое в Них отличительное свойство к ясному различению ипостасей.

Письма

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте

Если описывающий Божественное рождение будет во всем соображаться с человеческими страданиями (что и выговорить непозволительно), то в праве он услышать: если тебе для рождения представляется необходимым страдание, то мне – и для сотворения. Ибо, если буду соображаться с человеческою немощью, то знаю, что и творимое творится не бесстрастно. Если же будешь принимать приличное и проходить мимо несообразного, что и боголепно, то должен уразуметь, что Бессмертный рождает бесстрастно, тогда как смертный - страстно; равно как и творя, Один творит без труда, а другой с трудом. Сие-то уразумев и богомудрый Павел, как бы вдохновенный Богом, возвысившись над всеми земными подобиями, определил так: Сын есть сияние славы и образ ипостаси Отчей, первым подобием означая совечность, а вторым – ипостасное бытие.

Пребожественное Определение и Слово Отчее, о премудрый (без предисловия приступлю к истолкованию, потому что мучусь желанием высказать свою мысль), если, как говорят, появилось позднее Отца, то не вечно, а если вечно, как мы говорим, то не появилось позднее. Ибо ничто так не свойственно естеству Божию и не отличает Его, как вечность. Посему словом сияние указывается на совечность, выражением образ ипостаси — на ипостасность, именованием Слово — на бесстрастие и бесплотность, именем Сын — на личное свойство и на единосущие.

Ибо, из каждого речения извлекая пригодное, оставляем все прочее как не приличествующее естеству Божию. По отношение к вещам сотворенным пусть имеют место слова «прежде» и «после», по отношению же к Досточтимой и Царственной Троице слова «первый» и «второй» не имеют места, потому что Божество выше и числа, и времен.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте

Если Сын есть «отражение» Отца (Евр.1:3), как свет из света, то каким образом Он (Сын) может не быть другим по отношению к Нему (Отцу), как существующий особо? Ведь отраженное может стать таковым не иначе, как от другого, то есть отражающего, а не само из себя.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сей, будучи сияние славы

Восшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне, и называет Его сиянием славы, чтобы ты знал, что Он из Него, бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил и наши души, и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин. 8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности; ибо сияние светит одновременно с сияющим. И солнце не бывает видимо когда-нибудь отдельно от сияния, и Отец немыслим без Сына. Посему, когда услышишь ариан говорящих, что если Сын из Отца, – значит, после Него, то скажи им, что и сияние от солнца, однако не после него, ибо в одно время и солнце и сияние.

и образ ипостаси Его

Сказав: сияние, и чрез это показав единосущие и совечность Сына с Отцом, снова, так как сияние не самостоятельно, апостол устраняет из этого примера неуместную мысль, чтобы ты не принял сторону Маркелла и Савеллия, которые говорят, что Сын не может быть в собственной ипостаси при Отце. Посему и говорит: и образ ипостаси Его; это значит: как Отец самостоятелен и не имеет ни в ком нужды для совершенства, так и Сын. После того, как показал совершенное во всем сходство, этими словами апостол показывает также и особенный образ первообраза. Ибо образ есть нечто иное при сравнении с первообразом, как существующий сам по себе, хотя и до безразличия подобный первому. Григорий Нисский говорит: как чрез сияние показал общность Сына с Отцом, так чрез образ – равенство их. Ибо ум, постигший величие ипостаси, чрез видимый образ может, во всяком случае, измерять и ипостась. Ибо не превышает ипостаси образ, чтобы не быть безъипостасным настолько, насколько превысит; и ипостась не больше образа: в противном случае та часть была не отображенной. Сказав подобным образом и в другом месте, что Сын существует во образе Божием (Флп. 2:6), апостол дает нам понять это же самое, именно, что означает ипостась, а означает Господа, созерцаемого в этом образе. Во всяком случае, апостол показывает равенство Сына со Отцом. Ибо в образе усматривается величие Отца, нисколько не превышающее этот образ, так как, в самом деле, было бы безобразно и некрасиво то, что выступало бы из образа, чего об Отце мыслить неуместно. Если же таково величие Отца, каков и образ, а отобраз равен образу, то и отобраз – имеет такое же величие, какое усматривается в образе Божием.

и держа все словом силы Своей

Прежде ты останавливался на выражении чрез Которого и считал Сына как бы помощником Отцу; слушай теперь, если можешь понять, как Павел приписывает здесь власть Сыну. Не сказал: держа силой, но словом силы, то есть словом, полным силы, показывающим Его могущество. Ибо как говоришь, что Отец сказал: да будет свет, – и стал свет (Быт.1:3); так и Сын словом держит все, то есть всем управляет и все содержит. Гораздо же важнее приведения всего в бытие сохранение противоборствующего между собой и стремящегося обратиться в небытие. Не сказал: управляя, но: держа – эта метафора заимствована от движущих что-нибудь и обращающих одним пальцем. Такую великую и чрезвычайную тяжесть творения Он носит как ничто, одним только всемогущим словом. Ибо не бессильно слово у Бога, как у нас. После стольких ересей, опровергаемых в самом начале послания, как осмеливаются некоторые отвергать его, как будто не принадлежащее Павлу, на основании того, что стиль его отличается от стиля других посланий? Необходимо им убедиться, что высота мыслей и неотразимая их сила принадлежит не кому другому, как Павлу, имеющему в себе говорящего Христа. Если же они соблазняются стилем речи, то пусть узнают, что Павел написал послание на еврейском языке, так как говорил с евреями; на греческий же язык оно было переведено, как некоторые думают, Лукой, или, как другие полагают, Климентом, стиль которого оно, действительно, больше и сохраняет. Посему отнимающие это послание у Павла делают, так сказать, подобную же ошибку, как если бы они отнимали Павла у Христа.

совершив Собою очищение грехов наших

Сказав о величии Божественности Слова, говорит и о попечении Его о людях чрез воплощение, что гораздо важнее, чем держать все. Здесь он представляет два доказательства: одно - в том, что Он очистил грехи наши, другое – в том, что сделал это Собою. И во многих местах апостол восхищается тем, что совершено Самим Сыном. Ибо чрез крест и смерть, которую Он подъял, очистил нас, не только как безгрешный, умерший за наше прегрешение, понесший наказание, которому Сам не подлежал, и освободивший вообще природу от осуждения за грех Адама, но и как давший нам крещение, подобие смерти Его, чрез которое мы, крещаемые, получаем всякий раз отпущение грехов, перешедших к нам от предков, и силу к тому, чтобы в остальное время не поддаваться легко греху.

воссел одесную (престола) величия на высоте

Напомнив о кресте, ведет речь о воскресении и вознесении Господа. Не сказал: повелено Ему сесть, но воссел и одесную, и на высоте. Это не значит, что Бог ограничивается местом, но для того сказано, что показать равночестность Его с Отцом. Ибо Он достиг самого престола Отчего, и как Отец есть на высоте, так точно и Он. Если же кто-нибудь скажет: однако написано: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс. 109:1); то скажем на это, во-первых, что не сказал: повелел, но: сказал. Потом, чтобы ты не подумал, что Он не имеет начала и причины в Боге Отце, для этого так образно и выражена речь.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте

Иже Сый сияние славы

Сияние преславнаго естества Божия, как свет от света. Усвоил же Себе имя сияния, чтобы показать, что Он из Него (Отца) есть, и что произошел от Него безстрастно и без умаления в достоинстве.

B образ ипостаси Его

Словом «образ» Апостол сказал, что как Отец самобытен по существу Своему, так и Сын. Посему Сын дает Собою разумение и об Отце: видевый Мя, говорит Он, виде и Отца Моего (Ин. 14:9). И иначе: словом «сияние» обозначил неслиянность и нераздельность Их единения, а словом «образ» Их равносильность и совершенное тождество, кроме Ипостасных особенностей.

Нося же всяческая глаголом силы Своея

Всем распоряжаясь, всем управляя, всем руководя одним словом силы Своей. A действующий так, по силе всемогущества Своего, мог ли нуждаться в ком-нибудь для управления всем.

Собою очищение сотворив грехов наших, седе oдесную престола величествия на высоких

Сотворил очищение Собою, сделавшись жертвою заклания как агнец, ради отпущения грехов наших, по человеческой плоти. Величествием здесь он называет Божество, которое выше назвал славою. Престолом обозначил достоинство и власть божества Его. Седением указал на успокоение от труда и наслаждение плодами его. «Одесную» означает близость Сына к Отцу и Его равночестность. А словом «на высоких» он не местом ограничил Бога, а показал только, что Он, как Бог, превыше всего.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте

Сияние славы и образ ипостаси Его. Сим обозначается прямо вечность Сына и единосущие Богу Отцу. «Сияние от солнца, и не после его; ибо вместе солнце и вместе сияние (Феофил.)». Как солнце, в отношении к сиянию своему, есть само из себя, и сияние из солнца, так Отец из Себя Самого, Сын же рождается от Отца. Как сияние происходит от солнца, не отнимая ничего от его сущности и не отделяясь, так Сын произошел от Отца. Солнце существует прежде сияния, но однако и вместе с ним, так и Сын с Отцом, Сияние не может быть без солнца, и солнце без сияний: так Сын не может быть без Отца, и Отец без Сына, и однако они оба отличны. Нельзя видеть солнца без исходящего из него света: так никто не может видеть Отца без Сына (ср. Ин 1:18; 5:19 и дал.; 6:46; 14:9; 16:15). Если сияющее – Бог, то Божественно и Его сияние. Если сияющее – вечность, не имеющая ни начала, ни конца, то таково и сияние. Полное во всем единосущие и равенство. – «Образ ипостаси» – χαρακτήρ τής αποστάσεως, – оттиск, отпечаток, начертание (от χαράσσειν – надрезывать, начертывать). Как печать, оттиснутая штемпелем, вполне соответствует сделанному на нем изображению, так Сын – точнейшее и совершеннейшее отображение сущности Отца (ср. Ин 14:9: «видевший Меня видел Отца»). Совершенно в другом смысле именуется человек «образом Божиим и подобием». Как созданный во времени, со способностью бесконечного развития, человек постепенно Богоуподобляется и обожествляется. Божественная сущность отображается в его душе как слабое подобие, как малая искра Божественного сияния, а не весь свет, сполна и совершенно изливаемый Сыном. Человек только подобосущен Богу, а Сын единосущен Отцу. Или Сын единосущен Отцу в полной и всесовершенной степени, как личность нераздельна с Ним, а человек единосущен Богу в том смысле, что Бог уделил Ему малое подобие Своей сущности для вечного совершенствования по образу Создавшего его. – «Держа все словом силы Своей…» Сотворив все Словом Своим, Бог и держит все, т. е. хранит бытие и порядок вещей также словом силы Своей. Это хранение мира есть как бы постоянно продолжающееся творение; и то и другое совершается одним словом Божественной силы, которая и завершит все тем же словом, когда силою уст Сына Божия будет убиен единственный противник нравственного порядка бытия мира – антихрист (2Сол 2:8). – «Совершив Собою очищение грехов наших… Очищение грехов наших, освящение и оправдание человека часто упоминаются в сем послании, как плоды первосвященнического служения Мессии, Его жертвоприношения, совершенного Им не через кровь козлов или тельцов; но Самим Собою, жертвою Своего послушания, Своего самопожертвования, Своей крови и жизни. Принеся такую жертву за людей, Христос и для Самого Себя, т. е. для Своей человеческой природы приобрел возвышение над всеми тварями – воссел одесную (престола) величия на высоте, (έν υψηλοίς, собственно на высоких, т. е. на небесах, ср. далее 8:1). Что это выражение относится к человеческой природе во Христе, видно из того, что нигде в Новом Завете не приписывается Иисусу Христу седение одесную Отца прежде вознесения Его на небо (ср. Ин 17:5; 6:62). До этого вознесения о Сыне говорится более возвышенно: «Сый в лоне Отчи» (Ин 1:18). Образ выражения (о седении одесную), означающего участие в Божественной власти и мироправлении, заимствован апостолом из 1 ст. 109 Пс, который всегда считался Мессианским, хотя и в различных смыслах. – Одесную престола величия на высоте – в этом образном выражении каждое слово – полно глубокого смысла: одесную – указывает сродство и равночестность Сына Божия с Отцом; – Престол – означает достоинство и власть Божества; – седение – покой и довольство; – величие – то же, что выше – слава, т. е. слава и величие Божества; – на высоте – знаменательное выражение, имеющее в виду не ограничить Бога одним определенным местом, хотя бы небом, а только указать высшее над всем положение Его, – т. е. что Бог выше всего.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте

«Сияние» (ἀπανγασμα) славы понимается толковниками различно: одними в смысле отблеска, произведённого через обратное лучеиспускание или отражение (изображение в зеркале, отражение на поверхности воды), другими же в смысле отбрасывания лучей самим источником света, например, солнцем, что ближе к коренному значению глагола ἀπαυάσειν, означающего бросать от себя свет, испускать сияние, так что действие, выраженное этим глаголом, должно заключаться не в отражении от другого предмета, но в собственном сиянии (в свете от света). В книге Премудрости Соломона, премудрость называется ἀπαύγασμα φωτὸς οἴδίου, каковое название тожественно с обозначением Премудрости излиянием (ἀπόῤῥαι) славы Вседержителя. В таком же значении слово ἀπαύγασμα встречается у Филона, который считает человеческий дух (πνεῦμα) апагасмой божественной сущности, излившейся из неё, как луч или сияние из солнца. Наши авторитетнейшие толковники держатся такого же понимания этого слова.

«Слава» (δόξα) Отца – это первосвет, сиянием Которого является Сын, так что в этом слове заключается мысль об открываемости существа Божия, т. е. об откровении Бога Отца в Сыне. Поэтому, слово это до́лжно понимать в смысле сверхчувственном и видеть в нём обозначение того света, о котором Апостол говорит в 1Тим.6:17 и который по учению Иоанна есть Сам Бог.

Словом «образ» (χαρακατὴρ) делается указание на самостоятельное бытие Сына, так как первичное значение этого слова указывает на предмет, которым производятся известные изображения и знаки (чекан, штемпель, печать), а далее – оттиск их и в переносном смысле – определённые духовные и телесные черты, составляющие отличительные свойства лица или предмета, или тех, на которых отпечатлены эти черты с возможно полным соответствием оригиналу, подобно тому, как печать, оттиснутая штемпелем, вполне соответствует находящемуся на нём изображению.

«Ὑπόστασις» получило смысл и значение лица только во время позднейших (христологических) споров; первоначальное же значение этого слова было соответствующим сущности, или реальности (= οὐσία), как противоположном явлению. По выражению одного экзегета, ὑπόστασις есть обозначение существа Божия в Его собственной внутренней определенности, как δόξα есть обозначение Его в отношении к твари. «Имея единое и равное существо с Богом Отцом, Сын существует и самостоятельно, как личность, отличная от Отца по Своему призванию, задаче и положению», говорит Куртц. Неизмеримой высоте и величию отношений Его, как Бога, соответствует и отношение Его к миру. Он всё носит глаголом силы своей. Выражение это знаменательное и очень характерное как по употреблению слов, так и по силе и смыслу их. Τὰ πάντα здесь то же, что τοὺς αἰῶνας и πάντων Евр.1:2, т. е. весь мир. Глагол φέρειν до́лжно разуметь в смысле сохранения бытия и порядка вещей. Здесь мысль та же, что и в Кол.1:17.

Всемогущую деятельность Свою Сын Божий совершает «глаголом силы своея». Оборот выразительный и соответствующий прекрасному началу нового периода послания. Силой уст сотворен мир, силой уст он сохраняется и направляется к цели своего бытия, силой уст Сына Божия будет убиен нечестивый противник нравственного порядка бытия мира – антихрист.

Как легко было Ему сотворить мир, так не трудно и поддержать его. В этих словах Апостол выразил наглядно всю необъятность величия Сына Божия в Его отношении к твари. Достаточно одного только Его слова, чтобы сохранялся мир во всей его громадной целокупности. И такое отношение Его к миру не изменилось от того, что Он сделался человеком, когда Он сделался носителем мира и центром его в другом смысле, избавителем человечества и примирителем Неба и земли. Если же эти предикаты имеют смысл в отношении к Спасителю во дни плоти Его, то ещё с тем большим правом до́лжно относить их к прославленному состоянию Сына Божия. Как Богочеловек, Сын Божий, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величия на высоких. Аорист ποιησάμενος (в противоположность настоящему ὤν и φέρων) показывает, что под καϑαρισμὸν ποιησάσϑαι до́лжно разуметь действие определенное, единичное и притом совершившееся прежде действия, выраженного главным предложением (ἐκάϑισεν).

Выражение «очищение грехов» заимствовано из ветхозаветного употребления, где καϑαριζειν (טִהִד означало объявление священниками чистоты от так называемой левитской нечистоты, которая в тяжких формах искуплялась посредством кровавой жертвы. Отсюда далее καϑαριζειν употреблялось и в более широком значении, в смысле искупления грехов вообще, причём у LXX употребляется глаголом ἐξιλάδκεδϑαι. На Христово самопринесение Себя в жертву за грехи людские указывает некоторым образом не без цели поставленный Апостолом средний залог ποίησάμενος, имеющий здесь не возвратное значение, но то же самое, как и в δεήσεις ποιοῦνται, и в ποιησάμενος, где с понятием действия соединяется понятие о более сильном, внутренним, собственном участии действующего лица. Таким образом, средний залог указывает здесь на то, что очищение грехов есть собственное дело Сына Божия, совершеное Им не через посредство, но через Себя Самого, почему присоединение слов δἰ ἑαυτοῦ имеет великий смысл.

Божественное определение о поставлении Сына Божия наследником всего достигает своего завершения в сидении одесную престола величествия на высоких. Это последнее выражение заимствовано Апостолом из Пс.109:1, который всегда считался мессианским, хотя и в различных смыслах. Ἐκάϑισεν ἐν δεξιᾷ – выражение образное, символическое, происшедшее от древнего восточного обычая, по которому лица, особенно близкие к царю, имели право садиться по правую его сторону, что служило знаком участия их в той чести, какая воздавалась царю, а также и в той власти, какая принадлежала. Сообразно с этим и сидение Сына Божия, как Богочеловека, одесную Бога будет указывать на то, что Он после вознесения на небеса и по человечеству Своему сделался участником в той божественной славе, которую по Божеству Своему Он имел прежде бытия мира.

«На высоких» (ἐν ὑψηλοῖς) вполне соответствует выражению «на небесах», но более благозвучно. Что касается до слова «престола» то очевидно, оно добавлено ради выяснения абстрактного слова величествия (μεγαλωσύνη) более конкретным. Некоторые относят ἐν ὑψηλοῖς к μεγαλωσύνη, соединяя с ним в одно логическое понятие, но в таком случае перед ὑψηλοῖς должен бы стоять член.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,

Сын есть единого существа с Богом Отцом, ибо Он есть свет от света, луч - сияние славы Божьей. Как свету совечно сияние, ибо нет света без сияния, так Сын совечен Отцу. Как солнце, в отношении к сиянию своему, есть само из себя, и сияние из солнца, так Отец из Себя Самого, Сын же рождается от Отца. Как сияние происходит от солнца, не отнимая ничего от его сущности и не отделяясь, так Сын произошел от Отца. Солнце существует прежде сияния, но однако и вместе с сиянием, так Сын со Отцом. Сияние не может быть без солнца, а солнце без сияния, так Сын не может быть без Отца, и Отец без Сына, и однако Они оба отличны. Нельзя видеть солнца без исходящего из него света, так никто не может видеть Бога без Сына (ср. Ин. 1:18, 5:19-27, 6:46, 14:9, 16:15). Сын есть отблеск, луч славы Бога Отца, не внешний, а внутренний - по существу, что святой Павел выражает словами образ Ипостаси Его, что означает, что Сын есть образ существа Бога Отца, имеет равное существо с Богом Отцом. Как Бог по существу и творец мира, Сын есть хранитель и Промыслитель мира, содержа все словом силы Своей. Как сотворил все словом Своим, так и хранит все, и всем управляет тоже словом силы Своей. Будучи творцом и Промыслителем мира, Сын есть виновник второго духовного творения, то есть, Искупитель от грехов, Спаситель рода человеческого, совершивший Собою очищение грехов наших. Приняв на себя плоть человеческую, Сын Божий принес ее в жертву Богу за грехи людей, и таким образом очистил нас от грехов наших не постороннею жертвою, как делал ветхозаветный первосвященник, а Собою Самим. Таким образом, Он есть и Первосвященник и Жертва. Но Христос Своею жертвою не только для людей принес очищение от грехов, но приобрел и для Самого Себя, то есть для Своей человеческой природы, возвышение над всеми тварями. Воссел одесную престола величия на высоте, то есть после своих страданий и крестной смерти Он воскрес, вознесся на небеса, и воссел одесную величествия Бога Отца, величия на высоте. «Достиг самой высоты величия» (Златоуст). Принял участие в Божественной власти и миро правлении, «стал равночестным Богу Отцу» (Златоуст). И нигде в Новом Завете не приписывается Иисусу Христу сидение одесную Отца, прежде вознесения Его на небо. О вечном же Сыне говорится в Евангелии Иоанна. Сын в лоне Отчи (Ин. 1:18).

Итак, виновник новозаветного домостроительства, есть воплотившийся Сын Божий, по Своему существу равный Богу, творец и Промыслитель мира и Спаситель людей, и вечный ходатай за них пред Богом Отцом: седя одесную Его на престоле. Эту основную мысль послания святой Павел далее доказывает свидетельствами Слова Божия, главного убеждения для евреев.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible